Анастасия Журавлева
Реализация комплексного подхода воспитания здорового ребенка в условиях дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация комплексного подхода воспитания здорового ребенка в условиях дошкольного образования
Формирование основ здорового образа жизни является одной из важнейших задач дошкольного образования. Необходимость формирования основ здорового образа жизни в дошкольном возрасте обусловлена социально-экономическими проблемами жизни общества и ухудшением состояния здоровья детского и взрослого населения. Возрастает роль образования в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни обучающихся разных возрастных групп, начиная с дошкольной ступени образования. Здоровье ребенка и полноценное физическое развитие является основой формирования гармоничной личности. В семь лет происходит становление функциональных систем организма ребенка, интенсивно развиваются органы и происходит закладывание основных черт личности, формирование характера. Приобщение к здоровьесберегающему и здоровьеукрепляющему, осознанному поведению детей старшего дошкольного возраста становится актуальной проблемой дошкольного воспитания. Именно на этом этапе важно сформировать у детей основу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осмысленную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Публикация «Реализация комплексного подхода воспитания здорового ребенка в условиях дошкольного образования» размещена в разделах
Интерес представляет ценностно-социальная модель здоровья, в которой здоровье является приоритетной, значимой ценностью для человека, а также необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности. Важное значение осознания здоровья как ценности предполагает системный подход к формированию и организации здоровьесберегающего поведения старших дошкольников.
У старшего дошкольника отношение к своему здоровью складывается под влиянием поведения родителей или других «значимых взрослых» и во многом обусловлено сформированными представлениями о сущности здоровья и здорового образа жизни, от значимости здоровья в кругу ценностей ребенка. Так как взрослый является реализатором всех потребностей ребенка (материальных, духовных, познавательных, то приобщение к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте должно осуществляться совместно со взрослыми. Значимыми взрослыми для детей дошкольного возраста становятся родители и воспитатели, которые являются примером для них, и их установки и нормы присваивают дети. Работы педагогов А. В. Мудрика, Т. А. Куликовой, В. И. Смирнова позволяют утверждать, что присвоение определенных ценностей в старшем дошкольном возрасте происходит путем подражания. Подражание (непроизвольное или произвольное) становится одним из проявлений активности ребенка. При этом взрослый служит для ребенка как бы «зеркалом» (А. А. Бодалев). В данном процессе у дошкольника развивается мышление и воображение, накапливается практический опыт жизнедеятельности. У него происходит осознание своих возможностей, которые создают новые желания и побуждают к самостоятельному и творчески активному действию. Ребенку необходимо постоянно чувствовать поддержку и положительное подкрепление со стороны взрослого, что создает благоприятные условия для формирования и проявления его активности и интереса. Еще один путь влияния взрослого на дошкольника - это подкрепление познавательной деятельности путём поощрения со стороны взрослого. Благодаря поддержке воспитателя у дошкольника формируются любознательность, пытливость, наблюдательность, которые влияют на воспитание познавательного интереса к человеку, его здоровью.
Формирование здорового образа жизни является целенаправленным процессом содействия ребенка в осознании здоровья как высшей ценности и ответственного отношения к нему. Включение ребёнка в здоровьетворение в соответствии с его представлениями, индивидуальными возможностями и способами» [1, с. 43]. Для определения факторов, детерминирующих формирование ценностного отношения дошкольников к здоровью, необходимо проанализировать основные компоненты, составляющие понятие здоровый образ жизни : полноценный сон, сбалансированное питание, физическая активность, закаливание, личная гигиена, гармоничные отношения в семье, ритмичный режим активной деятельности и отдыха.
Образовательная деятельность детского сада «Ладушки» по данному направлению включает в себя работу по формированию 7 элементов составляющих здорового образа жизни : личная гигиена, рациональное питание, закаливание, двигательная деятельность, медицинская активность, психоэмоциональная саморегуляция и режим дня [2].
Эффективность и результативность формирования основ осознанного отношения к перечисленным элементам здорового образа жизни, подразумевает повышение уровня технологической компетентности педагога, знание и владение им методами и приемами, здоровьесберегающими образовательными и современными образовательными технологиями.
Так для повышения эффективности освоения детьми основ здорового образа жизни (элемент режим дня, коллективом детского сада были отобраны и внедрены в воспитательно-образовательную практику такие современные образовательные технологии как ИКТ и кейс-технологии, оптимизирующие процесс освоения следующих макротем:
– Что такое режим (значение и структура);
– Режим движения;
– Режим питания (частота, регулярность);
– Режим отдыха (сон, значение, правила засыпания).
Эффективность использования информационных технологий для оптимизации освоения содержания технологии формирования элемента ЗОЖ «режим дня» обусловлена особенностями содержания последней, которая обеспечивается в рамках трех компонентов : когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого. Использование информационных технологий позволяет оптимизировать именно когнитивный и эмоционально-оценочный компоненты : яркие образы усиливают эмоциональное восприятие дошкольника, что позволяет быстрее и проще усвоить предлагаемый материал. Учитывая, что понятия «здоровый образ жизни», «режим дня» являются абстрактными для ребенка дошкольного возраста и результат соблюдения правил здорового образа жизни является отсроченным; использование информационных технологий позволяют моделировать различные ситуации (которые невозможно воспроизвести в жизни детского сада) и делать наглядным для дошкольника результат правильного и неправильного его поведения с точки зрения здоровьесбережения.
