Екатерина Стрекач
Развлечение для воспитанников старшей группы «Источники энергии»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект развлечения
для воспитанников
старшего дошкольного возраста
Тема: «Источники энергии»
Программные задачи: формировать представления о возможностях использования энергии, об источниках энергии (солнце, ветер, вода, об экономии тепла, электроэнергии, воды, о раздельном сборе мусора; способствовать развитию мышления, познавательного интереса; развивать потребность бережного отношения к природным ресурсам; воспитывать экологическое сознание у детей, дружелюбие, бережное отношение к окружающей среде.
Публикация «Развлечение для воспитанников старшей группы „Источники энергии“» размещена в разделах
Материал: мультимедийная презентация «Береги свою планету – ведь другой на свете нет!», шаблон дерева, 5 кленовых листочков на липучках, вертушки и бумажные кораблики по количеству детей, тазики с водой, 2 мольберта, 2 бумажных кувшина на магнитной ленте, капельки на магнитной ленте по количеству детей, 3 корзины с эмблемами: «Пластик», «Пищевые отходы», «Бумага», «мусор» : пластиковые бутылочки, пластиковые фигурки овощей, фруктов, еды, картонные и бумажные коробочки.
Организационный момент:
Воспитатель :
- Добрый день, дорогие друзья! Сегодня я хочу с вами обсудить проблемы энергосбережения на нашей планете. А что же такое энергосбережение? Как вы думаете?
- Энергосбережение – это экономия энергии, важная задача по сохранению природных ресурсов. Без энергии жизнь человечества невозможна. Однако запасы источников энергии в природе, такие, как вода, уголь, газ, нефть, лес, ограничены. Поэтому люди ищут другие источники энергии, они называются альтернативные или возобновляемые. Для получения электроэнергии используют силу солнца, ветра или воды.
- Я хочу познакомить вас с главным героем нашего занятия. А кто же это, вы узнаете, отгадав загадку:
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется. (Земля)
- Правильно, Земля.
- Внимание на экран (Слайд1)
Планета Земля:
- Здравствуйте, ребята. Я рада с вами познакомиться. Мне приятно слышать, что вас беспокоит сохранение природных ресурсов, экология. Я с радостью помогу вам узнать что-то новое. Только у меня случилась беда: непослушный Ветерок унёс все листочки с моих деревьев. Помогите мне их отыскать, выполните мои задания.
Воспитатель :
- Ну, что, ребята, вы готовы? Тогда отправляемся в наше путешествие. (Звучит музыка)
Ход занятия:
Воспитатель :
- Мы прибыли на станцию «Энергия солнца». Почти вся энергия, которую мы потребляем, исходит от солнца. Даже такие природные ископаемые, как нефть, уголь и газ, образовались при помощи солнца. Для преобразования солнечного излучения в электроэнергию используются солнечные батареи, которые могут работать более 20 лет (Слайд 2). Полезным изобретением является изготовление светонакопительных фонарей, которые освещают улицу. (Слайд 3) Энергия Солнца является экологически чистой, то есть в окружающую среду не выделяются всевозможные вредные вещества, токсичные и радиоактивные.
- Первым нашим заданием будет ответить на вопросы «Солнечной викторины» :
1. Кто целый день печёт, жарит, а пирожками и блинами не угощает? (Солнце)
2. Солнышко какое? (жаркое, тёплое, ласковое, жёлтое)
3. Солнце светит ярко, как… (костёр, фонарь)
4. Солнце такое же круглое, как … (тарелка,)
5. Назовите самую солнечную геометрическую фигуру (круг, луч)
6. Луна похожа на лимон, а Солнце… (на апельсин)
7. Как называют движущееся пятнышко света от отражённого солнечного луча? (Солнечный зайчик)
8. Какой сказочной героине было противопоказано находиться на солнце? А) Дюймовочке; Б) Снегурочке; В) Царевне-лягушке; Г) Красной Шапочке
9. Любят солнце все вокруг, это наш хороший … (друг)
Планета Земля:
Молодцы, ребята, на все вопросы ответили, отыскали первый листочек (Слайд 4)
(Воспитатель закрепляет листочек на шаблон дерева)
Воспитатель :
- А мы, ребята, отправляемся дальше. (Звучит музыка, ребята передвигаются по залу к следующей станции)
- Следующая станция - «Энергия ветра»
- Человек научился использовать силу и энергию ветра и создал аппарат – аэрогенератор (ветряк, благодаря которому вырабатывается электроэнергия. (Слайд 5). Аэрогенератор состоит из трё х элементов: пропеллера, ладьи и башни. Ветер приводит в движение лопасти пропеллера, и это движение передаётся на вал, затем на генератор, производящий электроэнергию. Использование ветряной энергии не наносит вреда окружающей среде.
- Ребята, предлагаю вам отыскать ветер в нашем зале.
Игры с вертушками
- Возьмите вертушки и подуйте на них. Вы создаёте ветер, и вертушка крутится.
Опыт «Кораблики»
- Опустите кораблики на воду. Подуйте на них. Вы создаёте ветер, кораблики … (плывут). Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. А что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение.
Планета Земля:
- Ребята, вы познакомились с энергией ветра и заработали ещё один листочек
(Воспитатель закрепляет листочек на шаблон дерева)
Воспитатель :
- Отправляемся дальше. (Звучит музыка, ребята передвигаются по залу к следующей станции). Станция «Энергия воды»
- Энергию воды используют на гидроэлектростанциях (Слайд 6). Их строят на реках с быстрым течением. Сначала строят плотину, с которой вода мощным потоком падает вниз. При движении потока воды вращаются лопасти турбины, которая подключена к генератору, производящему электроэнергию. Создаваемая падающей или текущей водой, гидроэлектроэнергия - самая распространённая форма возобновляемой энергии.
