Ольга Метель
Досуговая деятельность «Русские посиделки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение уровня развития связной речи старших дошкольников
посредством малых форм фольклора.
Задачи:
Познание:
1. Познакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и журавль»;
Социально- коммуникативное:
2. Формировать интерес и уважение к традициям на Руси;
3. Развивать интерес к театрализованной деятельности; умение сопереживать героям и оценивать их поступки
Публикация «Досуговая деятельность „Русские посиделки“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посиделки
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» июль 2015
4. Воспитывать нравственные качества личности, доброжелательность, желание быть справедливым, любовь к народной культуре;
Речевое:
5. Развивать связную речь, учить отвечать на вопросы по сказке;
6. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
7. Совершенствовать навыки пересказа хорошо знакомых сказок с опорой на серию картинок;
Художественно- эстетическое:
8. Развивать эстетическое восприятие произведения, творческие способности и артистизм;
Ход занятия:
Хозяюшка в русском костюме сидит в избе.
Хоз: Светит, светит месяц
Высоко не низко
Где же гости дорогие
Далеко ли, близко?
Красны девицы,
Да добры молодцы
Поскорее наряжайтесь.
Да на посиделки собирайтесь!
Звучит русская народная музыка, дети в русских костюмах входят в горницу.
Дети: Здравствуй, хозяюшка.
Хоз: Здравствуйте, гости дорогие! А в гости ко мне пришли красны девицы, да добры молодцы. Давно вас поджидаю. Милости прошу, садитесь.
Дети садятся на лавку.
Хоз: В давние времена был такой обычай у русских людей : как заканчивались полевые работы, и все было готово к встрече зимы - народ устраивал посиделки. Как говорится в русской пословице : «От скуки бери дело в руки». Вот и проводили время за любимым рукоделием: кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает, кто сарафан шьёт. Одни из глины посуду лепят, другие из дерева ложки да плошки вытачивают. Весело было: то песню запоют, то шуткой перебросятся, пословицы и поговорки в ход идут, сказки рассказывают. Вот у них и работа спорилась. Давайте и мы с вами устроим посиделки.
Реб: Отдых- это не безделье,
Время игр и новостей.
Начинаем посиделки
Для друзей и для гостей.
Хоз: А для начала давайте поиграем. Игра называется «Колечко».
У меня в руках волшебное колечко. Я буду говорить слова, и у кого колечко остановится, тот расскажет нам пословицу или поговорку, песенку или потешку.
«Покатилось, покатилось круглое колечко,
Покатилось, покатилось с нашего крылечка.
Кто колечко возьмёт, тот и говорить начнёт».
Хоз: Дети вы любите сказки?. А я сейчас проверю, хорошо ли вы их знаете.
(Дети выбирают карточки и работают в парах. На карточках изображения из разных сказок.)
Молодцы! А теперь играем в молчанку:
Венчики, венчики,
Летали бубенчики.
По траве и росе,
По чужой стороне.
Собирали орешки,
Медок, сахарок-
Молчок!
(хозяюшка даёт волшебный клубочек)
У кого в руках клубочек, тот и начнёт рассказывать о своей сказке.
(Дети передают клубочек)
Карточки:
1. Царь, три сына, стрела, болото, лягушка. (Царевна – лягушка)
2. Блин, воробей, мышь. (Крылатый, мохнатый, да масляный)
3. Лиса, заяц, петух, избушка ледяная (Лиса и заяц)
4. Яблонька, речка, гуси- лебеди, баба- яга (Гуси- лебеди);
5. Старик, лиса, волк, рыба (волки лиса);
6. Кот, лиса, петух, гусли (Кот, петух и лиса).
Хоз: Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (ЛИСА)
Назовите сказки, где есть лиса.
Охарактеризуйте лису: как её можно назвать? (хитрая, рыжая, обманщица, находчивая, лакомка, плутовка).
Хоз: Говорилки, прибаутки-
Это русские шутки.
Говорить, шутить мы будем,
Про веселье не забудем.
Собирайся, народ,
Становись в хоровод,
Будем бойко плясать,
Каблуки ломать.
Пляска «Летели две птички»
Дети садятся на лавочки.
Хоз: Сегодня я покажу вам сказку «Лиса и журавль».
(Кукольный театр «Лиса и журавль») Лиса и журавль
Русская народная сказка.
