нурсиля казарбаева
Реализация психо-коррекционной помощи детям с интеллектуальными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация психо-коррекционной помощи детям с интеллектуальными нарушениями
Объект психокоррекции – межличностное общение детей.
Предмет психокоррекции – коммуникативная и эмоционально – личностная сферы детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями.
Цель психокоррекционных занятий – развитие коммуникативного взаимодействия ребенка с социальным окружением, повышение его самооценки, обучение конструктивному общению, формирование адекватного эмоционального реагирования в различных ситуациях, развитие самоконтроля.
Публикация «Реализация психо-коррекционной помощи детям с интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах
Основные задачи психокоррекционных занятий :
1. Развивать отношения, основанные на равноправии и готовности конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемым статусом в группе, помочь детям ощутить комфортность в кругу других детей.
2. Развивать открытость, инициативность, формировать навыки выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим.
3. Помочь детям достичь взаимное признание и уважение.
4. Развивать у детей навыки и умения конструктивно разрешать межличностные конфликты, развивать навыки самоконтроля.
5. Повышать у детей групповую сплоченность, мотивировать готовность идти друг другу навстречу, вызывать интерес в достижении общей цели.
6. Учить проявлять терпение к недостаткам других и считаться с интересами других.
Психокоррекционные занятия разрабатывались согласно следующим принципам взаимодействия в системе «педагог (психолог) – ребенок» :
1) Наставничество. В центре – обращение к интересам детей.
Действия психолога не воспринимаются детьми как прямое вмешательство в их жизнь, а направлено на то, чтобы заинтересовать всех детей общим делом, удержать этот интерес, дать им пережить результаты общих усилий и творчества.
2) Партнерство. Психолог воспринимается ребенком как авторитетный организатор деятельности и одновременно как интересный участник общения. В центре – обеспечение относительного равенства психолога и детей в совместной деятельности, особенно в игровой.
3) Сотрудничество. В центре – открытое взаимодействие двух субъектов процесса обучения и воспитания «психолог – ребенок». Психолог безоговорочно принимает ребенка как личность и индивидуальность, признает его права и свободы, понимает его проблемы и искренне, по-человечески вместе с ним участвует в их преодолении.
4) Сотворчество. Это высшая форма сотрудничества, где устанавливается определенное равновесие деловых и межличностных отношений психолога и детей, а главное возникают отношения сопричастности к общим жизненным ценностям. В центре – процесс «включения в отношения духовного родства и взаимоответственности, сопричастности всех каждому и каждого всем».
5) Во взаимодействии с детьми – личностно – ориентированный подход. Центральное место – создание условий для дошкольника с интеллектуальными нарушениями, которые будут побуждать вступить в позитивные отношения с психологом, совместное с ребенком ориентирование его собственных интересов; выявление трудностей, их причин, а также путей преодоления этих трудностей, с учетом актуальной и потенциальной зон развития у старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями.
6) Соблюдение принципа единства диагностики и коррекции. Центральное место – обоснование проведения психокоррекционной работы по результатам диагностики межличностных отношений в группе с интеллектуальными нарушениями. В ходе диагностики выявляется уровень развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных связей в соответствии возрастным и индивидуальным особенностям детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями.
7) В соответствии СФГОС – развитие коммуникативной компетентностидошкольника с интеллектуальными нарушениями, которая включает в себя: распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих; умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Коммуникативная компетентность включает в себя группу базовых навыков и умений:
- умение сотрудничать;
- умение слушать и слышать;
- умение воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
- умение говорить самому.
8) Соотношение форм и методов психокоррекции с актуальным развитием ребенка, его возрастными и индивидуальными особенностями.
9) Выработка умений и навыков по всем направлениям психокоррекции осуществлялась одновременно, от более простых заданий к более сложным – этот принцип сохранялся на протяжении всего времени проведения занятий.
Психокоррекционные методы и обоснование их выбора
Выбор методов психокоррекционной работы опирается, прежде всего, на знание возрастных, индивидуальных и специфических особенностей, связанных с конкретным вариантом отклоняющегося развития детей – с интеллектуальными нарушениями.
1. Игровой метод. Игра – ведущая деятельность дошкольного возраста. Игра предоставляет большие возможности для развития личности ребенка, в частности, для развития эмоциональной и коммуникативной сферы, а также она важна для преодоления негативных эмоциональных состояний и нарушений поведения. Игровой метод в психокоррекционной работе будет осуществлять как терапевтическую так и обучающую функции. Игры и упражнения, в рамках психокоррекционной программы будут направлены:
- на развитие эмоционально–волевой сферы и качеств личности ребенка;
- на формирование способности к пониманию различных эмоциональных состояний на основе восприятия невербальных стимулов (мимика, пластика и т. д., на развитие способности к созданию выразительного образа с помощью невербальных средств;
- на развитие коммуникативных навыков и способов конструктивного общения.
Виды игр: подвижные; коммуникативные; расслабляющие; обучающие.
2. Метод проблемных ситуаций. Имеют диагностическое значение для психокоррекции. С помощью данного метода можно создавать такие ситуации, в которых ребенок будет поставлен перед необходимостью решения социальной проблемы (поделиться или не поделиться со сверстником, оценить его действия, разрешить конфликт и пр.). Подобные ситуации не являются простыми формами совместной деятельности, это – игры и действия рядом, в которых дети могут проявлять интерес к сверстнику, оценивать его действия, оказывать поддержку и помощь.
