Юлия Смолянинова
Развивающие игры и упражнения с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА
Упражнения с разрезными картинками.
Возьмите картинку с нарисованным на ней хорошо знакомым ребенку предметом. Разрезаете эту картинку на две части и просите ребенка соединить эти части вместе, угадать, что это за предмет.
Если у ребенка это задание не получается, готовите две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две части.
Темочки:
Даете ребенку разрезанную картинку, показываете ему целую и говорите: "Вот посмотри на эту картинку, на ней нарисован мяч; сложи две части, чтобы у тебя получилась такая же картинка, с мячом".
Далее предлагаете ребенку картинки, разрезанные на 3,4 части.
Упражнения для тонкой моторики пальцев и творческих способностей
"Рисование" Как можно чаще рисуйте вместе с ребенком. Научите его рисовать домик, человечка, машинку, паровозик и т. д.
"Лепка"
Оторвите маленький кусочек пластилина и покажите ребенку, как можно сделать из него шарик, палочку, кружочек и т. д. Постарайтесь привить ребенку интерес к лепке: это очень важно для его развитии.
Предложите ребенку слепить из пластилина грибки:
"Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем.
А грибов нет. Их надо слепить из пластилина". Помогайте ребенку.
"А теперь давай слепим много пирожков и булочек для котика", - говорите вы, читая потешку:
Пошел котик на Торжок, Купил котик пирожок, Пошел котик на улочку, Купил котик булочку.
Самому Ли есть, Либо Анечке снесть? Я и сам укушу, Да и Анечке снесу.
"Съел котик и думает, - говорите вы, - чем я деток угощу? Давай поможем ему и испечем много пирожков и булочек".
Упражнения с бусинками
Подберите разноцветные бусинки и шнуры. Один конец шнура закрепите узелком, чтобы бусинки не соскакивали.
Научите ребенка нанизывать бусинки на шнур. Предложите сделать бусы одного цвета, для соответствующего платья, кофточки, бантика и т. д.
Спросите у ребенка: "Какого цвета это платье, какие бусинки подойдут к этому платью?"
Нанизывание бус разной величины.
Используется набор из 10 бусинок: 5 штук диаметром 2 см и 5 штук диаметром 1 см, шнуры или леска.
Предложите ребенку нанизывать бусинки поочередно: большую, маленькую и т. д. Оказывайте помощь ребенку в нанизывании бусинок, их закреплении, правильном чередовании. Повторяйте словесно порядок чередования: "Сначала большая, потом маленькая, снова большая и маленькая".
Нанизывание бус разной формы.
Бусы разной формы (круглые, кубические, овальные и т. д., но одинаковые по размеру и цвету нанизываются на леску в разной последовательности с чередованием по форме. Фиксируйте внимание ребенка на том, что бусинки чередуются: шарик, кубик, шарик, кубик.
Нанизывание бус разного цвета.
Сначала предложите ребенку бусы одинаковой формы, размера и
двух цветов.
Предложите ребенку поочередно нанизывать бусинки (красный, зеленый, красный, зеленый ит. д.).
Далее предлагаете бусы других цветовых сочетаний.
- предоставление большей самостоятельности ребенку;
- уважительное отношение к ребенку, признание его права на собственный выбор;
- тактичная помощь и контроль за действиями ребенка. Приучение к порядку, дисциплине, чистоте, качественному выполнению любой деятельности.
Упражнения с матрешкой
Для многих детей третьего года жизни упражнения с матрешкой считаются трудновыполнимыми ( их деятельность носит хаотический характер: они хватают то одну, то другую деталь, бросают ее, пытаются силой затолкать большую матрешку в меньшую и т. д.)
В этом случае следует вернуться к этому упражнению для детей предыдущего возрастного периода.
Проявляйте терпение, действуйте постепенно, начиная с матрешки с одним вкладышем. (Вместо матрешек можно заниматься с любыми предметами различной величины, которые можно вкладывать одна в другую: кастрюли с крышками, баночки, коробки и т. д.)
