АННА ЧИЛИКОВА
Сценарий развлечения «Шахматное королевство»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: популяризировать шахматы среди дошкольников; прививать детям стойкий интерес к игре в шахматы, вовлекать их в чудесный мир сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и шахматных фигур.
Задачи:
- закрепить знание детей названий шахматных фигур, о их передвижении на шахматной доске, знание шахматной доски и умение на ней ориентироваться;
- упражнять в умении отгадывать загадки;
Публикация «Сценарий развлечения „Шахматное королевство“» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Шахматы. Сценарии развлечений
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2019
- развивать умственные, творческие способности, логическое мышление;
- развивать у дошкольников память, наблюдательность, внимание;
- воспитывать чувство сотоварищества, взаимопомощи; создать праздничное настроение детям и гостям праздника.
Предварительная работа.
Чтение сказки Н. Журавлёва «В стране шахматных чудес»; наблюдение за игрой старших дошкольников; рассматривание шахматной доски и шахматных фигур; дидактические игры: «Найди похожую фигуру», «Что изменилось», «По росту», «4-й лишний». Заучивание наизусть стихотворений, разучивание танца шахматных фигур, занятия в кружке «Умные шахматы».
Оборудование и материалы.
Шахматное напольное полотно, костюмы участников праздника – шахматных фигур и костюм взрослого - Короля, шахматная доска и шахматные фигуры, шахматная шкатулка, декорация «Шахматное королевство», фишки, выставка семейных работ «Мир шахмат».
Для эстафет: обручи, ориентиры, кольцеброс, белые и чёрные кольца, 2 больших куба (чёрный и белый, 2 комплекта чёрных и белых квадратов, 2 ладьи из картона (чёрная и белая, разрезанные на части.
Аудиозапись песен, ИКТ, презентация.
Активизация словаря. Активизировать речь детей шахматной терминологией.
Ладья, слон, конь, ферзь. белопольный слон, чернопольный слон, шах, мат.
Участники досуга: Ведущая, Шахматный Король, Шахматные фигуры – дети.
Ход развлечения.
Эта чудная игра
Нам известна с детства
Отправляемся
Пора в шахматное королевство!
Ведущая: Шахматы знают и любят во всех уголках нашей планеты. Прежде они считались изысканной забавой мудрецов, но постепенно завоевали умы и сердца многих людей. Предлагаю вам отправиться в гости к правителю этого королевства Шахматному Королю.
Звучит музыка, слайд шахматного поля. Дети закрывают глаза, и в это время появляется Шахматный Король.
Шахматный Король :
Люблю я гладкий, расчищенный путь
В любую сторону могу я шагнуть
Всего одно поле – вот шага длина
Не очень проворен, ведь я - старина.
Запомните все вы: король всех главней, всех важней.
Нет в шахматном войске важнее вождей.
- Здравствуйте дети. Я слышал что вы учитесь играть в шахматы. И что же вы умеете? (Выслушивает ответы детей)
Ведущая: В Шахматном Королевстве живут шахматные фигуры. Сейчас мы их вам представим.
А для этого ребята, вы будете отгадывать загадки, но если что – то вам будет тяжело отгадать – родители помогут.
Стою на самом краю,
Путь откроют - пойду.
Скольжу легко по вертикали,
А могу и по горизонтали.
Только прямо хожу,
Как зовут не скажу.
(Ладья)
Показ слайда фигур белой и чёрной ладьи с анимацией.
Ведущая: Фигуры вам представлю я с красивым именем Ладьи.
Входит Белая Ладья :
Я Ладья, очень упряма
Ведь хожу я только прямо
Не петляю : прыг да скок,
Не иду наискосок.
Чё рная Ладья:
Так от края и до края
Могу двигаться всегда.
Я ведь башня боевая
Неуклюжа, но сильна.
(Передвигаются по полям напольного шахматного полотна, показывая движения ладьи, кланяются и возвращаются на своё место)
Ведущая: Он, не цокает, конечно,
Но легко перешагнём
Через ряд фигур и пешек
Этим шахматным … (конём).
Показ слайда фигур с анимацией.
Ведущая: Теперь представлю я Коней.
Белый Конь:
Прыгнет (прыгает) конь.
Подковы звяк!
Необычен каждый шаг:
Буква «Г» и так и сяк.