При использовании данного метода в психокоррекции межличностных отношений у детей отмечаются следующие показатели поведения детей:
- степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника;
- характер участия в действиях сверстника;
- характер и степень выраженности сопереживания сверстнику;
- характер и степень проявления просоциальных форм поведения.
Использование метода проблемных ситуаций в психокоррекции межличностных отношений у детей дает достаточно полную картину не только особенностей поведения ребенка, но также позволяет вскрыть психологические основания того или иного поведения, направленного на сверстника Здесь эмоциональное и действенное отношение выявляются в неразрывном единстве, что особенно ценно для диагностики межличностных отношений.
3) Метод социальной терапии. Основан на использовании социального принятия и признания, социального одобрения и положительной оценки ребенка значимым социальным окружением, как взрослыми, так и сверстниками. Данный метод позволяет решать задачи профилактики и коррекции отклонений в личностном развитии ребенка, обусловленных депривацией потребности в социальном признании и обеспечивает:
- удовлетворение потребности личности в социальном признании;
- формирование адекватных способов социального взаимодействия у детей с низким уровнем коммуникативной компетентности.
4) Метод статусной терапии. Позволяет регулировать статус ребенка в группе и направленно регулировать относительную успешность его в игровой, познавательной, трудовой и бытовой деятельности. Изменение относительной успешности деятельности ребенка может быть двояким и выступать как повышение успешности или как понижение успешности по сравнению с членами группы. Повышение успешности приводит к повышению статуса ребенка в группе и более полной реализации его притязаний на признание.
5) Психогимнатика. С помощью данного метода участники общаются без слов. В основе психогимнстических играх и упражнениях лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. Она направлена на решение задач групповой коррекции: установление контакта, отработку обратных связей и т. д. Также носит релаксационный характер, что позволяет снять эмоциональное напряжение, чрезмерное возбуждение после подвижной игры.
6) Имаготерапия. Способствует обогащению и укреплению эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей ребенка. С помощью данного метода в ребенке воспитывается способность адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций. Помогает сформировать новые поведенческие акты или способы адаптации к той или иной среде, пробудить и научиться использовать собственный жизненный опыт, расширить собственные возможности, в том числе коммуникативные.
7) Изотерапия. Применение данного метода в психокоррекции с дошкольниками с интеллектуальными нарушениями помогает создать благоприятные условия для развития навыков общения, обеспечить эмоциональное отреагирование. Изотерапия оказывает влияние на осознание ребенком своих переживаний, на развитие произвольности и способности к саморегуляции, а также на формирование позитивной Я-концепции ребенка, уверенности в себе за счет социального признания другими.
8) Сказкотерапия – помогает ребенку идентифицироваться с героями литературного произведения, сопереживание им дает возможность ребенку выразить множество собственных чувств. Сказки предлагают в образной форме аналогичные «обучающие ситуации», ребенок видит новые ролевые позиции, новые способы действия. Терапевтическое воздействие метода – снижение уровня тревожности и агрессивности у детей, развитие умения преодолевать трудности и страхи, выявление и поддержка творческих способностей, формирование навыков конструктивного выражения эмоций.
9) Танцевальная терапия. Применение данного метода эффективно при работе с людьми (в т. ч. и с детьми, имеющими нарушения в эмоциональной сфере, нарушения общения, межличностного взаимодействия. Танцевальная терапия развивает осознание собственного тела, создает позитивный образ тела, развивает навыки общения (невербальные, помогает исследовать собственные чувства и приобрести групповой опыт.
Возрастная категория для проведения психокоррекционных занятий – старшие дошкольники с интеллектуальными нарушениями.
Форма проведения и кол-во человек – групповая: 2 подгруппы по 6 человек в каждой. Выбор такой формы проведения обусловлено тем, что групповую психокоррекцию желательно проводить в малых группах (4 – 7 человек, поскольку, если количество участников в группе превышает 7 человек, то возникает тенденция к обособлению отдельных подгрупп, что значительно снижает эффективность группового взаимодействия.
Основной формой психокоррекционной работы с детьми являются специально организованные занятия педагога–психолога с каждой подгруппой.
Структура комплекса психокоррекционных занятий :
1 этап – ориентировочный (установочный) – 1 занятие
2 этап – собственно коррекционно-развивающий – 8 занятий
3 этап – завершающий (закрепляющий) – 1 занятие.
Всего количество занятий – 10, продолжительностью до 40 минут. Учитывая специфику интеллектуальных нарушений, в каждом занятии присутствует свободное время (10 минут, отведенное для свободной деятельности, поскольку дети с интеллектуальными нарушениями быстро утомляются, при длительной нагрузке снижается их активность, теряется включение и интерес к занятиям. Занятия проводились 2 раза в неделю. Каждое занятие проводилось в игровой форме.
Каждое занятие имеет общую структуру:
1. Ритуал приветствия.
2. Содержательная часть занятия, включающая в себя различные методы психокоррекционного воздействия (в основном, игры).
3. Свободное время между занятиями.
4. Ритуал прощания.
План психокоррекционных занятий представлен в Приложении 1.
Конспекты некоторых психокоррекционных занятий с детьми для наглядности представлены в Приложении 2.
Методическая база цикла психокоррекционных занятий :
1. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции : игры, упражнения, техники.
2. Бычкова С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации.
3. Рябцева С. В., Спиридонова И. В. Формирование психологической готовности к школе : тренинговые занятия для детей старшего дошкольного возраста. Часть 1. Развитие коммуникативных навыков и межличностных отношений. Программа «Учимся быть вместе».
4. Семенака С. И. Уроки добра: Коррекционно – развивающая программа для детей 5 – 7 лет.
5. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция.