Галина Левкина
Проект в старшей группе «Иван Купала»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ г. Новосибирска Детский Сад № 27 «Росинка»
Проект в старшей группе «Семицветик»
На тему:
Выполнила: Левкина Галина
Александровна
Новосибирск
2017
Участники проекта : Дети старшей группы «Семицветик»
Публикация «Проект в старшей группе „Иван Купала“» размещена в разделах
Сроки реализации проекта – одна неделя.
Тип проекта :
• по числу детей – групповой
• по доминирующему методу – игровой, творческий;
• по образовательным областям – Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
• по продолжительности – средней продолжительности.
Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в середине лета «Ивана Купала». Ивана Купала один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Ивана Купала» силами воспитателя, родителей и ребят.
Проблема. Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Ивана Купала, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Ивана Купала).
Задачи:
1. Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
2. Обогащать духовный мир детей.
3. Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Ивана Купала».
4. Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Ивана Купала.
5. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Обеспечение интеграции образовательных областей:
Физическое развитие: приучать следить за осанкой во всех видах деятельности; развивать координацию движений, ловкость, быстроту, мелкую моторику рук.
Социально – коммуникативное развитие: формировать навык ролевого поведения при проведении игр и умение объединяться в игре со сверстниками, считаться с интересами товарищей; приучать самостоятельно готовить свое рабочее место к НОД и убирать его после НОД; формировать навыки безопасного поведения при проведении подвижных игр, забав.
Познавательное развитие: учить рассказывать о русском народном празднике Ивана Купала;
Речевое развитие: совершенствовать диалогическую речь; помогать детям правильно воспринимать содержание русских народных песен, стихов.
Художественно – эстетическое развитие: создавать свои художественные образы в изобразительной, конструктивной деятельности; вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии народных мелодий.
Взаимодействие с родителями:
• Консультация для родителей «Иван Купала».
• Изготовление венков для праздника.
Ожидаемые результаты проекта :
• Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Ивана Купала через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
• Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
• Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный – изучение методической литературы, Интернет-ресурсов, постановка цели, задач, разработка проекта, выбор форм и методов работы с детьми, определение содержания работы, изучение условий для проведения проекта, определение и формулировка ожидаемых результатов.
2. Организационный – НОД, досуг, беседа, подвижные игры и упражнения, наблюдения в природе, художественное творчество детей, оформление наглядной агитации для родителей.
3. Результативный – организация выставки детского творчества «Лекарственные растения», «Ромашки», оформление фотоотчета, презентация проекта.
План проведения проекта «Ивана Купала» :
Понедельник 3 июля «Введение в праздник»
1. Рассказ воспитателя о русском народном празднике – Ивана Купала, познакомить детей со значением и обычаями праздника.
2. Иван Купала. История и традиции
Сейчас этот древний языческий праздник отмечают в ночь с 6 на 7 июля, а по старому стилю он приходился на 23-24 июня, дни летнего солнцестояния.
У древних славян этот день был посвящен языческому богу Купале, но после крещения Руси его стали связывать с праздником Рождества Иоанна Крестителя. Так день Купалы превратился в день Ивана Купалы. В волшебную ночь накануне Иванова дня справлялось множество обрядов, и все они были связаны с водой, огнем и травами.
Одни язычники непременно купались в эту ночь, чтобы очиститься, другие, наоборот, считали купание опасным, потому что на Купалу праздновал свои именины водяной, который очень не любил, когда «мутили воду», и топил всех, осмелившихся войти в его владения.
В ночь на Ивана Купалу жгли костры : они, как и вода, имели очищающую силу. Вокруг костров плясали, через костры прыгали, матери бросали в купальские костры одежду больных детей, чтобы вместе с ней сгорели и болезни. У медленно догоравших костров устраивали шумные игры, бегали наперегонки, играли в горелки, пели, словом, веселились, как могли. В эту ночь главное было — не заснуть, потому что самой короткой ночью в году спешила воспользоваться нечистая сила всех мастей — русалки, оборотни, лешие, ведьмы и колдуны.
В Иванов день собирали цветы и травы, которые имели целебную силу: считалось, что они и от болезней спасут, и нечисть прогонят, и приворожат, и отвадят. А еще существовало поверье, что в ночь на Ивана Купалу зацветает папоротник, и за те несколько мгновений, что цветет цветок, можно увидеть все клады, как бы глубоко они ни были спрятаны под землей. Впрочем, считалось, что клады, найденные не без помощи нечистой силы, не приносят людям счастья. Об одном таком злополучном кладоискателе рассказал Н. В. Гоголь в своей повести «Вечер накануне Ивана Купалы», живописной и жутковатой, как сам праздник.
Чем заняться в ночь на Ивана Купала?
Лучше всего, конечно, вовремя лечь спать. Совершенно точно не стоит ждать, когда зацветет папоротник. Костры лучше жечь вместе со взрослыми, но если они не хотят составить тебе компанию, а спать совсем не хочется — вот несколько способов уподобиться предкам-язычникам.
