ирина
Физкультурно-оздоровительное развлечение для детей средней группы «Иван Купала»
▼ Скачать + Заказать документы
Физкультурно-оздоровительное развлечение для детей средней группы «Иван Купала»
период проведения: июль 2018 г.
Цель:
Формирование интереса к русским народным традициям.
Задачи:
1.. Познакомить с компонентами русского праздника «Иван Купала», русскими народными песнями, играми, хороводами.
2. .Способствовать развитию эстетического восприятия народного фольклора, развивать у детей физические качества: координацию, ловкость, быстроту движений.
Публикация «Физкультурно-оздоровительное развлечение для детей средней группы „Иван Купала“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Иван Купала. Праздник для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» июль 2018
3. Воспитывать уважение к традициям своего народа, чувство взаимопомощи, учиться бороться за достижение общей цели.
Оборудование: ленточки, венки (по количеству детей, березка, мостики, голубая ткань (речка, дуги – 2 штуки, 2 детских бассейна, бумажные лилии (по количеству детей, имитация костра (2конуса с красной ленточкой, 2 метёлки, угощения, сундучок.
Действующие лица: Солнышко, Кикимора.
Праздник начинается в музыкальном зале. Дети входят в зал, их встречает солнышко.
Солнышко: Здравствуйте, гости дорогие! Сегодня я вас пригласило, чтобы отпраздновать один из самых древних праздников. Праздник этот был приурочен ко дню летнего солнцестояния – 21 июля. Сегодня самый длинный день и самая короткая ночь. В этот день, точнее ночь, наши предки славяне устраивали молодежные гуляния на берегу реки и жгли костры в честь языческого бога Плодородия. С приходом христианства этот праздник не исчез из жизни русского народа. Теперь его связывают с именем одного из библейских пророков Иоанна Крестителя. В наши дни этот праздник отмечается в ночь с 6-го на 7-е июля и называется.
Дети: Иван Купала!
Солнышко: Правильно! Присаживайтесь, а я расскажу вам об этом красивом празднике.
(Дети садятся на лавочки. Солнышко рассказывает об истории праздника, фоном звучит русская народная мелодия "Красный сарафан". Под музыку идёт показ слайд-презентации)
Солнышко: Итак, праздник Ивана Купалы в старину связали с именем Святого Иоанна Предтечи или Иоанна Крестителя, а обряды – с огнем, водой и травами. Люди считали, что природные силы огонь и вода оказывают влияние на плодородие. Подготовка к празднику начиналась заблаговременно: изготавливалось чучело Купалы, которое устанавливалось на возвышении. Накануне праздника чучелу преподносились угощения, вокруг него водили хороводы и пели песни.
После праздника чучело Купалы либо сжигали, либо топили в каком-нибудь водоеме. Песни на праздник Ивана Купалы были слышны повсеместно. Пели их девушки, опуская в речную воду венки из трав с зажженными лучинами. Если венок сразу же тонул, это означало, что избранник девушку не любит. Если плыл долго и далеко – девушке суждено большое счастье. Если лучинка неустанно горела – ждет хозяйку очень долгая жизнь.
Пели много песен на праздник Ивана Купалы и во время прыжков через зажженный из жертвенных трав костер, который считался очищающим. Молодежь и детвора, прыгая через костер, изо всех сил старались подняться над ним как можно выше. Считалось, что самого ловкого человека ждет большое счастье. Главным героем растительного мира в ночь на Ивана Купалу становился папоротник, раскрывающийся всего на несколько мгновений. С ним повсеместно связывались предания о кладах. Нашел ли кто-нибудь в эту ночь клад, доподлинно неизвестно, но ведь поискать можно? А вдруг повезет, и прекрасное папоротниковое чудо подарит возможность долгого и безмятежного счастья!
Солнышко: Сегодня возможны всякие чудеса. Давайте с вами попробуем отыскать цветок папоротника может нам повезёт и мы найдём клад. Только найти его не так просто, нам могут помешать злые силы. Цветок охраняют русалки, кикиморы, водяные, лешие лесные. Придется преград немало пройти, и даже если мы справимся, то будьте готовы к тому, что все ваши старания могут оказаться напрасными: цветок папоротника распускается всего лишь на миг, и в это самое мгновение надо успеть его сорвать. Не боитесь опасностей?
Дети: Нет!
Солнышко: Ну раз вы ничего не боитесь, идите за мной!
(выходят на участок)
Солнышко: Вот только я не знаю, где растёт папоротник. Давайте спросим у берёзки. (Дети и солнышко ищут на территории детского сада берёзку, подходят и спрашивают про папоротник)
Солнышко: (подходит к берёзке, слушает) Ребята, берёзке очень скучно, давайте споём ей песню. (водят хоровод поют песню «Во поле берёзка стояла»)
на Ивана Купалу в старину деревья украшали разными ленточками. Завязывая их, загадывали желание. Украсьте меня – просит берёзка, и она покажет дорогу в тридесятое государство, где растет папоротник. Конечно, мы с ребятами мигом тебя нарядим. Ребята возьмите мои лучики, прошепчите своё желание и повяжите на берёзку.