- Человек пьёт воду, готовит из неё пищу, умывается, стирает и убирает своё жилище. Наше тело наполовину состоит из воды. Вода нужна растениям и животным, без воды жизнь просто невозможна. Поэтому воду необходимо беречь, экономно её использовать.
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Собери капельки». Посмотрите, ребята, кто-то расплескал воду и оставил. Мы с вами будем воду беречь и соберём все капельки. Для этого нам необходимо поделиться на две команды. Одна команда будет собирать капельки в синий кувшинчик, вторая команда – в красный кувшинчик. Чья команда справится быстрее, та и победила.
(Игра проводится в форме эстафеты. На двух мольбертах расположены шаблоны кувшинчиков. Дети по очереди прикрепляют вырезанные из бумаги капельки на магнитиках на свой кувшинчик).
- Молодцы, ребята, все капельки собрали. Мы можем этой водичкой полить наши цветочки в группе.
Планета Земля:
- Какое хорошее задание вы выполнили, сберегли мои драгоценные капельки воды, отыскали ещё один листочек
(Воспитатель закрепляет листочек на шаблон дерева)
Воспитатель :
- Ребята, и с этим заданием мы справились, нас ждёт следующая станция.
(Звучит музыка, ребята передвигаются по залу к следующей станции). Станция «Энергосберегающая»
- Наука не стоит на месте, учёные и изобретатели находятся в постоянном поиске альтернативных источников энергии и энергосберегающих технологий. Тем временем, и мы с вами можем сберегать и рационально использовать энергию дома, в детском саду, на работе простыми способами, доступными каждому. Какие ресурсы мы с вами используем в нашей повседневной жизни? (Вода, тепло, электричество). Воду мы используем для… (гигиены, приготовления пищи, тепло – для … (для обогрева помещения, электричество – для … (для работы приборов и освещения). А раз используем – значит можно экономить! (Слайд 7)
Дидактическая игра «Можно – нельзя»
- Ребята, сейчас я буду вам о чём-то рассказывать. В моём рассказе вы должны заметить то, что делать нельзя или можно. Если так делать нельзя, вы топаете ногами, если можно – хлопаете в ладоши:
1) выключать свет, если он вам не требуется;
2) не использовать энергосберегающие лампы, ведь есть обычные;
3) выключать мобильный телефон из сети, если он зарядился;
4) при покупке холодильника установить его рядом с батареей;
5) не менять старые окна на энергосберегающие;
6) закрыть батареи толстыми шторами и мебелью;
7) регулировать напор воды: чаще всего нам не нужен мощный поток – достаточно небольшой струйки;
8) хорошо закрывать водопроводные краны, чтобы не капала вода;
9) не закрывать кран с водой, когда чистим зубы.
(По ходу игры, если необходимо, воспитатель даёт уточняющие комментарии)
Планета Земля:
- Молодцы, ребята. Я вами очень довольна. Ваш следующий листочек
(Воспитатель закрепляет листочек на шаблон дерева)
Воспитатель :
- Друзья мои, впереди нас ждёт последняя станция «Экологическая» (Звучит музыка, ребята передвигаются по залу к следующей станции).
- Использование альтернативных источников энергии способствует сохранению природных ресурсов нашей планеты, не оказывает вредного воздействия на экологию. Люди на всей планете всё чаще задумываются о сохранении окружающей среды, все чаще проходят акции экологической направленности. Каждый год, 20 марта отмечается Всемирный день Земли. Всё большую популярность приобретает акция «Час Земли», когда жители многих городов всей планеты выключают свет и отключают электроприборы на один час. (Слайд 8). В нашем городе так же проводилась акция «Чистые игры», когда новополочане принимали участие в уборке берега реки Западная Двина. (Слайд 9). Важно помнить про раздельный сбор мусора. (Слайд 10). Если мы научимся правильно обращаться с отходами, то позаботимся об экологии, в которой мы живём.
- Сейчас я вам предлагаю поиграть и провести свою акцию «Чистые игры», поучаствовать в раздельном сборе мусора. Вам нужно будет собрать мусор по трё м корзинам с эмблемами: «Пищевые отходы», «Бумага», «Пластик». (Дети собирают «мусор» по корзинам. Результаты проверяются).
Планета Земля:
- Молодцы, ребята. Я вам очень благодарна за заботу и очень вами горжусь. Конечно, вы заслужили ещё один листочек
(Воспитатель закрепляет листочек на шаблон дерева)
- Ребята, посмотрите, наши листочки оказались не простые, а волшебные и сложились для нас в пожелание
Планета Земля:
- Это моё пожелание вам: Ребята, «Берегите планету – это наш дом!» Я рада нашему знакомству, надеюсь, наша встреча была вам полезна. До свидания!
Воспитатель :
- До свидания, дорогая Земля. Мы будем помнить всё, о чём сегодня узнали и, конечно же, выполнять твоё пожелание.
- Ребята, нам пора возвращаться в группу. Предлагаю нарисовать нашу планету чистой, красивой и цветущей. А мы будем стараться, чтобы она такой и оставалась.
Литература:
1. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Нац. Ин-т образования, 2019