Рамиля Янтурина
Развивающие игры как средство адаптации детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш". Сухомлинский В. А.
Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.
Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Дидактические игры
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Младшая группа
- Темочки
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость, низкая сопротивляемость организма к заболеваниям. Каждое заболевание, перенесённое ребёнком в раннем возрасте, плохо сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
Поступление ребёнка в детский сад вызывает серьёзную тревогу не только у ребёнка, но и у родителей. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, у ребёнка формируются привязанность к родителям. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому режиму дня, к незнакомым воспитателям и сверстникам, зависит дальнейшее развитие ребёнка и благополучное существование в детском саду и в семье.
И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат ребенку защиту, эмоционально-комфортную атмосферу, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом спокойного течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш. А. Амонашвили, Г. Ф. Кумарина, А. В. Мудрик, и многих других.
Н. Д. Ватутина в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.
Т. В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребёнка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.
Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводиться воспитателю и его работе с семьёй ребёнка.
Анализ педагогической литературы и потребностей практики позволил сформулировать проблему этого исследования, следующим образом: каковы психолого-педагогические оптимизации успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения?
Её решение составило цель работы. Объект исследования - процесс адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Предметом исследования является Дошкольное Образовательное Учреждение и психолого-педагогические условия оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к нему.
Проблема, цель и предмет исследования предопределили следующие его задачи:
- Изучить теоретические основы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
- Характеристика дошкольного образовательного учреждения
- Проанализировать направления совместной деятельности воспитателей и родителей по оптимизации процесса адаптации детей раннего школьного возраста.
Задачи, решавшиеся в ходе исследования, потребовали применения соответствующих методов.
Анализ собранных материалов позволил нам сформулировать общую гипотезу исследования: успешная адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, будет в том случае если:
- будет проведена беседа с родителями будущих воспитанников детского сада;
- будут учтены психические и физические особенности ребёнка.
-будут создаваться благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
1. Характеристика понятия "адаптация" и факторы, влияющие на неё
С поступлением ребёнка 2-3 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходят серьё зные изменения: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение десяти — двенадцати часов, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит опасного, новые требования к поведению, новый стиль общения, постоянный контакт со сверстниками. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям: капризы, отказ от еды, страхи, частые болезни. Эти трудности возникают в связи с тем, что ребенок приходит из обычной и знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.
Ребенок должен привыкнуть к новым условиям, т. е. адаптироваться.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). Каждому, кто работает в дошкольном образовательном учреждении, известно: начало учебного года – тяжёлая пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым условиям детского сада.
Период привыкания детей – конечно очень трудный процесс. В настоящее время существенную помощь в решении данной проблемы оказывают научно-практические разработки психологов и педагогов, которые вооружают знаниями о ведущей роли взрослого в развитии ребёнка раннего возраста, об особенностях его психического развития, уровнях общения со взрослым и другое. Внимательно знакомясь с опубликованными материалами, убеждаешься, что характер и длительность адаптационного периода зависят от ряда объективных обстоятельств и множества субъективных причин.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребёнка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребёнка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Адаптация к условиям дошкольного образовательного учреждения неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями окружающей среды.
2. Особенности поведения детей в период адаптации
Не все дети при входе в группу плачут. Многие приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, самостоятельно находят занятие, обращаются к воспитателю с вопросами. Другие делают это с меньшей уверенностью, но тоже не проявляют особого беспокойства. Они внимательно наблюдают за воспитательницей, выполняют предложенные ею действия. И те и другие дети спокойно прощаются с родными, которые приводят их в детский сад, и идут в группу. Например, ребенок, расставаясь с мамой, спрашивает: “Ты меня любишь?” Получив ответ, идет в группу. Он подходит к воспитательнице, заглядывает ей в глаза, но задать вопрос не решается. Воспитатель ласково поглаживает его по голове, проявляет внимание, улыбается, ребенок чувствует себя счастливым. Он неотступно следует за воспитателем, подражает его действиям. Поведение ребёнка показывает, что он испытывает потребность в общении со взрослыми, в получении от него внимания и ласки. И эта потребность удовлетворяется воспитателем, в котором ребенок находит доброго, ласкового и близкого человека.
Некоторые дети, быстро освоившись в новой обстановке группы, умеют сами занять себя. Они не ходят постоянно за воспитателем, но при необходимости спокойно обращаются к нему. Лишь впервые дни в их поведении заметно беспокойство и растерянность.
Если ребенок, которого впервые привели в детский сад, никак не хочет оставаться в группе без мамы, то воспитатель предлагает маме остаться с ребенком в группе. Чувствуя, что мама не собирается уходить, ребенок начинает обращать внимание на окружающее. После длительного наблюдения, ребенок рассматривает игрушки (машинки, куклы, кубики и т. д., и, наконец, решает сам взять одну из них. В близком человеке он видит опору, защиту от неизвестного и в то же время возможность с его помощью познакомиться с окружающим.
Как видно, дети, поступающие в детский сад, ведут себя совершенно по-разному. Особенности их поведения в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились к моменту прихода в группу.
Можно выделить примерно три группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении (в соответствии с этим далее будут определяться группы адаптации).
Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, доброты, ласки, сведений об окружающем.
Вторая группа – это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, получении от них сведений об окружающем и в совместных с ними действиях.
Третья группа – это дети, испытывающие потребность в самостоятельных действиях. Если до поступления в детский сад ребенок постоянно находился с мамой или с бабушкой, то утром, когда его приводят в детский сад, с трудом расстается с родными. Затем весь день ожидает их прихода, плачет, не хочет играть с детьми, отказывается от любых предложений воспитателя. Он не садится за стол, протестует против еды, против укладывания спать, и так повторяется изо дня в день.
Плач при уходе родного человека, возгласы типа: “хочу домой!”, “где моя мама?”, отрицательное отношение к воспитателям и помощнику, к детям группы, к предложениям поиграть – и огромная радость при возвращении мамы (бабушки или другого члена семьи) являются ярким показателем того, что у ребёнка не развита потребность общения с посторонними взрослыми и сверстниками.
При поступлении в детский сад плачут в основном дети, которых можно условно отнести к первой группе (потребность в общении только с близкими людьми).
Они глубоко переживают расставание с родителями, т. к. опыта общения с посторонними не имеют и не готовы вступать с ними в контакт.
Как правило, чем меньше круг общения в семье, тем дольше происходит адаптация ребёнка в детском саду.
Дети, условно отнесенные ко второй группе, до поступления в детский сад приобрели опыт общения со взрослыми и сверстниками, не являющимися членами семьи. Это опыт общения с дальними родственниками и соседями. Придя в группу, они постоянно наблюдают за воспитателем, задают вопросы, подражают его действиям. Пока воспитатель рядом, ребенок спокоен, но детей он боится и держится от них на расстоянии. Такие дети, в случае невнимания к ним со стороны воспитателя, могут оказаться в растерянности, у них появляются воспоминания о близких и слезы.
У детей третьей группы четко выявляется потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослыми и сверстниками.
В практике очень частые случаи, когда ребенок впервые дни приходит в группу спокойно, сам выбирает игрушки и начинает с ними играть. Но, получив, например, за это замечание от кого-нибудь, он резко и в отрицательную сторону меняет свое поведение.
3. Формы работы по организации процесса адаптации ребёнка к новым условиям
Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного образовательного учреждения, в семье необходимо готовить его к поступлению в детский сад.
Многие родители стремятся правильно воспитывать детей, но у них не всегда хватает на это знаний, опыта и терпения. В одних семьях излишне опекают детей, считая, что в раннем возрасте ребёнок ничего самостоятельно делать не может. Родители предупреждают каждое его действие, любую попытку самостоятельности, выполняют любой каприз. В других семьях бытует мнение, что воспитывать ребёнка просто рано, необходим только уход за ним. Есть такие родители, которые относятся к детям раннего возраста как к маленьким взрослым, предъявляя к ним большие и часто непосильные требования. Наконец, встречаются и такие родители, которые считают, что основная роль в воспитании принадлежит яслям, а они только могут оценивать, хорошо или плохо работают воспитатели.
Успешная адаптация ребёнка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении воспитателя к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное – ценили его личностные качества (внимание к людям, заботливость, доброту).
Детский сад является тем образовательным учреждением, которое может и должно дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребёнка к условиям общественного воспитания. Но, к сожалению, нередко родители встречаются с персоналом детского сада лишь тогда, когда впервые приводят своего ребёнка в группу. Подготовка ребё нка к семье порой ограничивается словами: “Тебе там будет хорошо!”. Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в совершенно другие условия, отличающиеся от привычных условий в семье.
В семье родители для ребёнка являются постоянными воспитателями. В детском саду же воспитатели сменяют один другого, могут быть различны по требованиям, характеру, по тону общения.
Если ребенок дома капризничает, совершает нежелательные поступки, одни родители все прощают, другие – наказывают, третьи – внимательно анализируют причины подобного поведения. При этом каждый рад и готов забыть все проступки ребёнка, если он проявит какое-то новое умение, навык, хотя это является закономерным для развития ребёнка.
В условиях воспитания детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении индивидуальный подход к ребёнку обусловливается, с одной стороны знанием психических и физических особенностей ребёнка, и с учетом его эмоционального настроения в данное время, состояния здоровья. С другой стороны воспитатель строго согласует свои действия с программными задачами воспитания и развития ребёнка. Различный характер реагирования на поступки ребёнка - также важная черта, которая отличает условия воспитания в семье от условий в детском саду.
Часто ребенок раннего возраста не может быстро и безболезненно привыкнуть к изменениям, особенно если ему в этом не помогает взрослые.
Ведь в группе, в основном 17 и более человек, а он привык видеть не более 5-6 человек в своей семье. Поэтому непременным условием благополучной адаптации ребёнка является единство требований, приемов и методов воздействия, согласование тактики введения ребёнка в систему общественного воспитания.
Одежде ребёнка следует уделять особое внимание. Если его излишне кутать, то вследствие несовершенства терморегуляции ребёнок может легко вспотеть, а это ведет к охлаждению организма и простудным заболеваниям, также может стать причиной заболевания, слишком легкая одежда. Одним из факторов, который очень важен для процесса адаптации, является режим дня ребёнка в семье. Если в семье дети спят, едят, гуляют в разное время, то они с трудом привыкают к распорядку дня детского сада. Несовпадения домашнего режима с режимом детского учреждения отрицательно влияет на состояние ребёнка, он становится капризным, вялым, безразличным к происходящему. Поэтому рекомендуется перед поступлением ребёнка в детское образовательное учреждение начать приучать ребёнка к режиму дня детского сада.
Для самочувствия ребёнка в адаптационный период большое значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые навыки самообслуживания (одевания, еды и др., культурно-гигиенические навыки и привычки, между тем далеко не во всех семьях уделяется достаточное внимание формированию указанных навыков и привычек. Нередко дети двух и трехлетнего возраста приходят в детский сад, не просятся на горшок, не умея, самостоятельно есть, не умеют одеваться и раздеваться.
Проводя беседы с родителями будущих воспитанников детского сада, воспитатель должен обращать их внимание на эту сторону воспитания, раскрыть основные закономерности формирования навыков и привычек, их последовательность. Он может показать характерные ошибки, дать советы, как отучить ребёнка от нежелательных привычек, раскрыть значение своевременного формирования необходимых навыков и полезных привычек для общего развития ребёнка и для его хорошего самочувствия в адаптационный период.
Воспитатель сам должен проявлять терпение и настойчивость в воспитании навыков и привычек. Но нельзя требовать от ребёнка, чтобы он сразу отказался от той или иной привычки, необходимо какое-то время.
Необходимо вырабатывать у детей культурно-гигиенические навыки спокойно, терпеливо, постепенно усложняя требования. Иначе у ребёнка может сложиться отрицательное отношение ко всем режимным процессам.
Воспитатель должен сначала показать ребёнку, где и как сделать что-либо, поупражнять его в действии, а затем давать указания.
Научить ребёнка вступать в общение со взрослыми и детьми - одна из основных задач родителей при подготовке ребёнка к поступлению в детское образовательное учреждение. На это должна быть направлена работа детского сада с семьёй.
В период адаптации ребёнка к новым условиям жизни происходит своеобразная переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима: кормление, укладывание и т. д., а также стереотипов общения.
Динамические стереотипы возникают с первых месяцев жизни ребёнка и, формируясь в условиях семьи, накладывают отпечаток на его поведение
Поэтому, знакомясь, с каждым ребенком своей группы до его поступления в детский сад, воспитатель узнает особенности его развития и поведения, и если необходимо, вносит соответствующие коррективы в форме совета и убеждения родителей.
Для определения готовности детей к поступлению в детский сад и прогноза адаптации применяются психолого-педагогические параметры, которые объединены в три блока:
- Нервно психическое развитие;
- Поведение детей, связанное с удовлетворением органических потребностей;
- Черты личности
С опорой на эти блоки составляется карта готовности ребёнка к поступлению в детский сад, в которой фиксируются ответы родителей во время беседы.
Анализируя ответы родителей, и используя метод диагностики, делается прогноз адаптации ребёнка к новым условиям пребывания в дошкольном учреждении, определяются проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации, и даются рекомендации по подготовке детей.
Приложение
Советы родителям в адаптационный период
1. Начать водить ребёнка в ясли за месяц до выхода на работу, иногда требуется и больше времени.
2. Первое время приводить ребёнка на 1-2 часа.
3. В первые дни пребывания ребёнка в детском саду не оставляйте его на сон и прием пищи.
4. Первые 2-3 недели ребёнка рекомендуется приводить и забирать одному и тому же члену семьи.
5. В период адаптации ребенок ослаблен и в значительной мере подвержен заболеваниям. Поэтому в его рационе должны быть свежие овощи и фрукты.
6. Тщательно одевать ребёнка на прогулку, чтобы он не потел и не замерзал, чтобы одежда не стесняла движений ребёнка и соответствовала погоде.
7. Помнить, что период адаптации – сильный стресс для ребёнка, поэтому нужно принимать ребёнка таким, какой он есть, проявлять больше любви и внимания.
8. Если у ребёнка есть любимая игрушка, пусть он берет ее с собой в детский сад, с ней ребёнку будет спокойнее.
9. Интересоваться поведением ребёнка в детском саду. Советоваться с воспитателем, медиками, психологом, для исключения негативных проявлений.
10. Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
11. В выходные дни старайтесь соблюдать режим дня, как в детском саду.