Очень важно, чтобы ребенок овладел действиями с предметами, отличающимися по величине; с психологической точке зрения это свидетельствует о хорошем развитии восприятия, обогащении сенсорного опыта, зрительно-двигательной координации, повышении мышечной чувствительности тонкой моторики и т. д.
Упражнения с досками
Уже знакомый вам игровой материал в виде досок с прорезями становится все более сложным.
Для ребенка третьего года жизни используется доска с двумя заданными сенсорными свойствами - величины и формы - из четырех возможных (большие и малые круги, большие и малые квадраты).
Сначала предложите ребенку правильно закрыть вырезанными фигурами одну доску. Если ребенок легко справляется с этим заданием, предлагаете ему выполнить упражнение с двумя досками (при этом две доски просто присоединяются друг к другу). В случае успешного выполнения и этого задания предлагайте ребенку другие виды досок.
Упражнение на цветовое различение (если ваш ребенок не различает цвета
Вводите названия цветов в разговор и в игру ребенка, но не как давление: "Скажи, какого это цвета?" Лучше предложить: "Я строю красную башню. Найди мне еще один красный кубик.
Помимо основной направленности упражнений с бусами (умения различать цвета, форму, величину предметов, чередовать их по качеству, эти упражнения прекрасно развивают тонкую моторику пальцев рук (точность и координированность движений, глазомер, усидчивость, старательность, эстетическое восприятие и другое.
Упражнение на развитие правильного произношения звуков.
Метод "Ошибка понарошку".
Если, например, ребенок вместо "к" говорит "т", подберите несколько картинок или предметов, начинающихся на "к". Возьмите куклу или покажите ее на картинке. С улыбкой спросите ребенка: "Это букла?" и покачайте головой, чтобы ребенок понял игру (звук-заменитель должен быть не тот, который употребляет ребенок). Затем воспроизведите ошибку ребенка: "Это тутла?" Наконец спросите: "Это кукла?". При этом кивок и улыбка подскажут малышу, что данный звук верный. Как только ребенок уловит идею игры, не подсказывайте ему и последите, как он самостоятельно определяет верный звук. Например, спросите: "Это ташка? Нет? Значит, чашка? Тоже нет? Может, кашка?" Дождитесь ответа "да" и подтвердите: "Да, это кашка".
Используйте для развития звукопроизношения и вообще речи у ребенка небольшие стихотворения со специально подобранными рифмами. (Прекрасная книга издана логопедом центра "Здоровье" Парамоновой Л. Г. "Стихи для развития речи". СПб., 1998)
Игры с мячом на развитие моторики (ловкости, координации движений, быстроты, глазомера, эмоциональной сферы, умения проигрывать, подчиняться правилам).
Предложите ребенку поиграть с мячом:
- Бросать мяч вверх и ловить двумя руками.
- Ударить мячом об пол, чтобы он отскочил повыше.
- Ударить по мячу ногой - у кого дальше укатится.
- Бросать мяч друг другу и ловить.
- Попасть мячом в коробку, увеличивая постепенно расстояние
(двумя руками, правой рукой, потом левой).
- Тихонько катните мяч вперед, а ребенок должен обогнать его.
- Катнуть мяч так, чтобы он попал между ножками стула (двумя руками, правой рукой, левой рукой, ногами -одной, потом другой).
ИГРЫ НА ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ
ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1. Д/И «Спрячь игрушку (картинку)».
Цель: Учить соотносить форму предметов. Развивать внимание.
Материал: коробки с крышками разных форм (круглые, квадратные, многоугольные, мелкие игрушки или картинки.
Ход игры.
Воспитатель раскладывает на столе вперемешку 2 коробки и крышки к ним. Показывает детям маленькую игрушку или картинку, которую можно положить в коробку и говорит, что нужно спрятать игрушку, а потом найти её. Педагог учит детей подбирать крышки путём проб. При повторном проведении игры пары коробок меняются, а количество их увеличивается до 3-6.
2. Д/И «Чей домик?».
Цель: Учить соотносить плоскостную и объёмную формы в практическом действии с предметами. Развивать внимание.
Материал: Четыре коробки из плотного материала, в каждой из них по одной прорези (круглая, квадратная, треугольная, прямоугольная, объёмные геометрические формы (шар, куб, кирпичик, треугольная призма, по размеру подходящие к прорези.
Ход игры.
Воспитатель ставит на стол одну из коробок, например, с круглым отверстием, кладёт около неё шар и кубик и говорит детям, что сейчас они узнают, чей это домик, что в нё м должно находиться: шарик или кубик? Вызывает ребёнка и предлагает протолкнуть в отверстие одну из форм. Побуждает ребёнка примерить ту или иную форму к отверстию. Другому ребёнку предлагает уже другое сочетание форм, например, шар или овал, формы которых не имеют четкого различения. В дальнейшем форма коробок меняется, увеличивается их количество до 3 - 5. Надо помнить, что при выполнении задания результат должен быть закреплё н словом воспитателя: «Правильно ты подобрал форму, здесь должен находиться шарик (кубик, кирпичик)».
3. Д/И «Найди свою пару».
Цель: Учить воспринимать плоскостную форму. Осуществлять выбор по образцу, проверять его с помощью наложения; продолжать развивать у детей внимание, ориентировку в помещении.
Материал: 2 одинаковых комплекта одинакового цвета геометрических форм по числу детей.
Ход игры.
Воспитатель распределяет детей на две подгруппы и размещает их на противоположных сторонах комнаты. Детям каждой подгруппы раздают по одной форме из комплекта. По сигналу педагога дети идут друг к другу и каждый ищет свою пару, т. е. берёт за руку того, у кого такая же форма. Свой выбор они проверяют путём наложения карточек друг на друга и обведение формы по контуру. Парами дети маршируют по комнате и проходят через условные воротца.
4. Д/И «Бегите ко мне».
Цель: Продолжать учить выбору формы по образцу. Развивать внимание, умение детей действовать по сигналу.
Материал: флажки одного цвета, но разной формы (квадратные, прямоугольные и треугольные) по числу детей.
Ход игры.
Детям раздают флажки: одним - квадратные, другим - треугольные, третьим - прямоугольные. Они разбегаются по группе под удары в бубен. С прекращением звучания останавливаются, воспитатель поднимает один из флажков, и те, у кого флажки такой же формы, подбегают к нему. Затем дети снова разбегаются под звуки бубна. Игра возобновляется, но воспитатель поднимает другой флажок. Необходимо варьировать очерёдность в показе флажков, чтобы дети не ориентировались на порядок их предъявления; сигналом должна служить форма флажков.
ИГРЫ НА ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА.
1. Д/И «Найди цветок для бабочки».
Дидактическая задача: Продолжать закреплять название цвета, ориентируясь на их однородность и неоднородность. Развивать восприятие цвета, внимание.
Материал: 4 крупных цветка выполненных из картона (синий, красный, зелёный, жёлтый) - для наборного полотна; 6 плоскостных фигурок бабочек такой же окраски как и цветы и меньших размеров трафареты с изображением цветов и бабочек по числу детей (на каждого ребёнка по 2 - 3 цветка и по 2 - 3 бабочки).
Ход игры
Воспитатель расставляет на наборном полотне цветы четырёх цветов и показывает бабочек, объясняет, что бабочки хотят найти свои цветы - сесть на такой цветок, чтобы их не было видно. Нужно помочь бабочкам спрятаться, обращать внимание на цвет, чтобы он совпадал с цветом цветка. Затем дети достают из конвертов бабочек и цветы и выполняют задание.
В конце занятия педагог вызывает одного ребё нка и он называет цвета и показывает их: «Жёлтая бабочка села на жёлтый цветок, синяя на синий и т. д. Они спрятались, их не видно».
2. Д/И «Воздушные шары».
Дидактическая задача: Познакомить детей с шестью цветами путём подбора по образцу. Словарь: название шести цветов спектра -«красный», «оранжевый», «жёлтый», «зелёный», «синий», «фиолетовый».
Материал: демонстрационный: фланелеграф, узкие полоски бумаги или картона (15х 0,5см) шести цветов. Шесть кругов таких же цветов (диаметр 10см). Это ниточки и шарики.
Раздаточный: полоска белой бумаги с наклеенными цветными полосками - ниточками в спектральном порядке, шесть кружков тех же цветов.
Ход игры.
Воспитатель сообщает детям, что они будут играть в игру «Воздушные шары» : «Дети, у нас есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Сейчас на фланелеграфе появятся ниточки (размещает на равном расстоянии вертикально шесть полосок в спектральной последовательности, называя их цвета). А теперь привяжем к каждой ниточке по шарику такого же цвета». Берёт один из шариков и прикладывает к ниточке такого же цвета. После этого двое -трое детей по очереди «привязывают» остальные шарики и называют их цвета. Если ребёнок затрудняется, взрослый помогает ему, хвалит: «Вот как у Тани хорошо получилось - синий шарик привязан к синей ниточке» и т. п.
Затем быстро раскладывается раздаточный материал (кружочки на подносиках, и ребята самостоятельно проделывают ту же работу» Воспитатель проходит по рядам и предлагает исправить ошибки.
3. Д/И «Украсим ёлочку».
Дидактическая задача: Учить детей группировать оттенки (по два оттенка каждого из шести цветов, подбирать их по слову обозначающему цвет. Развивать внимание.
Материал: планшет (30 х 50см) с графическим изображением елочки, силуэтные изображения игрушек (по два оттенка каждого цвета спектра) из цветной бумаги.
Ход игры.
Детям раздают силуэтное изображение ёлочных игрушек. На
мольберт ставится планшет с изображением ёлочки. «Дети - говорит
воспитатель, - совсем недавно, на новогоднем празднике в детском
саду, все вы весело танцевали вокруг красивой, нарядной ёлки
украшенной разноцветными игрушками. Деду Морозу, который был на
нашем празднике, очень понравилось, как мы рассказывали стихи, пели
песни. Когда Дед Мороз уходил, он просил передать вам эту
маленькую ёлочку. Давайте украсим её разноцветными игрушками. У
каждого из вас - игрушки определённого цвета. Я буду называть какой
- нибудь цвет, и те из вас, у кого есть игрушка такого цвета, подойдёт к
елочке и повесит на неё. Сначала повесим на ёлочку красные
игрушки». Дети, у которых красные игрушки, украшают ими ёлку
Остальные ребята наблюдают, правильно ли выполняется задание За
красными игрушками на ёлочку вешаются оранжевые, синие,
фиолетовые, жёлтые, зелёные. '
Затем все вместе любуются нарядной ёлочкой и по просьбе воспитателя называют цвета игрушек, висящих на ней.
4. Д/И «У кого какое платье?».
Дидактическая задача: Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона. Развивать внимание.
Материал: Демонстрационный: куклы, одетые в платья разных цветов (могут быть использованы все имеющиеся в группе куклы, одетые в однотонные платья).
Ход игры.
Воспитатель: «Сегодня мы посмотрим, какого цвета платья у наших кукол. Я буду показывать вам куклу, а вы - говорить, какого цвета у неё платье». Воспитатель показывает по одной кукле и поочерёдно опрашивает детей, уточняя и исправляя их ответы. Обращает внимание детей на то, что один и тот же цвет имеет разные оттенки.
5. Д/И «Какого цвета нет».
Дидактическая задача: Продолжать формировать интерес к игре с цветом, ориентировку на цвет; уметь проговаривать название цвета. Развивать внимание, память, мышление.
Материал: наборное полотно, крупные цветовые карточки, лист белой бумаги.
Ход игры.
Воспитатель располагает на доске наборное полотно и вставляет в него в любом порядке цветовые карточки, просит назвать цвета. Затем закрывает полотно листом белой бумаги и незаметно забирает одну из карточек. Снимает бумагу и спрашивает. Какого цвета нет Игра повторяется, каждый раз педагог меняет местами цветовые карточки.
ИГРЫ НА ВОСПРИЯТИЕ ВЕЛИЧИНЫ.
1. Д/И «Кто скорее свернёт ленту?».
Цель: Продолжать формировать отношение к величине как значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами «длинный», «короткий».
Материал: две ленты, закреплё нные одним концом на палочках: одна из них длинная (50см, а другая короткая (20см); ленты одинаковой ширины и одного цвета.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям свёртывать ленту, показывает, как это делать, даёт каждому попробовать. Затем предлагает поиграть в игру «Кто скорее свернёт ленту». Вызывает двоих, даёт одному длинную, а другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернёт свою ленту. Естественно побеждает тот, у кого лента короче. После этого воспитатель раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их длин хорошо была видна детям, но ничего не говорит.
После ответа детей называет ленты «короткая», «длинная». Короткая лента свёртывается быстро, а длинная медленно.
2. Д/И «Лото» (определение предмета по величине).
Цель: Учить определять зрительно предметы резко различной величины, соединять зрительный образ со словом. Развивать внимание.
Материал: большие карточки с изображением двух предметов, каждый представлен двумя величинами (большой и маленький); предметы, расположены на карточках по - разному ( например: большой дом, маленький дом, большое дерево, маленькое дерево; большой мяч, маленький мяч и т. п., карточки с изображением отдельных предметов (больших и маленьких).
Ход игры.
Воспитатель раздаёт детям большие карточки и по одной карточке - образцу, спрашивая: «У кого такая?», ребёнок доложен не просто узнать предмет, а соотнести изображение предметов по величине, т. е. правильно наложить большой предмет на большой, маленький на маленький. После этого Закрепляют результат в слове: «Правильно, это большой дом».
В дальнейшем задание усложняется: на карточках изображены разнородные и разные по величине предметы. По мере усвоения игры каждому ребёнку дают не одну, а 2 - 3 карточки.
3. Д/И «Построим дома».
Цель: Продолжать учить зрительно соотносить величину предметов и проверять свой выбор путём наложения; развивать внимание; закреплять слова, определяющие относительность величин «больше», «меньше», «одинаковые».
Материал: Три картонных дома разной величины с прорезями для дверей и окон, без крыш; картонные крыши, окна, двери трёх величин, соответствующие размеры домов.
Ход игры.
Воспитатель вставляет в наборное полотно крупные изображения трёх домов, располагая их в случайном порядке. А не в ряд. На столе раскладывает вперемешку элементы дома (крышу, двери, окна). Затем говорит детям, что они будут строителями, достроят дома, которые должны быть аккуратными, ровными; все детали следует подбирать так, чтобы они подошли к нужным частям. Дети подходят и по очереди достраивают дома. Самому большому дому мы подобрали самые большие окна, самую большую дверь, самую большую крышу
Игры на развитие понятий об окружающем мире, памяти, логического мышления, сенсорного восприятия
Найди цвет
Игроки становятся в круг. Ведущий командует: "Коснитесь жёлтого, раз, два, три!" Игроки как можно быстрее стараются взяться за вещь (предмет, часть тела) остальных участников в круге. Кто последний - выбывает из игры. Ведущий снова повторяет команду, но уже с новым цветом. Побеждает оставшийся последним.
Радуга
Дети сидят в кругу, держа перед собой руки, сложенные "лодочкой". Один из детей или взрослый ходит по кругу и вкладывает в ладошки некоторых детей небольшие цветные шарики или предметы тех же цветов, что и радуга (Как в игре "Колечко")
Если детей меньше семи, то сначала раздаются шарики первых 3-4 цветов радуги, затем следующих цветов.
После того, как водящий обошёл всех детей, он говорит:
"Радуга, появись! Радуга, покажись!"
Те дети, у кого в ладошках есть цветные предметы, встают в ряд по порядку цветов радуги. Остальные смотрят, правильно ли выстроилась радуга. Первый из детей показывает свой предмет - красный и спрашивает: "У кого есть такой же?" Другие дети по кругу называют предметы, которые могут быть красными: огонь, цветы, одежда, овощи и т. д. Названия не должны повторяться.
Те дети, которые в течение нескольких секунд не могут назвать предмет данного цвета, остаются в круге, но выбывают из игры. Победитель тот, кто останется последним в игре.
Если играют дети, которые умеют считать, то каждый ребенок, чей цвет разыгрывают, должен посчитать, сколько предметов его цвета было названо, или это может сделать педагог. Потом интересно обсудить с детьми, почему того или иного цвета больше или меньше на земле.
После игры дети могут нарисовать рисунки о том, как радуга-дуга раскрасила землю.
Ищем клад.
Учимся ориентироваться в пространстве с помощью плана. Сначала вместе с малышом нарисуйте план комнаты. Объясните ребенку все подробно: вместо стола, стула, дивана будут похожие на них фигуры. Проверьте с ребенком, не забыли ли что-нибудь. "Окно есть? А дверь? а телевизор? Какой фигурой мы изобразим?" Обязательно разъясните, что это вид комнаты сверху. А теперь - самое интересное. Берем игрушку или какое-нибудь лакомство, малыш выходит в другую комнату или отворачивается, а вы прячете "клад" где-либо в комнате. Ставите на плане яркий крестик и предлагаете ребенку найти клад. В начале поищите клад вместе, держа на виду план и повторяя, где что находится. Когда ребенку эта игра будет даваться легко - усложните её. Нарисуйте план квартиры, двора, а летом на даче - план участка.
Найди домик
Игра для развития устойчивости внимания. Предложите ребенку рисунок с изображением животных, птиц или других персонажей (начиная с пяти) и такого же количества домиков. Соедините каждый персонаж с его домиком волнистыми перекрещивающимися линиями. Маленьким деткам можно дать карандаш, чтобы найти нужную линию, дети постарше должны находить нужную линию без карандаша.
Топ-хлоп
Игры на развитие внимания, памяти.
Ведущий произносит фразы-понятия правильные и неправильные.
Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают.
Примеры: «Летом всегда идет снег», «Картошку едят сырую», «Ворона -
перелетная птица». Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.
Светофор
Вариант той же игры, но с кружками зеленого и красного цвета.
Игра проводится по тому же принципу, Но только на правильный ответ дети показывают кружок зеленого цвета, на неправильный - красного.
Сложи картинку
Для игры понадобятся картинки со схематическими изображениями предметов: вагончик, грибок, кораблик, снеговик, цыпленок, домик. Кроме рисунков, необходимо приготовить вырезанные из плотной бумаги геометрические фигуры - круги, квадраты, треугольники, трапеции. Покажите ребенку одну картинку, рассмотрите из скольких частей состоит предмет, какие они по форме. Затем предложите найти такие же среди геометрических фигур и попросите ребенка попробовать сложить картинку из геометрических фигур по образцу.
Давай придумывать (с З лет)
Развиваем абстрактное мышление, речь.
Для игры понадобится набор предметов разной формы (палочки, шар,
кольцо, коробочки, цилиндр) и карточки с изображением разных предметов определенной формы - зеркало, карандаш, яйцо, яблоко.
ВАЖНО! изображения на картинках должны быть похожи на предметы.
Например: карандаш, удочка, иголка, нож - по форме похожи на палочку; ваза, стакан, наперсток - полый цилиндр.
Игра проводится примерно так - дети (или ребенок) садятся перед столом, у каждого набор предметов. Взрослый садится, напротив, у него карточки с картинками. Взрослый показывает карточки по одной и спрашивает: "У кого предмет похож на такой карандаш?" Ребенок, у которого палочка, отвечает: "У меня!" и получает карточку с изображением карандаша. Вариант наоборот: У детей карточки с картинками, а у взрослого разные предметы.
Дети с 5 лет могут играть в эту игру самостоятельно и без картинок, придумывая, на что может быть похож тот или иной предмет.