Наталья Гайко
«Мастерская» как форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка в контексте ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать +Заказ
В связи с введением ФГОС ДО меняются подходы организации деятельности в детском саду. Ведущим видом деятельности становится совместная деятельность взрослого с ребенком, в которой педагог становится партнером. Выделяются основные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности, под которыми мы понимаем такие факторы как сотрудничество взрослого и детей и возможность свободного перемещения и общения детей.
Публикация «„Мастерская“ как форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка в контексте ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
В настоящее время психолого-педагогические условия организации образовательной деятельности с детьми в форме мастерской разработаны известным детским психологом Н. А. Коротковой. Существенной особенностью партнерской деятельности взрослого с детьми является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников. В тоже время партнерская деятельность взрослого открыта для проектирования в соответствии с интересами детей.
«Творческие мастерские» - одна из современных форм образовательной деятельности, которая очень привлекает детей.
Дети любят все яркое, необычное, им нравится лепить, рисовать, вырезать, наклеивать, экспериментировать, конструировать. «Творческая мастерская» - это одна из новых форм непосредственно- образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей. Здесь есть все для того, чтобы творить.
Красиво и правильно оборудованная мастерская создает положительный эмоциональный настрой всех участников образовательного процесса. Наличие мастерской снимает дискомфорт от самого «бросового» материала, который негде хранить в условиях групповой комнаты, неизбежно захламляющего помещение.
Мастерская представляет собой место в группе, оснащенное всем необходимым оборудованием для экспериментирования и конструктивной деятельности с «бросовым» и другим материалами. Зонирование мини-мастерской связано с выделением мест для хранения «бросового» материала, размещения инструментов, проведение элементарных опытов и экспериментирования, осуществления конструктивной деятельности и утилизации уже непригодного для творчества материала. Наиболее целесообразно выделение 4-х зон : зоны творчества, экспериментирования, хранения бросового и др. материалов и зона утилизации. При этом зонирование является гибким, позволяющим детям и педагогу легко перепланировать пространство в группе, передвигая мебель и оборудование и образуя удобное место для конструктивной деятельности как индивидуально, так и для замысла при осуществлении совместного творчества. Для оборудования мини- мастерской мы использовали полки, где наличие ящиков, прозрачных коробок из пластика дает возможность сортировать и хранить материалы так, чтобы им можно было удобно пользоваться, не захламляя помещение. Все инструменты (ножницы, кисточки, краски и т. д.) всегда находится на своих местах. Это приучает ребят к порядку, формирует основы культуры труда. В мастерской также находятся и дидактические пособия: альбомы поделок, схемы-чертежи, технологические карты и пр.
Наличие мастерской позволяет также сочетать созидательную деятельность детей с формированием основ культуры использования материалов и созданных конструкций. Поскольку со временем интерес детей к той или иной конструкции угасает, а в процессе игры она теряет свой первоначальный вид. В условиях мастерской появляется возможность либо восстановить (подкрасить, подклеить, подлепить или заменить детали и пр., либо разобрать ее, сортируя материал. Пришедший в негодность материал дети сами утилизируют, выбросив в специальный мусорный контейнер, находящийся в «зоне утилизации», а пригодный к повторному использованию- аккуратно убрать, рассортировав по коробкам и специальным контейнерам, постоянно находящимся в мастерской.
Мастерская открывает путь и для использования поделок из различного материала в различных событиях повседневной жизни детского сада: в ней создаются игрушки, подарки-сувениры к праздникам и дням рождениям и т. д. При этом конструирование из различного материала выступает как объединяющее начало, обеспечивающее и само конструирование, и другие виды деятельности, содержательность досуга ребят в детском саду. Дети конструируют не только для себя, но и для своих сверстников, малышей, взрослых. Таким образом, досуг, становится деятельностью полезной, доставляющей радость и удовольствие и ребенку, и всем окружающим.
Особенность «мастерской» в том, что дети сами решают, участвовать им сегодня или нет. Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Материалы для совместной деятельности в форме мастерской могут быть самыми разнообразными : краску, бумагу, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры, разные виды бумаги, кисточки разного размера и назначения, салфетки, «бросовый» материал: фантики, нитки, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания, использованные фломастеры и ручки, трубочки от бумажных полотенец и туалетной бумаги, коробки, коробочки от спичек, пластиковые бутылки, контейнера и тд.
Для детей занятия обозначены как работа в мастерской в организованном пространстве, где целенаправленно создаются вещи из разных материалов, красивые, интересные и нужные.
• «Дары природы» (изготовление поделок из природного материала, соленого теста);
• «Из бумаги и картона» (изготовление поделок из бумаги и картона);
• «Не выбрасывай» (изготовление поделок из использованного материала);
• «Есть идея!» (изготовление сувениров, подарков для родных и друзей).
Образовательная цель работы в мастерской- это развитие творческой активности посредством знакомства с альбомами, технологическими картами; развитие умение «читать» простейшие чертежи и схемы, составлять их самостоятельно из готовых карточек или рисуя.
Работа в мастерской организуется в утренние часы до завтрака и в вечерние после полдника. Тематика и направление работы определяется темой недели. Мастерская как форма организации предполагает создание условий:
1. организацию общего рабочего пространства,
2. возможность выбора цели из нескольких - по возможностям и интересам.
3. открытый временной конец занимательного дела, позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе.
Дети включаются в деятельность добровольно по принципу «Я тоже хочу делать это!» .
Деятельность в мастерской проходит по определенной структуре:
- ритуал начала и окончания занятия. Это психогимнастические и игровые упражнения, например, дети передают друг другу мяч и рассказывают о своем настроении.