Можно перелезть через двенадцать огородов — тогда все желания сбудутся. Можно сорвать цветок Иван-да-Марья и положить в угол на даче — тогда в дом не войдет вор, потому что брат с сестрой (то есть Иван и Марья, или желтый и фиолетовый цветки растения) будут разговаривать между собой, а вор подумает, что в доме кто-то есть. Если ты боишься ведьм, которые становятся особенно опасными в эту ночь, нарви крапивы и положи ее на пороге и на подоконниках. Смотри, не обожгись — крапива куда реальней ведьмы!
В ночь накануне Ивана Купалы можно погадать, например, опустить на реку венки с зажженной свечкой. У кого венок проплывет дальше всех, тот будет самым счастливым, а у кого свеча дольше горит, тот проживет долгую жизнь. А еще можно налить в широкий и глубокий таз воды, на закате солнца шепотом сказать воде свое желание и бросить в таз камушек. Если число кругов будет четным — желание сбудется, если нечетным — значит, не судьба. Помни, между четными и нечетными числами разница небольшая — один лишний круг всегда можно разглядеть при желании!
Для этой необыкновенной ночи есть еще одно, самое сказочное занятие: сесть и послушать шелест травы и листьев! Говорят, на Ивана Купалу все растения наполняются чудодейственной силой и тихо переговариваются между собой.
Вторник 4 июля «Лекарственные растения»
1. «Сказка о лекарственных растениях» - обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений;
2. Чтение литературы «Лекарственные растения»;
3. Аппликация: «Лекарственные растения - Ромашка»
4. Пальчиковая гимнастика «Цветочек» - развивать мелкую моторику рук.
5. П/и «Веночек» - формировать интерес к народным подвижным играм, умение играть дружно.
Среда 5 июля «Приметы Ивана Купала»
1. Просмотр презентации «Приметы Ивана Купала» - познакомить детей с приметами и обычаями на Ивана Купала.
2. Пальчиковая гимнастика «Солнышко и дождик» - развивать мелкую моторику рук.
3. Художественное творчество: аппликация «Букет из ромашек» - учить детей вырезать ромашки по шаблону, работать дружно.
4. П/и «Гори, гори ясно» - формировать интерес к народным подвижным играм, умение играть дружно.
Четверг 6 июля «Цветок папоротника»
1. Просмотр мультфильма «Цветок папоротника» - обобщить знания детей о празднике Ивана купала; доставить детям радость, хорошее настроение.
2. Пальчиковая гимнастика «Травка» - развивать мелкую моторику рук.
3. П/и «Заря»- развивать двигательную активность,
4. Разучивание хоровода «Во поле березка стояла» - формировать интерес к народным танцам, умение выполнять движения по показу в хороводе.
Пятница 7 июля Развлечение «Праздник Иван Купала»
1. Разучивание стихотворения
«Пришел Иван Купала» – развивать кругозор, память.
«Пришел Иван Купала»
Сегодня я вскочил чуть свет,
Ну, то есть очень рано.
Нашёл свой водный пистолет,
Налил соды из крана.
Ведь нынче день такой смешной,
Смешнее не бывало.
Все обливаются водой,
Пришел Иван Купала.
На счастье льют, не на беду,
Так брызгайтесь и лейте!
Такой вот праздник раз в году-
Водички не жалейте!
3. Пальчиковая гимнастика «Солнце» - развивать мелкую моторику рук.
4. П/и «Ручеек» - Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе, развивать двигательную активность.
Развлечение «День Нептуна»
1. Проведение праздника «День Нептуна», приуроченный ко дню Ивана Купала- развитие двигательных и музыкальных способностей;
2. Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам русской народной культуры.
3. П/и «Перенеси и не пролей»
4. Д/и «Отгадай морского обитателя»
4. Чтение стихотворения «Так велит Иван Купала»
Всем велит Иван Купала,
Обливать кого попало!
Он за всё сейчас в ответе:
Лейте, лейте, лейте, лейте!
Мчите улицей умытой-
Кто ещё тут не облитый?
Как, ни капли не попало!
Не простит Иван Купала!
Догонялки! Обливалки!
Убегалки! Напевалки:
«К нам пришел Иван Купала,
Обливай кого попало!
Не беги от солнца в тень
Это самый лучший день!
Смеха, как воды, немало
Льёт кругом Иван Купала!
Обсыхалки-догонялки
Напевалки-обливалки
Ах, как жалко,что так мало
Только день Иван Купала!
Достигнутые результаты:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная подборка различных игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, я увидела, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, я ставила перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Используемая литература:
1. «От рождения до школы» примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика – Синтез, 2014.
2. «Развивайте у дошкольников творчество» Т. Г. Казакова М. : Просвещение, 1985.
3. «Народные праздники в детском саду» Т. В. Антонова, М. Б. Зацепина. М. : 2005.
4. «Сценарии музыкальных, календарных и фольклорных праздников: средняя, старшая, подготовительная группы. -
М., 2007.