Ольга Никонова
Развлечение «Праздник русских народных игр» в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям посредством подвижных игр.
Задачи.
1. Закреплять знания о русских народных традициях, народных подвижных играх русского народа.
2. Развивать координацию движений, ловкость, быстроту реакции. Формировать способность к взаимодействию с партнерами по игре.
Публикация «Развлечение „Праздник русских народных игр“ в старшей логопедической группе» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Логопедические игры
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Работа логопеда. Логопедия
- Русские народные игры
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
3. Воспитывать любовь, интерес к русской народной культуре.
Предварительная работа:
1. Ознакомление детей с подвижными русскими народными играми посредством бесед, сказок, музыки, экскурсий.
2. Разучивание считалок, жеребьёвок.
3. Подбор атрибутов к народным играм.
Оборудование. Старинный сундук, платки, шапочка, метла, мячик,
Ход развлечения
Ведущая.
Ребята, сегодня у нас праздник русских народных игр. Мы с вами отправимся в путешествие в прошлое к русскому народу. Вспомним и поиграем в игры, в которые играли наши предки.
Будем с вами веселиться!
Бегать, прыгать и резвиться.
Ну, а чтоб не замерзать,
Предлагаю поиграть.
Ведущая.
Ребята, сегодня у нас праздник русских народных игр. Мы с вами отправимся в путешествие в прошлое к русскому народу. Вспомним и поиграем в игры, в которые играли наши предки.
Будем с вами веселиться!
Бегать, прыгать и резвиться.
Ну, а чтоб не замерзать,
Предлагаю поиграть.
Игра «Горка, ямка, сугроб»
Все дети встают в круг. На слово «горка» - дети поднимают руки вверх, на слово «ямка» - дети приседают, на слово «сугроб» - кладут руки друг другу на плечи.
Ведущая: Чтобы солнце ярче припекало, и быстрее весна наступала все играли в веселую игру «Горелки». Давайте, не зевайте быстро парами вставайте! Будем солнце зазывать, будем весело играть! «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (Проводится игра «Горелки»)
Ведущая. Посмотрите, ребята, какой интересный сундук стоит у нас, как вы думаете, что раньше хранили в сундуках? (ответы детей). Правильно в сундуках наши предки хранили одежду в основном новую или ту, которую на праздники одевали. Давайте заглянем в наш сундук (ведущий достает русские платки). Посмотрите, какая красота – русский народный платок. Пускай наши девочки примерят их, а мы полюбуемся. В старину женщины надевали на праздники самые красивые платки, а мужчины дарили платки своим возлюбленным.
Заглянем в старый сундучок
Лежит там бабушкин платок,
Ведь с незапамятных времён-
Он женский спутник и дружок!
Мы с вами не только полюбовались на наших девочек в красивых платках, но еще и поиграем в старинную народную игру с этими платками.
Наш платочек расписной
Поиграть хотим с тобой
Веселимся мы, играем,
И нисколько не скучаем.
Ждет вас новая игра - «Золотые ворота»! (проводится игра).
Ведущая. Издавна русский народ называли «гостеприимным», потому, что они с уважением, любовью и заботой встречали гостей. Для гостей готовили самые вкусные угощения, самым любимым, из которых были пироги, которые пекли в русской печи и запах от которых плыл по всей округе. Ребята вы любите пироги, а с какой начинкой? (ответы детей).
Давайте поиграем с вами в игру, которая так и называется «Пирог». Но прежде, давайте заглянем в наш сундук и посмотрим, что нам надо для этой игры. Кто первый догадается тот и начнет игру и будет первым «пирогом».
Дети достают из сундука шляпу и проводят игру «Пирог».
Ведущая. Русский народ любил веселится, но веселился он всегда после хорошо выполненной работы. В старину дети всегда рядом со взрослыми были, за их работой наблюдали - рыбалкой, охотой, работой в поле, а потом это в свои забавы переносили. В какие только игры не играли. На меткость, силу, быстроту, ловкость.
Какую игру, связанную с охотой вы знаете и что нам, потребуется для этой игры сейчас? (ответы детей). Проводится игра «Охотник».
Ведущая. Как вы знаете, ребята, раньше не было телевизоров и люди не смотрели кино и мультфильмы, а рассказывали детям сказки, которые сочиняли сами. А вы любите сказки, много сказок знаете? (ответы детей). Тогда вы легко отгадаете мои загадки.
Приходили к нему Мышка,
Лиса, Зайка, Косолапый Мишка.
Он не низок, не высок,
Стоит в поле. (Теремок)
Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!
(Курочка Ряба)
С пылу с жару из печи,
Ни минуты не молчит –
По тропинке катится
Подвигами хвалится. (Колобок)
В глухом лесу в своей избушке
Совсем одна живет старушка.
Метлой она не пол метет,
Метла - старушкин самолет!
(Баба Яга)
Вбегает Баба Яга
Баба Яга: Привет, крошки! Сережки да Антошки!
Долго ж к вам я собиралась, да красиво наряжалась.
Отскоблила грязь от тела, юбку новую надела,
Вилкой волосы чесала, спичкой зубы ковыряла.
Ножниц в доме не нашлось, ногти мне обгрызть пришлось.
К вам на встречу так спешила, даже ступу позабыла.
На метле летела к вам по лесам, да по полям.
А меня-то вы узнали?
Баба Яга. Ай да молодцы, узнали! Посмотрите, какая замечательная метла есть у меня, в какую игру мы с вами сейчас сыграем с этой метлой Проводиться игра «Баба – яга».
Ведущая. Друзья, храните народные традиции, справляйте праздники, пойте русские песни, читайте сказки, играйте в народные игры. Старинные народные игры да забавы и веселые, и интересные, и не хуже современных потех. Русский народ придумывал игры и забавы с заботой и любовью для своих детей, надеясь, что с их помощью они не только весело и полезно для здоровья проведут свое свободное время, а еще станут быстрыми, ловкими и сильными, научатся общаться друг с другом, ценить дружбу, приходить на выручку, быть честными и не бояться трудностей, твердо веря в свои силы и помощь друзей. А мы с вами прощаемся – праздник наш завершается.
Дружно с вами мы играли,
И нисколько не скучали,
А теперь пришла пора
Нам проститься детвора.
Без игры вы не скучайте,
Скучно станет – поиграйте!
Приложение игры
«Горелки»
Цель. Развивать внимание; упражнять в быстром беге; развивать ориентировку в пространстве.
Ход игры. Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Говорящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
-Динь-дон, динь-дон,
Выбегай скорее вон!
По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.
«Золотые ворота»
Цель. Развивать ловкость и внимание, упражнять в танцевальных движениях.
Ход игры. Играющие выбирают двух ведущих. После этого ведущие берутся за концы платка и поднимают его вверх, образуя «золотые ворота». Остальные участники игры выстраиваются один за другим и гуськом проходят в «ворота», при этом говоря:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
В первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последнем слове ведущие опускают руки и закрывают «ворота», задерживая одного из игроков платком. Кто попался в воротца, тот что – нибудь исполняет, откупается (песня, стих загадка, пляска). Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой.
«Пирог»
Цель. Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, умению играть в коллективе.
Ход игры. Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог» (на него надета шапочка). Все поют:
Да экий он высоконький,
Да экий он широконький,
Да экий он мякенький,
Режь его да ешь.
Во время пения при словах «высоконький» поднимают руки вверх, «широконький» - разводят в стороны, «мякенький» - гладят по животу.
Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов»
«Охотник»
Цель. Развивать умение выполнять движения по сигналу, ориентировки в пространстве. Упражнять в метании.
Ход игры. Одного из детей по считалке выбирают охотником, все остальные игроки – дичь. Охотник стоит посредине площадки с мячом в руках, остальные перемещаются по площадке. Охотник кричит «Дичь». Все останавливаются, и охотник со своего места пятнает кого-то из детей. Запятнаный становится помощником охотника. Игра повторяется.
Для усложнения детям позволяется уклоняться от мяча.
«Баба - Яга»
Цель. Учить двигаться с увертыванием, развивать творчество, передавая игровой образ.
Ход игры. Играющие, выбирают ведущего - Баба – Яга. Она находится в центре круга. В руках у нее «помело» (метла). Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Баба-Яга, костяная нога, - Дети ходят
С печки упала, ногу сломала - по кругу.
Пошла в огород, испугала народ. - Идут в центр.
Побежала в баньку, - Из круга обратно.
Испугала зайку.
Бабка Яга скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот замирает.
Список литературы
1. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. - М. : «Проф. Образование», 1995. - 72 с.
2. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские народные подвижные игры. - М. : Просвещение; Владос, 1995. -224с. : ISBN 5-03-005876-8
3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : программа. -СПб. 2010. -304 с. ISBN : 978-5-89814-013-1
4. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. -2-е. изд. -М. : «Айрис-пресс»,2004-192с.