А берёзка приготовила вам подарочек – березовый венок, он путь-дорогу укажет, от злых сил защищать вас будет.
(дети надевают на голову веночки)
Солнышко: Нелегко заветный папоротник найти. Только смелым да умелым откроется волшебный цветок. Остерегайтесь силы нечистой, которая окружать вас будет со всех сторон. Нужно идти прямо к болоту кикиморы. (Дети отправляются в путь на другой участок преодолевая препятствия – переходят по мостику, пролезают под арками
.
Слышится голос Кикиморы.)
Кикимора: Никогда вы цветок не сыщете, пока все обряды не совершите!
Я – Кикимора лесная,
Я – колдунья деловая!
Делать пакости люблю;
И лягушку и змею
Положу я на обед
Вам вместо булок и конфет.
Я испортить праздник рада –
Лучше ничего не надо!
Вы, наверное, забыли, что сегодня праздник Ивана Купалы – обливай кого попало. (обрызгивает детей водой)
Солнышко: Не пугай детей, Кикимора. Они не из пугливых. Не страшна им нечистая сила. Есть у нас веночки из волшебных трав. Ну-ка, посмотри!
(Дети снимают венки, держат впереди себя двумя руками.)
Кикимора (дрожит): Ой, ой, ой, боюсь, боюсь! Уберите их отсюда,
Кабы не было мне худо…
Я не буду вам мешать,
С вами буду я играть.
Солнышко: Ну, так и быть, оставайтесь и показывайте нам свои игры.
Игра «Заря-заряница»
Дети встают в круг, руки держат за спиной. Ведущий – "Заря" – обходит вне круга с лентой и говорит: "Заря, зарница, красная девица, по полю ходила, ключи обронила, ключи золотые, ленты голубые'. С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится "Зарей". При этом пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок, играющие не поворачиваются. Также участникам нельзя пробегать через круг.
Кикимора: Ох, как славно поиграла –
Подобрела я немало.
И растрогалась совсем, так и быть помогу вам, укажу дорогу. Но сначала помогите мне. Меня болото пересохло – наполните его водой.
Солнышко: Ребята поможем кикиморе? (Проводится эстафета)
Кикимора: Есть у меня волшебные цветы – водяные лилии. Я вот их заколдовала, закрылись они, а расколдовать не могу – заклинание забыла!
Солнышко: давай свои лилии.
(дети пускают бумажные лилии в бассейн, они раскрывают лепестки)
Солнышко: Выполнили мы твоё задание кикимора. Показывай нам дорогу.
Кикимора: Вами я, друзья, довольна,
Смельчаки и храбрецы,
Удаль, ловкость показали!
Все сегодня молодцы! Идти вам нужно к лешему – он лесными травами да растениями ведает. Прямо по дорожке к вон тому костру.
А чтоб сильными стать,
У костра силы надо взять.
Купальский огонь, как и вода,
Несет заряд здоровья и сил.
Только перепрыгнув через костёр вы попадёте к лешему.
Игра "Перепрыгни костер"
Дети встают в колонну и перепрыгивают друг за другом через импровизированный костер, не задевая «пламени». Пока один игрок не прыгнет, другому прыгать не разрешается.
Кикимора ведёт их к беседке, зовёт Лешего
Кикимора: Нет лешего дома, какой-то листочек лежит, а это леший нам задание оставил. Если отгадаете загадки, сможем отправится дальше!
Первая загадка:
Какой цветок носит
И женское, и мужское имя?
Дети: Иван-да-Марья.
Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый.
Дети: Одуванчик.
Шарик нежно-голубой,
Хоть колючий, но не злой.
И в букете он не плох.
Кто такой?
Дети: Чертополох. Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? – Запах.
Дети: Мяты.
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит?
Дети: Подорожник.
Кикимора: Молодцы, справились с заданием. Вы уже знаете, что в старину в Иванов день собирали травы и цветы, высушивали и хранили, считая их целебными. Ими окуривали больных, бросали в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии. На Ивана Купалу плели девицы венки из семи трав. Только пешком к волшебной полянке не дойдёшь, только долететь можно на мётлах. Где-то у лешего мётлы были спрятаны. Достаёт 2 метлы, садится на метлу – цепляйтесь скорее за верёвочку, метла нас сама донесёт!
Игра «Полёт на метле»
Солнышко: Дети, скорее идемте искать папоротник.
(Дети находят цветок.)
Солнышко: Ребята, смотрите, что это такое?
Да ведь это клад за все ваши старания – ларец с угощениями!
(угощает детей фруктами из ларца.)
Солнышко: Удался сегодня праздник на славу,
Устроил нам Иван Купала забаву!
Были и волшебство, и загадки,
И с нечистой силой прятки.
Но, преодолев и страх, и лень,
Отыскали мы папоротник в Иванов день!
(провожает детей в группы.)