- постановка проблемы (педагог сообщает о проблеме, создает ситуацию, побуждающую детей включиться в решение поставленной задачи, выдвигая различные идеи) ,
- своевременный поиск путей решения проблемы, метод «Мозгового штурма», метод активизирует творческое мышление благодаря определенным правилам: можно высказывать любую идею - никто не назовет ее плохой, можно комбинировать, модифицировать, улучшать идеи других, чем невероятнее идея, чем лучше -тем лучше результат.
- совместная работа в микрогруппах (индивидуальная, коллективная, творческие работы выполняются детьми самостоятельно, без помощи и контроля взрослого. Если после «мозгового штурма» ребенок чувствует, что еще не готов к самостоятельной работе, провожу с ним индивидуальную дополнительную разминку.
Созданию и поддерживанию атмосферы творчества и психологической безопасности способствуют методы, направленные на коллективное взаимодействие и сотрудничество, повышение социального статуса:
1) мотивационный компонент при постановке задач («сделать подарок другу, лакомство для птиц»);
2) ситуация сотрудничества работая в парах, подгруппах, командах;
3) игровые проблемные ситуации «поможем зайцу выбрать шубку для зимы», «поможем солнышку засветить»;
4) ситуации морального выбора (помощь в завершении начатой поделки и т. д.)
В нашей мастерской мы начали работать с бумагой, бумага –один из самых простых, доступных, легкообрабатываемых материалов. В зависимости от замысла и назначения изделия применяют бумагу, различающуюся по толщине, фактуре, текстуре и цвету. Собрали коллекцию разных видов бумаги. Приобщение детей к художественно- творческой деятельности начали постепенно от простого:
1 этап –это работа с бумажными салфетками. Занятия с салфетками способствуют развитию художественно-эстетического вкуса, мелкой моторики, ручных умений, развитию речи, т. к. существует взаимосвязь общей и речевой моторики.
2-й этап- художественное моделирование из полосок бумаги и вырезанных фигур (квадрат, треугольники, овал и т. д.). Полоски и фигуры из белой и цветной бумаги, клей – это отличные материалы для художественно – творческой деятельности детей.
3-ий этап- работа с гофрокартоном. Для работы с гофрокартоном применяется техника бумагокручения. В результате того, что полоска гофрокартона толстая и упругая, поделки получаются крупные, объемные, времени на их изготовления тратится меньше. К концу третьего этапа дети постепенно овладевают различными техниками работы с бумагой, совершенствуя умения, навыки и начинается заключительный этап овладение новой техникой работы с бумагой – квиллингом.
Следующий материал, с которым стали работать – это дерево. Познакомила детей с древесными отходами, предлагала их понюхать, чтобы ребята ощутили аромат древесины, полюбоваться цветом, посмотрели какие могут быть разнообразные формы, объяснила каким образом появились древесные отходы и стружка. Нужно сохранять их или нет и для чего их можно использовать и как. Посовещавшись с ребятами, решили из брусочков сделать кубики, мы их обработали наждачной бумагой и покрасили и у нас появился еще один набор кубиков для занятий и для игры. А из стружки, которой у нас много накопилось от карандашей - решили сделать аппликации, сначала дети учились аккуратно наносить клей и приклеивать, а когда работы были закончены, я предложила сделать к женскому дню мамам сюрприз, сделали такой натюрморт, повесили в приемной группы вместе с приглашением на праздничный утренник.
В работе творческой мастерской использую технологии личностно-ориентированного обучения: проблемные ситуации, «Как сделать бусы из муки?», «Можно ли рисовать без красок?»; игровое обучение, с помощью которого формирую гибкое оригинальное мышление и освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; внутригрупповую дифференциацию (распределение детей по группам с учетом интересов «давайте решим, кто будет делать радугу, а кто солнце…»).
Совместная работа детей и родителей, где родители отвечают за техническую сторону работы, прочность, и безопасность, естественно вовлекает их в процессе воспитания ребят. При этом важно, что бы дети и родители работали сообща и ребята не были просто зрителями или выполняли только подсобную работу (принеси, подержи). Для привлечения игровой мотивации мы провели семейные конкурсы по типу домашних заданий, результат которых оцениваются в детском саду на выставках.
Взаимодействие с семьей – важный момент в организации мини-мастерской в группе. Именно родители – главные «поставщики» «бросового» материала для детского творчества, производящие совместно с воспитателями его предварительную гигиеническую обработку.
В результате проделанной работы отмечается положительная динамика развития детей. На начало учебного года отмечалось небрежное отношение детей к материалам и инструментам, утилизировались отходы от конструирования из материалов с помощью взрослого. Дети нуждались в прямой помощи воспитателя в определении и реализации замысла.
К середине учебного года наблюдается ценностное отношение к материалам и инструментам для конструирования, умение утилизировать отходы от конструирования из различного материала при словесной помощи воспитателя (совета, указания). Появились познавательный интерес к экспериментированию и техническому конструированию из бросового материала и способность к творческой реализации замысла в совместной со-творческой деятельности со взрослым.
В настоящее время можно отметить следующие достижения детей: ценностное отношение к материальным ресурсам, устойчивый интерес к экспериментированию и техническому конструированию, способность к самостоятельной творческой реализации замысла, активное желание участвовать в совместных творческих проектах и конкурсах. Коллективные работы, выполненные в мастерской, были представлены на конкурсы детского творчества: это городской выставки декоративно-прикладного творчества «Зимняя сказка»; Международные конкурсы детского творчества «Осенние фантазии», «Рождественская сказка», «Елочка-красавица», в конкурсе, который проводила Православная церковь «Свет Рождественской звезды» где заняли во всех перечисленных конкурсах первые места, где заняли первые места.
В завершении хочется вспомнить слова В. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Все это возможно, организуя такую форму работы как мастерская.