В результате инновационной деятельности коллектива детского сада были разработаны 4 серии интерактивных мультимедийных пособия, включающих в себя более 20 игр, нацеленных, кроме решения задач ЗОЖ, на развитие познавательной активности дошкольника, зрительно-моторной координации, внимания и памяти.
Примером использования ИКТ-технологии является авторская игра «В гостях у Дремы» (макротема «Режим дня»). Данная разработка позволяет наглядно представить и объяснить значение и важность дневного сна для ребенка; в результате были разрешены следующие проблемные вопросы:
– Зачем нужно спать днем?
– Так ли важно вовремя ложиться спать вечером?
– Почему у младенцев сон занимает большую часть суток?
– Что нужно, чтобы сон был в пользу? И др.
Ряд игр с использованием ИКТ-технологий можно предложить для домашней игротеки с родителями, что позволяет сделать совместный досуг детей и взрослых не только полезным, но и более красочным, ярким, эмоционально положительно наполненным.
Основным достоинством использования технологии кейс-стади для оптимизации содержания технологии ЗОЖ является повышение результативности формирования у детей эмоционально-оценочного компонента (эмоциональноположительного отношения к выполнению режима дня) и поведенческого компонента (умения отражать имеющиеся знания о зависимости соблюдения структурных компонентов режима дня и своего здоровья в деятельности, умения выполнять все компоненты режима с помощью взрослого в определенное время). То есть, кейс-стади являются своеобразным тренировочным средством для воспитанников, способствующим закреплению имеющихся у них знаний, умений и навыков поведения в конкретных ситуациях, связанных с элементом ЗОЖ «режим дня». В результате творческой работы, членами педагогического коллектива были разработаны кейс-стади:
– «Веселый будильник»;
– «Движение – жизнь!»;
– «От завтрака к обеду с хорошим настроением»;
– «Сон – залог здоровья».
Исходя из особенностей содержания элемента ЗОЖ, на подготовительномотивационном этапе технологии кейс-стади проблема формулируется таким образом, чтобы в процессе работы над кейсом дети обязательно вывели какоелибо правило соблюдения режима дня (например, правила укладывания на сон, правила режима движения и т. п.). Кроме того, технологическая карта работы с кейсом расширяется за счет включения некоторых элементов практической деятельности – опытов, экспериментов, дидактических упражнений.
Рассмотрим пример кейс-стади «От завтрака к обеду с хорошим настроением», разработанной с целью формирования у старших дошкольников осознанного отношения к завтраку как к одному из важнейших компонентов режима питания. Во время проведения кейс – стади, педагог на 2-м этапе применяет эксперимент, как наглядно-действенный способ решения проблемной ситуации. Через эксперимент детям демонстрируется результат рационального питания и нарушения режима питания: что будет, если принимать пищу регулярно (в экспериментальную емкость вливается вода подкрашенная цветом соответствующему режимному моменту питания; при соблюдении частоты и регулярности питания емкость сохраняет чистоту цвета). И что будет, если не соблюдать режим питания: принимать пищу слишком редко или слишком часто (в экспериментальную емкость беспорядочно вливается вода, подкрашенная различными цветами соответствующими режимным моментам питания; в результате несоблюдения регулярности и частоты питания, происходит переполнение экспериментальной емкости, что наглядно демонстрируют возможные нарушения в здоровье ребенка). Так, в процессе эксперимента, дети самостоятельно смогли убедиться в пользе своевременности приема и качественного состава пищи. На презентационном и рефлексивном этапах осуществляется презентация плана решения проблемной ситуации: как сохранить хорошее настроение от завтрака к обеду, и соотнесение каждым ребенком принятого решения по отношению к своему поведению, а также закрепление определенных правил соблюдения режима питания [3].
В заключение, необходимо отметить, что внедрение ИКТ и кейс-технологий продемонстрировали положительный эффект в освоении содержания технологии формирования элемента ЗОЖ «режим дня» и высокую результативность освоения задач образовательной области «Физическое развитие» основной общеобразовательной программы, подтвержденную данными педагогической диагностики воспитанников [6].
Важно формировать представления о здоровье у старших дошкольников как одной из основных ценностей жизни, воспитывать ценностное отношение к здоровью, обучать старшего дошкольника делать правильный выбор в ситуации укрепления здоровья, воспитывать чувство ответственности за свое здоровье.
Список используемых источников
1. Седых, Н. В. Педагогическая система формирования основ здорового образа жизни детей в дошкольных образовательных учреждениях : автореферат дис. доктора педагогических наук : 13.00.04 / Волгогр. гос. акад. физ. культуры. - Волгоград, 2006. - 43 с. 70
2. Ошкина А. А., Царева О. Н., Галкина И. А., Капинос Л. М. Формирование у дошкольников здорового образа жизни (элемент – режим дня). Ульяновск. 2014. С. 14.
3. Овчаров, Е. А. Здоровье школьников (медико-социальные, экологические и педагогические аспекты) : учеб. пособие. / Е. А. Овчаров — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. пед. ин-та, 2000. — 392 с.
4. Дружинина М. А. Технология кейс-стади в работе с дошкольниками. 2018. С. 21.
5. Филиппова В. А., Руденко И. В., Макарова О. Б. Интерактивные технологии в работе с дошкольниками. 2018. С. 32.
6. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. — М. : Ин-т практ. психол., 1995. — 352 с