Действующие лица:
Лиса
Журавль
Рассказчик
Рассказчик
Раньше звери в мире жили,
И встречались, и дружили.
Мы рассказ свой поведем
Про лисицу с журавлем.
Вот однажды по болоту
Шла лисичка на охоту,
Повстречала журавля.
Лиса
Ах! Давно мечтаю я
На обед вас пригласить
И по-царски угостить.
Журавль
Отчего же не придти.
Манной кашкой угости,
Очень мне она по нраву.
Лиса
Постараюсь я на славу!
Жду вас завтра в три часа.
Журавль
Буду вовремя, лиса!
Рассказчик
День журавль не ел, не пил,
Все туда-сюда ходил –
Нагулял серьезный вид
И отменный аппетит.
В предвкушении обеда
Сам с собой он вел беседу.
Журавль
Лучше друга в мире нет!
Закажу лисы портрет
И повешу над камином,
Как пример для дочки с сыном.
Рассказчик
А тем временем лиса,
Покумекав с полчаса,
Наварила манной кашки,
Да размазала по чашке.
Приготовила, и вот
На обед соседа ждет.
Журавль
Здравствуй, лисонька, мой свет!
Ну, неси скорей обед!
Чую запах каши манной.
Лиса
Угощайтесь, гость желанный!
Рассказчик
Целый час журавль клевал,
Головой лисе кивал.
Но, хоть каши той немало,
В рот ни крошки не попало!
А лиса, хозяйка наша,
Лижет потихоньку кашу –
Ей до гостя нету дела,
Всё сама взяла и съела!
Лиса
Вы должны меня простить,
Больше нечем угостить.
Журавль
Что ж, спасибо и на этом.
Лиса
Жаль, что каши больше нету.
Вы уж, кум, не обессудьте.
Да и, кстати, не забудьте –
Ваша очередь, сосед,
Звать подругу на обед!
Рассказчик
Затаил журавль обиду.
Хоть и вежлив был он с виду,
Но задумал он лисицу
Угостить как птица птицу!
Приготовил он кувшин
С горлышком длиной в аршин,
Да налил в него окрошки.
Но ни миски и ни ложки
Он для гостьи не припас.
Лиса
Тук-тук-тук!
Журавль
Сейчас, сейчас!
Здравствуй, милая соседка,
Ты совсем не домоседка.
Проходи, за стол садись,
Угощайся, не стыдись!
Рассказчик
Начала лиса вертеться,
Носом о кувшин тереться,
Так зайдет, потом вот так,
Не достать еды никак.
Запах угощенья дразнит,
Только лапа не пролазит,
А журавль себе клюет
И душа его поет –
Из кувшина понемножку
Съел он всю свою окрошку!
Журавль
Ты должна меня простить,
Больше нечем угостить.
Лиса
Нечем? Ты же сам все съел!
Обмануть меня хотел?
Вот тебе я покажу!
Всем в лесу я расскажу
Про твое гостеприимство.
Это не обед, а свинство!
Рассказчик
Долго так они ругались,
И кусались, и бросались
Всем, что под рукой нашлось…
И с тех пор их дружба врозь!
Хоз:
Давайте с вами поговорим о сказке.
- Как называется сказка?
- С кем подружилась лиса (с журавлем)
- Кто первый позвал в гости (лиса)
- Что наварила лиса на угощение (манную кашу)
- Во что положила лиса манную кашу (в тарелку)
- Попробовал журавль каши? Почему?
- Что приготовил журавль лисе? Во что положил окрошку (кувшин с узким горлышком)
- Попробовала лиса угощения журавля? Почему?
- Почему лиса обиделась?
-Как заканчивается сказка? Какой пословицей (Как аукнулось, так и откликнулось)
-Чему учит эта сказка?
- Ребята, вам понравились наши посиделки?
- А что понравилось больше всего?
Хоз: За самоваром на Руси собирались семьи, общались, обсуждали новости, решали семейные дела. Мне хочется, чтобы всё, что вы сегодня узнали, осталось в вашей памяти навсегда, чтобы вы умели принять гостей, чтобы ваш дом был всегда радостным и уютным, а на сердце у каждого вошедшего в него, было тепло от этого. А сейчас я приглашаю вас на чаепитие.
Отшумели посиделки
В нашей праздничной светёлке,
До свиданья, ждём ещё
Любим вас и это всё!
А вас, ребята, я приглашаю на чаепитие!