Получается зигзаг!
Чё рный Конь:
И повадки у лошадки
Необычны и смешны:
Притаится, словно в прятки,
И скакнет из-за спины.
Замечательный прыжок,
Поле прямо, поле вбок.
(Кони передвигаются по полям шахматного полотна на встречу друг другу, кланяются гостям и возвращаются на своё место)
Ведущая: Этот воин очень смелый,
Чуть ладью вчера не съел он.
Строго по диагонали ходит,
И порядки он наводит.
Он смел, силён, достаточно высок.
Предпочитает ходить и «бить»
Всегда по-своему: наискосок!
(Слон)
Показ слайда фигур с анимацией.
(Выходят слоны и становятся на белое и черное поле)
Белый Слон:
Если слон на белом поле встал вначале, не забудь,
Он другой не хочет доли, держит только белый путь.
Черный Слон:
А когда на черном поле слон стоит, вступая в бой,
Ходит правилам покорный черной тропкой слон такой.
Ведущая: До конца игры слоны цвету своему верны.
(Фигуры передвигаются по шахматному полотну перекрёстно по диагоналям, кланяются и возвращаются на свои места).
Ведущая: Одной рукой сжимая меч,
Другой – приклад ружья.
Он может доску пересечь,
Как слон и как ладья.
(Ферзь)
Показ слайда фигуры с анимацией.
Ферзь: Я в шахматах, можно сказать, чемпион
И шаг у меня широк
Могу я ходить, как Ладья и как Слон,
И прямо, и наискосок.
Я по многим клеткам-
Бью, и очень метко!
(Ферзь передвигается по полям шахматного полотна).
Ведущая: Теперь отгадайте такую загадку: «Маленькая, удаленькая, много полей вперед прошла и фигуру нашла».
Дети: Пешка.
Показ слайда фигур с анимацией.
Ведущая: А теперь представлю Пешек.
Чё рная Пешка:
Пешка маленький солдат
Лишь команды ждет,
Чтоб с квадрата на квадрат
Двигаться вперед.
На войну, не на парад
Пешка держит путь
Ей нельзя пойти назад,
В сторону свернуть.
Чтоб могла вступить скорей
В рукопашный бой,
Первым ходом нужно ей
Сделать шаг двойной.
А потом – вперед, вперед,
За шажком шажок.
Ну а пешка, как же бьет?
Бьет наискосок.
Белая Пешка:
Если всю доску пройдет
Пешка до конца –
Ждет там звание ферзя
Храброго бойца.
(На последней фразе она манит рукой ферзя, тот становится на ее место и все пешки кланяются).
Шахматный Король :
Посмотрите, каковы
Сильные защитники мои!
Ведущая: А теперь, Ваше Величество, посмотрите сражение «живых шахмат». (Дети встают на исходные позиции, и начинается игра - танец)
Шахматный Король : Вижу многому вы научились. Хочу проверить ваши знания. Для этого, чтобы было интереснее, вы должны поделиться на две команды: белые и черные и принять участие в «шахматных соревнованиях». А я посмотрю, чья команда умнее, сильнее, быстрее.
Дети делятся на две команды «Белые» и «Чёрные». В соответствующие команды присоединяются дети, выполняющие роли шахматных фигур. После каждого конкурса, эстафеты или соревнования подводится итог.
Игра «4-й лишний».
Правила: каждая команда поочередно отгадывает лишнюю шахматную фигуру, показанную на экране. У какой команды больше правильных ответов, та и побеждает.
Игра – соревнование «Составь доску». У каждой команды свой комплект квадратов белого и черного цвета. Чья команда быстрее и правильно выложит на большом кубе шахматную доску, та и победит. По 2 человека от команды.
Ведущая: А пока ребята составляют доски мы проведем конкурс «Кто больше назовет правил игры в шахматы». За каждый правильный ответ я буду давать фишку – квадрат.
Дети:
1. Тронул – ходи.
2. Ход сделан – обратно не вернешь.
3. Если руку убрали от фигуры, ход считается сделанным.
4. Если фигура стоит на доске не четко, необходимо предупредить партнера – «поправляю».
5. Игру следует довести до конца.
6. Надо поздравить выигравшего с победой.
7. Перед началом встречи соперники обмениваются рукопожатием.
