Галина Ханова
Развивающие игры. Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида социально-педагогической направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающие игры. Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида социально-педагогической направленности
Возраст детей: 6 – 7 лет (дети с особыми образовательными потребностями 8 – 10 лет)
Срок реализации: 1 год
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
2. Задачи
3. Формируемые компетенции
4. Содержание образования
5. Методическое обеспечение
6. Материально-техническое оснащение
7. Литература
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
Публикация «Развивающие игры, Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида социально-педагогической направленности» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
1.1. Программа «Развивающие игры» (далее программа) является дополнительной общеобразовательной программой общеразвивающего вида социально-педагогической направленности базового уровня освоения образовательных результатов.
1.2. Актуальность данной программы заключается в востребованности услуг по организации развивающих игр, выступающих мощным социально-педагогическим средством в решении задач формирования мировоззренческих позиций ребёнка, культуры сознания и поведения, способности к самостоятельному выбору форм деятельности, активизации общественно значимых потребностей.
1.3. Назначение программы заключается в оказании услуг, направленных на обучение детей играм, которые имеют высокую социально-педагогическую значимость для обучения, воспитания, развития и социальной адаптации детей.
1.4. Целью программы является развитие у детей навыков игровой деятельности для приобретения и закрепления у них свойств, качеств, и способностей, необходимых для выполнения социальных и творческих функций, физической закалки развивающегося организма.
1.5. Программа является модифицированной. В её основу заложена программа Давыдовой М. М. «Развивающие игры для детей».
1.6. Исходной теоретической основой программы является положение об игре, как неотъемлемой части жизни ребёнка, которая ускоряет процесс адаптации детей, помогает обучить их навыкам самореализации, правилам поведения, коммуникативным умениям.
1.7. Главная идея программы заключается в личностно-ориентированном подходе, позволяющем более полно приблизить игру к индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого ребёнка.
1.8. Программа построена на технологии дифференцированного подхода, учитывающего возможности, способности и склонности каждого ребёнка. При этом её содержание ориентировано на знакомство детей с играми разной направленности, развитие игровых умений и навыков, наблюдательности, внимания, памяти, образного мышления, умения формировать логические операции, и воспитание коммуникативной культуры.
1.9. Срок реализации программы :
программа рассчитана на один год обучения.
общая продолжительность обучения составляет 36 учебных часов в год.
1.10. Режим занятий:
занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут;
принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.11. Возраст обучающихся: 6 – 7 лет.
1.12. Количество обучающихся в группе: не более 15 человек.
1.13. Организационные формы обучения – групповые занятия с индивидуальным подходом и созданием соревновательного фона, стимулирующего повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
1.14. Форма занятий – практические занятия в игровой форме.
1.15. Формы подведения итогов реализации программы :
текущий контроль в процессе проведения каждого учебного занятия, направленный на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и формирование практических умений;
итоговая диагностика по результатам участия детей в игровых мероприятиях.
2. Задачи программы
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
1. знакомить детей с играми разной направленности;
2. способствовать развитию у детей игровых умений и навыков, наблюдательности, внимания, памяти, образного мышления, умения формировать логические операции;
3. приучать детей соревноваться и в ходе соревнований воспитывать дух команды и сотрудничества в ней;
4. прививать детям морально-нравственные и деловые качества, необходимые для их социальной адаптации в обществе.
3. Формируемые компетенции
В процессе реализации программы у детей формируются следующие предметные компетенции:
заинтересованность детей в игровой деятельности;
уровень кругозора детей, их осведомлённости и образованности;
умение детей работать в коллективе, сопереживать и радоваться за других;
развитие у детей чувства ответственности;
формирование нравственных качеств и культуры поведения в обществе.
Также в процессе реализации программы будут формироваться следующие ключевые компетенции:
1. ценностно-смысловые – умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемому учебному предмету.
2. учебно-познавательные – умение пояснить цель, осуществлять её реализацию, давать самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
3. социокультурные – иметь представление о социальных нормах и ценностях; осознанный опыт жизни в обществе; владеть этикой взаимоотношений; владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя.
4. коммуникативные – уметь выступать с устным сообщением, отвечать на вопрос; владеть такими видами речевой деятельности, как монолог и диалог; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; иметь позитивные навыки общения.
5. информационные – владеть навыками работы с различными источниками информации; осознанно воспринимать информацию, уметь выделять в ней главное и необходимое;
6. здоровьесберегающие – умение позитивно относиться к своему здоровью; заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.
4. Содержание образования
1. Вводное занятие. Обобщение знаний об игре. Техника безопасности. Игра на знакомство «Снежный ком».
2. Игры, развивающие координацию движений и внимание. «Ёжики», «Весёлый мячик», «Хомячок», «Зайка». Считалочки, хоровод «Во саду-ли, в огороде», танец – игра «Лавата».
3. Игры на развитие речи и логического мышления. «К нам приехали дети из Москвы», «Один лишний», «Это все мои друзья», «Да и нет», «Весёлые телеграммы», «Новогодние загадки», «У медведя во бору», «Новогодние загадки», логическая игра «Кто в тереме живёт?», час общения «Ходим-гуляем, песню напеваем».
4. Сюжетно-ролевые игры. «Глухой телефон», «Детская больница», «Ярмарка», «Шёл козел по лесу», «Русские народные сказки».
