Юлия Кокурина
Реализация поисковых ситуаций в совместной деятельности взрослого и ребенка в процессе ознакомления с профессиями
▼ Скачать + Заказать документы
В младшем возрасте у детей начинает проявляться устойчивый интерес к действиям взрослых. Им интересно, что делает взрослый, как, какие атрибуты он использует в работе. Например, у нас сломалась дверка ящика, мы пригласим на помощь, Александра Ивановича, он поможет нам отремонтировать дверку ящичка.
Особенность детей младшего дошкольного возраста заключается в том, что дети данного возраста-маленькие исследователи. Им все нужно потрогать, попробовать, увидеть, иногда сказать свое мнение. Например, играя с машиной, ребенок представляет, что он водитель, говорит куда он едет, что делает.
Публикация «Реализация поисковых ситуаций в совместной деятельности взрослого и ребенка в процессе ознакомления с профессиями» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
Неслучайно говорят, что в младшем возрасте закладываются основы интеллектуального развития. Которые затем будут совершенствоваться, обогащаться в течении всего времени пребывания ребенка в детском дошкольном учреждении.
Поэтому, чтобы развивать в будущем интерес к деятельности взрослых, я провела наблюдение за игровой деятельностью детей своей группы. В результате, я выявила, что уровень игровой деятельности детей в моей группе составляет-25%, а 75% детей имеют проблемы в развитии игровой деятельности, т. е. однообразие роли (мама, папа, водитель, однообразные игровые действия (нет сюжетной линии, не прослеживается взаимодействие в игровом сюжете, не преобразуется игровая обстановка.
В результате чего, мной, в соответствии с ФГОСДО, были поставлены следующие задачи
1. Формировать положительное отношение к труду людей ближайшего окружения.
2. Расширять и обогащать представления о труде работников детского сада: их действия и результаты труда.
3. Побуждать оказывать помощь взрослым.
4. Воспитывать бережное отношение к результатам труда.
5. Стимулировать желание детей отражать в игровой деятельности полученные представления о труде взрослых.
Данные задачи решались при помощи ситуаций. Ситуация-это основная единица в ознакомлении детей с трудом взрослого, имеющая свои преимущества, такие как, кратковременность, охватывает небольшую подгруппу детей, мотивирует к совместной или самостоятельной деятельности, результативна. Ситуации хорошо используются в в любой детской деятельности (игровая деятельность, познавательно- исследовательская деятельность, коммуникативная деятельность, художественно- творческая деятельность, двигательная деятельность
Игровые поисковые ситуации направлены на ребенка,на активный поиск решения данной ситуации, стимулирования детской самостоятельности. Например, использование таких игровых поисковых ситуаций «Что нужно, чтобы сварить кашу» ,«Кто ходит в белых халатах».
Игровые исследовательские ситуации способствуют развитию любознательности у ребенка, стимулируют желание узнавать что-то новое. Например «Как моется посуда», «Кто может починить стульчик».
Игровые ситуации хорошо используются в процессе сюжетно-ролевых игр, в которых отражаются знания детей о каком-либо труде взрослого. Например, «Идём в магазин за покупками», «Зайчик поранил лапку»
Игровые ситуации стимулируют коммуникативную деятельность воспитанников, учат проговаривать свои действия, ставить элементарные цели, обговаривать результаты. Например, «Расскажи кукле Кате, что можно приготовить для гостей», «Помоги зайчонку выбрать посуду, необходимую для приготовления вкусного чая»
Проблемно-игровые ситуации стимулируют детскую речевую деятельность. Например, «Объясни, что нужно дворнику, чтобы подмести наш участок»
Проблемно-игровые ситуации хорошо конструируются воспитателем по произведениям художественной литературы. Такие ситуации развивают у детей умение давать элементарную оценку действиям литературных персонажей. «Что помогает нам не стать девочками чумазыми», «Кто помогает нам не стать Машами- растеряшами»
В результате работы у детей сформировался интерес к трудовой деятельности взрослого (младшего воспитателя, сторожа, дворника).
Дети научились различать трудовые действия взрослых, по трудовым действиям называть профессию. Например, «Метет дорожки. Кто?-дворник», «Накрывает столы. Кто?-младший воспитатель», «Играет с детьми. Кто?-воспитатель».
Дети стремятся оказать помощь взрослым, знают, что надо бережно относиться к предметам окружающего мира.
В игровой деятельности дети отражают действия взрослых, а именно, если раньше дети играли только в семью, то сейчас сюжет игры включает в себя, например, поход в магазин за продуктами, уборка кукольной комнаты, мытье пола.
Дети знают где домик игрушек, могут напомнить сверстнику что игрушку можно положить на место.