Надежда Гасанова
Развивающий характер предметно-пространственной среды ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
«Нет такой стороны воспитания,
на которую обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы в
прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребенка конкретного мира»
Е. И. Тихеева
Тема организации и наполнения предметно-пространственной среды, окружающей ребенка, не нова, но всё так же актуальна. Современный детский сад, выполняя требования ФГОС, в том числе стремится к созданию условий для самореализации ребенка во всех видах детской деятельности. Большую часть времени дошкольники проводят в групповом помещении, и правильно организованная предметно-пространственная среда расширяет сознание ребенка, создает благоприятные условия для его полноценного и гармоничного развития, принимает во внимание его склонности и способности, состояние физического и психического здоровья.
Публикация «Развивающий характер предметно-пространственной среды ДОО» размещена в разделах
Развивающая функция предметно-пространственной среды является ведущей. Ее развивающий характер заключается в учете эргономических требований к жизнедеятельности ребенка (антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя среды). Рассматривая процесс развития ребенка как движение от «зоны актуального развития» к «зоне ближайшего развития» (Л. С. Выготский, становится понятной необходимость наличия в среде материалов и предметов, с которыми ребенок может взаимодействовать как самостоятельно, так и вместе со взрослым. Для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками и взрослыми деятельности и общения все составляющие РППС должны быть известны детям и соответствовать их возрастным и гендерным особенностям. Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремится к самоутверждению, занимается по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.
В нашем детском саду мы стараемся организовывать предметно-пространственную среду, в первую очередь ориентируясь на ее развивающий потенциал. Каждая группа оформлена в своем собственном стиле, что исключает однотипность и монотонность среды, благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей, педагогов и родителей. Мы стараемся уходить от традиционной системы четкого зонирования и деления группы на центры организации определённых видов деятельности. Например, в нашем центре творчества ребята могут заниматься и традиционными видами продуктивной деятельности, так и рассматривать иллюстрации разнообразных книг, альбомов и репродукций картин, организовать сюжетно-ролевую игру, и даже потренировать физические и моторные навыки. Центр физического развития интегрирует с зеленым уголком, ведь растения и кислород ими производимый – непременное условие здорового образа жизни и психологического комфорта. В организации предметно-пространственной среды наши педагоги ориентируются на «зону ближайшего развития» ребенка и в каждой возрастной группе присутствуют предметы и пособия, с которыми дети только учатся взаимодействовать.
Таким образом, развивающий характер предметно-пространственной среды в первую очередь определяет гармоничное развитие личности ребенка, формирует его интерес и стремление познавать новое, способствует воспитанию любознательности и умения взаимодействовать с окружающим социумом.