5. Физкультминутки – игры. «Как живешь?», «Если нравится тебе, то делай так…», «Буги–Вуги», «Зайка», «Зверобика», «Светофор», «Заводные игрушки».
6. Игры на развитие артикуляционного аппарата. Шумовая игра «Запуск космической ракеты», релаксационная игра «Море волнуется», игра «Вот построили мы круг».
7. Игры на развитие ловкости, воображения и фантазии. Игра «Ручеёк», «День и ночь», «Переправа», «Классики», «Лягушки».
6. Методическое обеспечение
Учитывая особенности игровой деятельности, следует помнить, что задача руководства играми заключается в постоянном контроле выполнения детьми своих ролей и правил, тактично направлять игру, подсказывать в случае затруднения. Помогая выполнять задание, педагог ни в коем случае не должен делать что-либо за ребёнка, лишая его инициативы.
Особое внимание следует уделять индивидуальной работе с застенчивыми, медлительными и менее сообразительными детьми. Всегда должна иметь место объективная оценка деятельности детей.
Вся игровая деятельность в программе построена так, чтобы постепенно подвести детей к умению сделать самостоятельно выводы, умозаключения, а также поощрять инициативу анализа своей игры самими детьми.
Именно в игре дети активнее сопоставляют свои успехи с успехами товарищей, а педагог помогает им в этом, усиливая в играх элемент соревнования (вручение за правильный ответ жетонов или картинок с изображением звёздочки или флажка).
Подвижная игра в рамках данной программы является незаменимым средством развития смекалки, ловкости, сноровки, морально-волевых качеств личности. Она всегда выступает как творческая деятельность.
Данная программа построена таким образом, что дети не играют постоянно в одни и те же игры. Предусмотрено несколько вариантов одной игры, с изменениями правил или усложнением задач. Это очень важно, поскольку дети, усвоив тот или иной способ решения, могут применить его при другом содержании или в других условиях.
Программа исходит из того, что любая используемая игра должна, в первую очередь, вызвать интерес и увлечь самого педагога, только в этом случае он сможет правильно и на высоком эмоциональном уровне преподнести её детям, доставив им радость и принести определённую пользу.
5. Материально-техническое оснащение
1. Помещение для занятий с ковровым покрытием, спортивная (игровая) площадка.
2. Комплекты скакалок, мячей, обручей, кеглей, мелков, другого спортивно-художественное оборудования.
3. Методические разработки игр.
4. Аудио- и видеотехника, телевизор.
5. Доступ к фондам районной и поселковой библиотек.
6. Доступ к информационно-коммуникационным сетям.
7. Литература
для педагога
1. Давыдова М. М. Развивающие игры для детей [Текст] / М. М. Давыдова // М. : «Издательство «Аквариум».- 2001.-223с.
2. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1 – 5 классы [Текст] / Н. И. Дереклеева // М. :ВАКО. – 2004. – 150с.
3. Играем круглый год [Текст] / Н. В. Хаткина, М. А. Хаткина // М. : ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер». – 2001. -286с.
4. Кугач А. Н., Турыгина С. В. Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы [Текст] / А. Н. Кугач, С. В. Турыгина // Ярославль: Академия развития : академия Холдинг. – 2004. – 189с.
5. Михайлова М. А. А у наших у ворот, развесёлый хоровод [Текст] / М. А. Михайлова // Дошкольное воспитание. 2007. - № 2. – С. 18-24
6. Никитин Б. П. Развивающие игры [Текст] / Б. П. Никитин // М. : Педагогика. - 1981. – 119с.
7. Рябцева И. Ю., Жданова Л. Ф. Приходите к нам на праздник: Сборник сценариев для детей [Текст] / И. Ю. Рябцева, Л. Ф. Жданова // Ярославль: Академия развития : Академия, К° : Академия Холдинг. - 2001. – 152с.
8. Федин С. Н. Игры нашего детства [Текст] / С. Н. Федин // М. : Айрис-пресс. – 2006. – 106с.
9. Физкультминутки [Текст] / С. А. Лёвина, С. И. Тукачёва // Волгоград: Учитель. - 2005. – 67с.
10. Цибульник В. И. Золотой карнавал сказок [Текст] / В. И. Цибульник // Донецк: «Сталкер». – 2002. – 149с.
11. Щёткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 6 – 7 лет [Текст] / А. В. Щёткин // М. : Мозаика-Синтез. – 2007. – 191с.
12. Яковлев Л. И. Все праздники [Текст] / Л. И. Яковлев // М. : Айрис-пресс. – 2006. – 236с.
для родителей и детей
1. Играем круглый год [Текст] / Н. В. Хаткина, М. А. Хаткина // М. : ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер». – 2001. -286с.
2. Рябцева И. Ю., Жданова Л. Ф. Приходите к нам на праздник: Сборник сценариев для детей [Текст] / И. Ю. Рябцева, Л. Ф. Жданова // Ярославль: Академия развития : Академия, К° : Академия Холдинг. - 2001. – 152с.
3. Федин С. Н. Игры нашего детства [Текст] / С. Н. Федин // М. : Айрис-пресс. – 2006. – 106с.
4. Цибульник В. И. Золотой карнавал сказок [Текст] / В. И. Цибульник // Донецк: «Сталкер». – 2002. – 149с.
5. Яковлев Л. И. Все праздники [Текст] / Л. И. Яковлев // М. : Айрис-пресс. – 2006. – 236с.