МААМ-картинки

Реализация самостоятельной творческой деятельности дошкольников

Ольга Павлова
Реализация самостоятельной творческой деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

реализация самостоятельной творческой деятельности дошкольников

Формирование творческой личности является одной из важных задач педагогической науки и практики на современном этапе. Ее решение должно начинаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективным средством для этого является визуальная активность. Аристотель также отмечал, что «Рисование способствует разностороннему развитию ребенка» [Дырда Г. П., Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством, с. 1152].

Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Так, Борисова О. Ф. утверждает, что «именно субъективная новизна является результатом деятельности дошкольников. Рисуя, вырезая и наклеивая, дошкольник создает что-то субъективно новое для себя. Но его субъективная ценность значительна. Работая над изображением, ребенок приобретает знания, его представления об окружающем мире уточняются и углубляются. Он не только овладевает новыми визуальными навыками и способностями, расширяющими творческие возможности, но и учится использовать их сознательно. Очень значимый фактор с точки зрения умственного развития. Ведь каждый ребенок, создавая образ того или иного предмета, передает сюжет, включает в себя свои ощущения, понимание того, как он должен выглядеть[Борисова О. Ф., Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника, с. 130].

Вишня А. С. делает вывод, что «в этом суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, но и тогда, когда он создает изображение по указанию учителя, определяя композицию, цветовую гамму и другие выразительные средства, внося интересные дополнения и т. д. По мере того, как он овладевает навыками (уже в старших группах, его решение становится все более сложным и творческим. И в этой ситуации положительное отношение учителя к творчеству ребенка является важным стимулом для его творчества» [Вишня, А. С. Формирование творчества дошкольников средствами изобразительного искусства, с. 1194].

Мотков О. И. отмечает, что «для развития творческих способностей детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, не могут овладеть. Иначе: речь идет о целенаправленном обучении, овладении богатым художественным опытом [Мотков О. И., Развитие творчества у детей, с. 16].

Академик А. В. Запорожец отметил: «выразительность детских работ не всегда является результатом целенаправленных поисков; это может быть интуитивный поиск, вызванный яркими впечатлениями» [Запорожец А. В. Избранные психологические труды, с. 201].

Идея ученого получила дальнейшее развитие в исследованиях педагогов и психологов, в частности Н. А. Ветлугиной, О. М. Дьяченко, Б. П. Юсовой синтезированы и описаны критерии, характеризующие уровень творческого развития дошкольников [19].

Анализируя ситуацию последних лет Суртаева Н. Н. утверждает, что «сегодня дети сталкиваются с качественно новыми условиями существования, необходимостью постоянно решать жизненные проблемы. Предпосылки, заложенные в дошкольном детстве, задают социально ценный вектор развития растущей личности. Это объясняет внимание как педагогов, так и психологов к феномену детской личности, поскольку дошкольное образование на протяжении многих лет было ориентировано на обеспечение только когнитивного обучения» [Суртаева Н. Н., Педагогика. Педагогические технологии, с. 13].

В свою очередь Дубова Г. А. считает, что «тенденцией современного дошкольного образования является переход от ценностей обучения к ценностям развития. Его вектор развития ориентирован на создание для каждого ребенка условий, в которых человек мог бы максимально реализовать себя. Но именно в изобразительном искусстве формируются наиболее благоприятные предпосылки для самовыражения ребенка. Здесь он пробует свои первые силы и совершенствует свои способности. Учителя должны быть готовы помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать Личностью. В творческой деятельности задача состоит не столько в том, чтобы научить детей визуальным приемам, сколько в том, чтобы заложить основы для развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе» [Дубова Г. А., Творческий педагогический проект «Модернизированная буровая установка», с. 16].

В своих научных публикация Дырда Г. А. поясняет, что «личностно–ориентированный подход в воспитании детей является наиболее актуальным направлением в педагогических методах. Воспитатели должны предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не принуждать их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предложить ему как можно больше различных способов самовыражения. Рано или поздно, но он обязательно выберет свой собственный путь, который позволит ему в полной мере проявить себя» [Дырда, Г. П. Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством, с. 1153].

В программе «Шаг в искусство» Петровой И. Ф. утверждает, что «знакомство дошкольников с различными видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, мелкая пластика, декоративно-прикладное искусство) также оказывает влияние на изобразительную деятельность. Дети знакомятся с жанрами искусства, учатся видеть разнообразие линий, форм, определять цветовую гамму, композицию. Они проявляют интерес, предпочтение при выборе картин, иллюстраций, народных игрушек. Педагог планирует знакомство с произведениями искусства перед занятиями рисованием, в часы самостоятельной художественной деятельности, проводит беседы с детьми и на занятиях»

Публикации по теме:

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

План-конспект самостоятельной художественно-творческой деятельности «Снеговик» для детей подготовительной к школе группыПлан-конспект самостоятельной художественно-творческой деятельности «Снеговик» для детей подготовительной к школе группы .

Активизация самостоятельной познавательной деятельности дошкольников средствами экспериментирования В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Реализация самостоятельной творческой деятельности дошкольников
Опубликовано: 19 января 2025 в 16:56
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация самостоятельной творческой деятельности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Павлова (УИ 1929369) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!
Вот какие у нас сосульки!
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД