Валентина Кавская
Развлечение в старшей логопедической группе «Покровские посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Развлечение
в старшей логопедической группе
Цель:
Познакомить детей с русским народным устным и музыкальным творчеством, декоративно-прикладным искусством.
Познакомить детей с осенними праздниками крестьянского земледельческого круга.
Оформление зала:
Публикация «Развлечение в старшей логопедической группе „Покровские посиделки“» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Покров день. 14 октября
- Посиделки
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2015
Русская изба с печью, в углу стоит прялка. Стол, на котором расставлены филимоновские игрушки: петух, корова, солдат, сударыня, птичница, всадник; вертящаяся карусель с фигурками, лавочки, самовар.
Оборудование. Русские народные костюмы, рукоделие для девочек, материал для мастер-классов, аккордеон, аудиосопровождение.
Роли. Ведущая, Хозяйка, Мастерица, дети- дочь, сынок, гости.
Ход развлечения
Звучит русский наигрыш.
Логопед.
На завалинке, в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дач или квартир
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить.
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
Милые ребята, дорогие гости! У нас сегодня праздник – Покров Божьей Матери.
Звучит колокольный звон. На его фоне.
-Вслушайтесь в покровские звоны. Раскройте сердце навстречу друг другу, пусть заполнит их доброта и милосердие.
Все слушают колокольный звон.
-Как и любой русский праздник, Покров славился гостеприимством, хлебосольством. Люди ходили друг к другу в гости. А хозяева тщательно готовились к приему: намывали и утепляли избу, меняли занавески, стряпали угощения.
Вот и наши хозяева уже вернулись из церкви, и заканчивают уборку.
Открывается занавес. Интерьер русской избы. Входят мать и дочь. Мать несет чистую скатерть, расстилает, хлопочет у печи, дочь-с веником в руках.
Дочь. Ну, вот ещё немного и будет у нас чистота в избе.
Хозяйка. Молодец, доченька! Ведь недаром говорится: «Захвати тепло до Покрова». А мы с тобой и стены проконопатили и окна. Теперь у нас всю зиму в избе тепло будет.
Входит мальчик с дровами в руках, кладет их к печке.
Хозяйка. Ну, что, сынок, справился с крышей, починил?
Сынок. Управился, матушка, чинил да приговаривал: «Батюшка, Покров, покрой избу тесом, а хозяйство добром!».
Хозяйка. Ты у нас молодец! Пока отец на ярмарке, ты и крышу до праздника починил и дров много наготовил.
Сынок. А как же без запаса дров-то? Вот я яблоневых дровишек принес, натопим избу ими, заколдуем, чтобы всю зиму тепло было. Ведь Покров-то, начало зимы.
Хозяйка. Правильно, сынок, «На Покров до обеда – осень, а после обеда – зима».
Дочь. А какая зима будет в этом году, Максим, не знаешь?
Сынок. По ветру можно узнать. Если ветер с севера дует к холодной зиме, с юга – к теплой.
Хозяйка. А если дует с запада – к снежной зиме. При переменном ветре – к зиме непостоянной. Каков Покров, доченька, такова и зима будет Ну, вот пироги мои готовы!
Выкладывает их с листа на блюдо.
Дочь. И я уже всё, заканчиваю.
Хозяйка. Вот и хорошо, скоро к нам девчонки да ребята должны прийти. Завершились все уборочные работы, пришли первые морозы, и начались молодёжные посиделки.
Раздается стук в дверь.
Дочь. Кто там?
Девочки. Нина, встречай гостей!
Дочь. Эй, подруженьки-подружки, веселушки-хохотушки!
Проходите поплясать, праздничный вечер скоротать.
Входят девочки, несут с собой рукоделие.
Девочки. Здравствуйте! С праздником Покрова.
Хозяйка. Спасибо, и вас тоже с праздником - Покрова! Милости просим гости дорогие, званые да желанные. Рассаживайтесь, да за свои дела принимайтесь.
Девочки садятся, одна остаётся в центре зала.
Девочка. Как на день Покров ткали множество ковров.
Первый-травяной, лета жаркий зной.
А ковёр второй-из листвы сухой.
Третий ковёр-снег, и он не навек.
Стук в дверь.
Хозяйка. А вот и мальчишки пришли к нам на огонёк!
Девочки хором. Заходите!
Заходят мальчики, кланяются, садятся.
Хозяйка. Здравствуйте, ребята, молодцы, что пришли повеселить нас, правда, девчата? Покров весело проведешь – дружка милого найдешь.
А чтобы не скучно было, запевайте песенку.
Русская народная песня «ПРЯЛИЦА» переходит в ХОРОВОД.
Хозяйка. А давайте вспомним русские народные осенние праздники, кто последним назовет русский праздник, тот будет победителем.
Проводится АУКЦИОН. Победителю вручается леденец.
Дочка. Ой, подруженьки мои, мне подушки не нужны.
И работать мне не лень, и плясать могу весь день.
Все вставайте поскорей, поиграем веселей!
Дети играют в русскую народную игру «А МЫ ПРОСО СЕЯЛИ».
Хозяйка. А теперь посидим рядком, да о празднике поговорим ладком.
Монтаж по стихотворению И. Агаповой «ДЕНЬ ПОКРОВСКИЙ».[/b]
День Покровский красивый и праздничный.
Растворит он печаль и ненастье.
Праздник осени, жёлтый и сказочный
Обернётся удачей и счастьем.
Не видать уж листочков зелёных.
В хоровод встанут рыжие клёны.
Только осени жёлтые сны.
Красных листьев на ветках костры.
Хоть и хмурится небо туманное,
В нашем сердце нет места страданиям.
Возвратится весна к нам желанная,
Ведь надеждой живут обещания.
Шелест листьев, цветных и загадочных,
Звуки осени- нежной, хрустальной-
Говорят, что весенние радости
К нам придут после песни прощальной.
Хозяйка. Ни один праздник народный, ни одни посиделки не обходились без музыкантов. Мы сейчас поиграем в весёлую игру, разделимся на музыкантов и маковочек.
Игра «МАК МАКОВИСТЫЙ» в сопровождении шумового оркестра.
Стук в дверь.
Хозяйка. Кто это к нам пожаловал?
Под русский народный наигрыш входит Мастерица.
- Филимонова деревня
Мастерами славится.
Приходите, гости, чаще –
Вам у нас понравится!
Здравствуйте, с праздником!
Хозяйка. Здравствуйте, милости просим к нам на вечёрку! А что же вы принесли в вашем сундучке?
Мастерица: (Открывает сундучок с игрушками).
Здесь подарочки для вас. Чудо - игрушки – разноцветные зверюшки!
А разве вы не знаете, ребятки, чем наша деревня славится? Ну, да ладно, послушайте, я вам сейчас расскажу… Давным-давно жил в нашей деревне дед Филимон, который делал игрушки-свистульки. А игрушки те были не простые, а расписные. И далеко пошла слава о них… Полюбуйтесь, как вы думаете, из чего сделаны эти замечательные игрушки? (Ответы детей.) Да, правильно, из глины. Глина у нас мягкая, рукам послушная, лепят из нее барышень и солдат, птиц и коней, козликов и прочих зверушек. Посмотрите, какие филимоновские игрушки необычные! Их трудно спутать с какими-либо другими. У всех животных сильно вытянуты шеи, так что коровы в Филимонове похожи на жирафов, а медведи – на забавных Змеев Горынычей.
А знаете, почему такие длинные шеи у зверюшек? Я вам открою секрет: филимоновская глина такая, что очень быстро сохнет. Поэтому, когда мастера сушили игрушки, на них образовывались трещины, тогда приходилось им эти трещины еще раз намазывать глиной и разглаживать пальцами. И от этого шея у фигурок становилась все длиннее. И сейчас, ребятки, вам про них- загадки!
1. Стоит на стройных ножках,
Вся краса в рожках.
(Олень)
2. Два бодаста, четыре ходаста, один хлестун.
Голодная мычит, сытая жует, всем ребятам молоко дает.
(Корова)
3. До того жирна, даже шея не видна,
Лежит замарашка в щетинистой рубашке,
Хвост крендельком, нос пятачком,
Ничем не больна, а все в стоне она.
(Свинья)
4. Хитрая плутовка, рыжая воровка.
В лесу первая краса. Догадались – кто?
Выходит мальчик, рассматривает фигурку петушка:
— Как у наших у ворот
Петух зернышки клюет,
Петух зернышки клюет,
К себе курочку зовет.
Ку-ка-ре-ку!
Хозяйка. Чок, чок, зубы на крючок,
Язычок на полочку, начинай считалочку.
Ребенок. Раз, два, три, четыре, пять – мы собрались поиграть.
К нам две утки прилетели и тебе водить велели.
Игра «СЕЛЕЗЕНЬ УТКУ ЗАГОНЯЛ».
Мастер-класс по лепке.
Мастерица. Кроме зверюшек мастерицы лепили и фигурки людей. Вот, посмотрите: «Один солдат–на базар, другой– с базара».
А вот еще: «Собрались Иван да Маланья на гулянье; танцует парочка, солдат да сударочка».
Показ иллюстраций и фигурок, совместная лепка.
Мальчик. Ставьте ушки на макушке, будем петь сейчас частушки.
Дети исполняют ЧАСТУШКИ.
-Мы немного пошумели-
В зале стёкла зазвенели.
Мы сказали- «Тишина!»-
В зале треснула стена.
-Таня хвастается всем-
Маме помогаю!
Все тарелки перебила,
Чашки начинаю.
-Шли вчера мы по двору
И Андрея видели.
Сидел, плакал под кустом-
Курицы обидели!
-Не ходите, дети, к речке,
Мостик колыхается.
Не дружите, дети, с Колей,
Коля обзывается!
-Петя- мальчик ничего,
Только он кусается,
Все собачки от него
Наутёк бросаются!
Мастер-класс по росписи.
Мастерица. Первые филимоновские игрушки очень интересно использовали: их свистом наши предки отпугивали нечистую силу, а в самой росписи был тайный смысл. Крестики, например, обозначали солнце, ёлочки- лес, да и ритмическое чередование разноцветных полосок имело какое- то символическое совместная ныне забытое значение. Много нарядных узоров придумали филимоновские мастерицы. (Показ на плакате, на мольберте- роспись).
Мастерица (комментирует нарисованный орнамент). Как красиво получилось у наших мастериц! Что же означают эти полоски?
Дети. Это наша земля, наше полюшко.
Мастерица. А что растет на нашем полюшке? Правильно – рожь, пшеница, лен. Но это все без воды не вырастет. А ну-ка, мастерицы, в ваших узорах есть символ воды? (Показ на мольберте.)
Девочки «рисуют воду».
Мастерица. А без чего же еще не вырастет урожай? Правильно, солнышко дает всему жизнь.
Девочки «рисуют солнышко».
Мастерица. Солнышко – это уже более сложный узор. Первые
— Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
Я тебя полюбила в детстве-
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.
Для тебя не страшны расстоянья.
Ты- от предков далёких времён.
Эти глиняные изваяния-
Колокольной Руси перезвон.
Вот вроде все, что я хотела рассказать…
Ну а теперь, друзья, пора и поплясать!
Танец «КАДРИЛЬ»
Хозяйка. Тут и пляске конец, а кто плясал, тот– молодец!
Дочь. Надо бы каждому молодцу дать с огорода – по огурцу.
Хозяйка. Да пока, вы плясали, огурцы с огорода зайцы скушали.
Ребенок. Значит, нам ничего не осталось?
Хозяйка. Коль не вышло с огурцами, угощу вас пирогами.
Мастерица. Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу.
Эх, чай, чай, чай!
Уж ты хозяюшка, встречай!"
Дочь. Берёт поднос с пирогами.
"Не красна изба углами,
А красна пирогами!"
Хозяйка. Мы дружно сегодня попели, покушаем вкусно сейчас.
Но время прощаться настало. До встречи, друзья, в добрый час.
Гости говорят: «Спасибо», «До свиданья». Покидают избу, уходят из зала под музыку.
Хозяйка. Ай, люли, ай люли. Гости все домой ушли.
Вышла Нина маленька, и закрыла ставенки.
Закрывают занавес.
Логопед. Все-таки замечательно, что старинные праздники, такие как Покров Божьей Матери к нам возвратились. Пусть в ваших сердцах останется та радость, то тепло, что принес нам этот праздник. Пусть ваши родители, ваши дети, вы сами, будете здоровы и счастливы. А в ваших домах поселится только радость и удача. Мир вашему дому, дорогие гости.
Все покидают зал.