Неля Жежель
Развивающее пособие «За-под-на» — волшебная страна»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор пособия:
Жежель Н. С., воспитатель
«Расскажи мне – и я забуду,
Покажи мне - и я запомню.
Дай мне попробовать - и я научусь.
Китайская пословица
Основная задача любого обучения – получение результата, который напрямую зависит от интереса к этому обучению. Именно на создание интересного для ребенка обучения и направлено наше педагогическое творчество, все знания в области коррекции и развития речи детей. Эта цель заставляет нас постоянно быть в поиске новых интересных игр и пособий для обучения и развития детей.
Публикация «Развивающее пособие „За-под-на“ — волшебная страна“» размещена в разделах
Пространственное восприятие, ориентировка в пространстве – успешность овладения этими понятиями зависит от состояния зрения, поэтому у дошкольников имеющих зрительные нарушения существуют сложности в пространственной ориентировке. Однако уже существующий в групповом помещении для воспитанников группы компенсирующей направленности «Мальвина» определенный набор игр помогает решить задачу формирования зрительно-пространственной ориентировки и обогащения зрительно-пространственных представлений, а вот озвучить пространственные отношения между предметами в речи, используя пространственные предлоги, для детей оказалось куда сложнее.
С целью оказания помощи детям в овладении умением словесно обозначать пространственное расположение предметов относительно друг друга в окружающей обстановке, используя пространственные предлоги
мы разработали пособие- тренажер «За- под- на- волшебная страна».
Содержание пособие
Пособие представляет собой демонстрационную поверхность. Поле этой поверхности – металлический прямоугольник, эстетичность которому придает самоклеющаяся пленка (оракал) спокойного нейтрального цвета;
-набор крупных магнитов, на поверхности которых изображены схемы предлогов пространственного значения;
-цветные полоски на магнитной
основе для моделирования
предложений;
сюжетно модульный
демонстрационный
материал (изображения предметов, вырезанных по контуру).
Схематическое изображение предлогов
В основе пособия
– овладение умением словесно обозначать пространственные отношения между предметами в речи, где зрительная наглядность сочетается с двигательными ощущениями и подразумевает активные самостоятельные действия, направленные на развитие образно – символического мышления, закрепление, уточнение понимания предлогов, развитие ориентационных способностей, формирование смысловых связей, навыков анализа предложений со зрительной опорой.
Пособие – тренажер «За – под – на – волшебная страна»
- является единой демонстрационной поверхностью для всех изучаемых тем в группе, однако всегда представляет новизну и динамизм в сменяемости дидактического материала, что эффективно сказывается на активности каждого ребенка.
Метод наглядного моделирования, применяемой при работе с данным пособием, способствует выработке навыка самоконтроля за использованием предлогов в собственной речи и умению находить ошибки в речи окружающих.
Пособие предполагает решение следующих задач:
-формировать умение анализировать пространственные отношения между предметами на ограниченной плоскости;
-упражнять детей в словесном определении пространственных отношений;
-побуждать составлять предложение, используя пространственные предлоги;
-развивать концентрацию и устойчивость зрительного внимания, зрительно-моторную координацию (глаза - рука, мелкую моторику пальцев рук;
-совершенствовать развитие ощущений собственных движений;
-воспитывать волевые качества, стремление к достижению результата;
-формировать навык самоконтроля и самооценки.
Методические рекомендации по использованию пособия
Мы предлагаем следующий
алгоритм составления предложений
с использованием пособия
1. Используя плоскостные изображения предметов и объектов природы (картинки, создайте на рабочем поле определенную ситуацию.
2. Предложите ребенку внимательно рассмотреть ситуацию, созданную вами на магнитной доске.
3. Предложите оформить словесно, то, что ребенок видит («Составь предложение»).
4. Дайте задание -определить количество слов в предложении, составить графическую схему данного предложения, используя соответствующий символ предлога.
5. Помогите ребенку исправить ошибки, если он их допустил. И, конечно же, похвалите его.
Алгоритм может меняться в соответствии с
предложенным ребенку игровым заданием
Варианты игр-заданий
«Составь предложение по изображенному сюжету».
«Смоделируй ситуацию по предложенной графической схеме предложения».
«Скажи наоборот – смоделируй ситуацию».
(Гриб положили в корзину. Гриб вынули из корзины и т. п.)
«Подбери предлог»
«Измени ситуацию – подбери предлог».
«Ягодная хохлома»
«Поглядите-ка! О чудо!
Ожила вдруг вся посуда»
«Грибные заморочки»
«Чудо-сундучок»
Цель
следующих игр заключается в умении смоделировать
ситуацию на магнитной доске так, чтобы «работали» предлоги «на», «в», «перед», «за», «между»; закрепить значение этих предлогов.
Варианты игр:
«Корзинка с секретом»
«Однажды хозяйка с базара
пришла»
«Зайчишка-плутишка»
«Мишки- шалунишки»
«Рыжая плутовка»
Варианты игр-заданий
Целью предлагаемых игр является научить детей видеть несоответствие ситуаций созданных на магнитной доске схеме составленного предложения. Закреплять умение составлять предложения с использованием предлогов, формировать предложно-падежные конструкции в речевой практике.
Варианты игр:
«Шаловливые предлоги»
«Зоркий глаз»
«Что изменилось?»
«Путалки-запуталки»
«Чудеса, да и только»
«Пошла корзинка в лес»
«Не каждый грибок в кузовок»
«Детки с рябиновой ветки»
Развивающее пособие
«За- под- на» - волшебная страна»
Разработанное нами пособие можно использовать
как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях.
Освоив навык работы, дети могут действовать со всеми модулями и схемами самостоятельно.