Наталья Аксёнова
Консультация «Развивающие игры для детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст – самый важный и ответственный период психического развития ребёнка. В первые три года жизни закладываются существенные фундаментальные способности «человека разумного» - познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, тяга к творчеству и многое другое. Спонтанное развитие способностей априори невозможно в силу слишком юного возраста, поэтому самый важный аспект- непременное участие взрослого. Только во взаимодействии со взрослым человеком (родителями, педагогами) возможно психически полноценное становление личности маленького члена общества. Для правильного развития ребёнка необходимы особые формы обучения и определённые педагогические воздействия. Однако, эти воздействия имеют серьёзную специфику и во многом отличаются от тех, которые обычно используются для детей дошкольного возраста.
Публикация «Консультация „Развивающие игры для детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
При проведении игр с детьми раннего возраста следует помнить, что любые объяснения взрослого - разговор о различной величине предметов, призывы сравнить предметы и выбрать больший, или напоминания что нужно вкладывать маленький в большой - неэффективны и бесполезны для малышей. Только действуя своими руками и воспринимая предметы своими глазами, ребёнок может прочувствовать величину разных предметов и понять их соотношение. В первых играх с любыми игрушками ваше участие совершенно необходимо! Именно вы, взрослый, умный, серьезный человек вселяете душу и оживляете кубики, пирамидки, кукол и машинки. Вы – волшебник! Очень многое зависит от выразительности ваших слов и действий. Именно они должны заразить малыша интересом к игре и вовлечь в воображаемую ситуацию. Сначала ведущая роль в проведении игр принадлежит взрослому: он комментирует свои действия, подбирает нужные предметы, говорит от их имени. Ребёнок будет лишь наблюдать за вашими действиями и выполнять ваши поручения. Важно только, чтобы он понимал всё происходящее и реагировал на него. Практически все действия, приведённые при описании игр, хорошо знакомы и узнаваемы для малышей, поэтому они с интересом включаются в них. По мере повторения различных игр постарайтесь передавать активность ребёнку - например, попросите его найти пару для матрёшки, или спрятать один стаканчик в другой, или найти такую же картинку. Ваше участи потребуется только в том случае, если малыш отказывается выполнить нужное действие. Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.
Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения. Обязательны предметы-заместители в игровой деятельности детей раннего возраста, так как малыши еще не умеют подразумевать предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.
Развивающие игры для ребенка раннего возраста – это буквально все его игровые действия: действия с предметами заместителями, пальчиковые игры, игры на двигательную активность, сюжетные игры, дидактические игры. Если обобщить, то все действия ребенка для познания окружающего мира – это игра. Приведу примеры некоторых игр, которые стимулируют ребенка к познавательной активности через взаимодействие со взрослым человеком.
Самая элементарная развивающая игра -«Что это?». Разложите знакомые игрушки на столе. Спросите ребенка: «Что это?». Если ребенок молчит, громко и четко назовите этот предмет или игрушку. Если ребенок не пытается повторять – не страшно, в следующий раз или в другой день он обязательно попытается назвать уже знакомый предмет.
«Помощник». Цель игры- помочь ребенку запомнить названия отдельных игрушек и научить его выполнять действия по просьбе взрослого.
«Поручения». Продолжайте знакомить ребенка с названиями действий куклы, человека. Учите понимать общеупотребительные названия этих действий (ходить, сесть, упасть, лечь и т. п.) и использовать в активной речи. Например, сначала кукла пришла, затем она садится, ест, спит, ходит, танцует, поет. Взрослый называет, действия игрушки и поощряет ребенка к выполнению с помощью игрушки определенных действий.
«Чтение и рассказывание сказок». Это занятие обогащает словарный запас детей, учит их слушать, задавать вопросы, создает тесный эмоциональный контакт взрослого и ребенка. Начинать следует с коротких и простых сказок, например «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок».
Побуждайте детей проговаривать отдельные слова и фразы, называть последовательность событий, действия героев книг, выразить свое отношение к героям (понравился или нет и почему, находить соответствующую картинку-иллюстрацию и показывать на ней персонажи сказки.
«Театр». С помощью соответствующих игрушек разыграйте хорошо знакомую ребенку сказку. Побуждайте ребенка к участию в рассказывании. Хорош для этой цели пальчиковый театр – мало кто из малышей откажется поиграть с забавными артистами-пальчиками.
«Покажи и назови». Дидактическая игра с предметными картинками Выкладывая поочередно перед ребенком предметные картинки, побуждайте его назвать изображение, учите звукоподражанию («Как мычит корова?», «Как жужжит жук?»)
Игры, развивающие речевое дыхание.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки ребенок должен делать достаточно сильный выдох через рот. Для этой цели я изготовила конструкцию, способную увлечь ребенка для отработки речевого дыхания – палочка с прикрепленными на тончайшую леску листочками, снежинками, одуванчиками (в зависимости от сезона). Дети с удовольствием устраивают листопад и снегопад, увлеченно дуя, тем самым, игра приносит максимальную пользу.
«Пузырь». (Развитие речевого дыхания и звукового аппарата). Любимейшая игра всех малышей. Дети становятся тесным кругом и надувают пузырь: наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные «трубочкой» (один на один). Дети образуют тесный круг, стоя рядом держась за руки, воспитатель произносит слова:
«Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!» Педагог дотрагивается до соединения рук и говорит: «Сдувайся!» Дети сбегаются к центру и произносят звук «т-с-с-с-с-с», изображая выходящий воздух. Затем игра возобновляется.
«Мыльные пузыри». (Развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц). Поиграть с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Подсказать, как можно с ними поиграть: побегать за ними, поймать их, хлопнув в ладоши. Не забывайте следить за безопасностью ребенка - не позволяйте пробовать и пить жидкость.
«Бульканье». (Развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц). Подготовить стакан, на треть наполненной водой, и коктейльную трубочку. Показать ребенку, как нужно правильно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье (булькающий звук).
Игровая деятельность по мере взросления ребенка перерастает в учебную, ребенок, изначально много и с удовольствием играющий, замотивирован на учебу, самодостаточен. Главное – это «три кита», три принципа, которые не нужно забывать соблюдать ни педагогам, ни родителям:
- не заставлять, не требовать, не навязывать;
- быть рядом, но не возвышаться над ребенком;
-обязательно хвалить.
Малыш взрослеет, играя. Игра – это развитие. Развитие – это будущее. А будущее должно быть счастливым!