8. Выигравший получает очко, проигравший – 0.
Ведущая: Подводим итоги ответов.
Показ слайда.
Ведущая: Белый отряд, чёрный отряд –
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном,
Точно такой же – в отряде другом.
Рядом все стали плотной стеной
Начинаем мы эстафетный бой.
Игра - эстафета «Поставь правильно фигуру на шахматную доску».
Игра проводится двумя командами.
Задача: участники из команд по одному добегают до шахматной доски и выставляют по одной фигуре (пешке) со своей стороны доски правильно и бегом возвращаются в свою команду, салят очередного играющего по руке, затем встают сзади своих товарищей. Побеждает команда, быстрее и правильнее расставившая все фигуры и пешки и совершившая меньше ошибок при осаливании.
(Игра проводится под музыку).
Ведущая: Подойдите все к доске и сами проверьте: «Белые» проверяют, правильно ли поставили «Черные» и наоборот. (Дети проверяют и объясняют, верно или нет).
Показ слайда
Соревнование «Кольцеброс» (для родителей, болеющих за команды своих детей) :
Сделать бросок наискосок, забросив кольцо в обруч. Команда-победитель та, у которой наибольшее попадание.
Показ слайда.
Эстафета «Сделай ход конём» : перед каждой командой выкладываются обручи буквой «Г», каждый участник команды прыгает из обруча в обруч вперёд, затем назад, передавая ход другому. Все они переносят детали шахматной фигуры. Первыми начинают дети, выполняющие роли «Коня». Выигрывают те, кто быстрее справился с заданием.
На другом конце зала стоит по 1 – му ребёнку – представителю команды и из деталей, принесённых детьми, собирает ладью из частей в одно целое (каждый своего цвета). Кто быстрее?
Шахматный Король : Молодцы! А теперь попробуйте ответить на мои вопросы из шахматной шкатулки.
Вопросы «Шахматной шкатулки» (на экране видеослайды).
Ведущая: Подумайте и ответьте на вопросы. Если ребята не смогут ответить, родители могут им помочь.
- Назовите, пожалуйста, какие есть шахматные фигуры и во сколько очков они оцениваются?
- Назовите самую главную фигуру в шахматах?
- А какая фигура сильнее?
- Как ходит пешка? (только вперед по вертикали) .
- Является ли пешка фигурой? (нет, она просто пешка) .
- Где размещаются ладьи на доске до начала игры? (по углам шахматной доски) .
- Во сколько очков оценивается ладья? (пять очков)
- Какие слоны никогда не столкнутся? (белопольный и чернопольный) .
- Почему слона называют легкой фигурой, а ладью тяжелой?
- В чем отличие коня от всех остальных фигур?
- Что такое мат, шах?
- Назовите, каких вы знаете чемпионов мира.
Шахматный Король :
- Ребята, молодцы! В эстафетах вы показали себя самыми крепкими, сильными и ловкими. Но результаты ещё подводить рано. Сделать последний завершающий ход нам помогут ваши родители.
Мамы и папы, время не теряйте,
Нам теперь вы помогайте!
Показ слайда.
Эстафета «Собери королевскую рать» :
- Вся королевская рать
Короля должна оберегать.
Игроки той и другой команды по одному, взяв с собой обруч, по прямому пути обегают ориентир, возвращаются к своей команде, забирают одного из своих родителей, одев на него обруч, и повторяют путь, пока не соберут целую цепочку своей команды. Выигрывает самая сплочённая и быстрая команда.
Ребё нок: Каждая пешка, каждая фигура
Знает свою роль:
Если все мы вместе -
Все: Непобедим наш шахматный Король!
Итог.
Шахматный Король : А теперь подведем итоги. Молодцы. Вы хорошо справились с заданиями, показали мне ваши знания, я вами очень доволен.
Оценка жюри. Напутственное слово тренера по шахматам.
Шахматный Король : За мужество и отвагу я награжу вас всех!
Награждение игроков - победителей грамотами. Угощение шахматным печеньем.
Ведущий: Наше соревнование подошло к концу. Спасибо тем, кто участвовал, спасибо болельщикам и гостям.
Под музыкальное сопровождение дети и родители выходят из зала (звучит песня «Шахматы» в исполнении Витаса).