Елена Чернова
Развивающая среда экологической направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая экологическая среда нашей группы состоит из нескольких элементов, каждая из которых выполняет свои функции.
Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами. Коллекции используются в качестве наглядного и игрового материала, для развития навыков классификации объектов по различным признакам сенсорных навыков.
При рассматривании материала коллекции дети запоминают названия предметов, действий, учатся их характеризовать.
Публикация «Развивающая среда экологической направленности» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В группе имеются следующие экологические коллекции :
Камней нашего региона;
Ракушек;
Почвы;
Образцы деревьев;
Гербарий, собранный в окрестностях города Кузнецка.
Лаборатория. Создана для развития любознательности и поддержки инициативы детей, формирования навыков исследовательской деятельности. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребёнка (превращение в «учёного», который проводит опыты, эксперименты, наблюдения). Дети знакомятся с доступными научными терминами (впитывание, растворение, приборами, используемыми в исследовательской деятельности (весы, термометр, пробирка, песочные часы и т. д.). В сентябре мы знакомились со свойствами воды. Были проведены следующие опыты и эксперименты:«Вода-водичка» (общее ознакомление со свойствами воды, «Куда исчезла вода?» (испарение,«Сосулька» (замерзание). В октябре – со свойствами воздуха: «Воздух вокруг нас»,«Ветерок», «Теплый и холодный», «Как обнаружить воздух». В ноябре - декабре знакомство с различными материалами (бумагой, деревом, песком, тканью). В январе – феврале – знакомство с миром животных и птиц (наблюдения за птицами, опыт «Почему птица может летать?», наблюдения за животными (собакой, кошкой, опыты с использованием тактильных дощечек «Почему кошка может мыться языком?»). В феврале – обобщающая деятельность по закреплению свойств зимних явлений: как образуется снег, почему на снегу можно оставить следы почему рано темнеет и поздно светлеет и т. д. В марте – апреле ознакомление с весенними изменениями в природе: таяние снега, образование сосулек, появление первых цветов, образование почек и распускание листочков, выход из спячки животных. В мае более детально знакомлю детей с ростом и развитием растений в весенний период.
В группе создан многофункциональный уголок природы в соответствии с возрастными особенностями детей. В нё м дети учатся:
узнавать времена года, давать им характеристику;
знакомятся с пословицами и поговорками о природе, учат стихи;
В свободном досуге могут рассматривать различные иллюстрированные тематические подборки («Цветы», «Животные России», «Птицы» и т. д., энциклопедии;
Имеется подборка различных дидактических игр экологического содержания; а так же различные макетные игры («Ферма», «Животные (дикие и домашние)» и т. д.)
Функционирует мини – библиотека и уголок речетворчества, где дети обмениваются опытом, рассматривают «умные» книги, энциклопедии, иллюстрации, что способствует развитию словаря, привитию любви и интереса к литературе о природе. В библиотеке имеются произведения А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, С. Бунтовской, В. Бианки, Н. Сладкова и др. Также в свободном доступе для детейразличные тематические альбомы: «Наши любимые сказки», «На картинку посмотри, все что видишь расскажи», «Занимашки», «Портреты писателей».
В группе организована опытническо - исследовательская станция, на которой у нас живут Дед, Бабка, кот Мурлыка и пёс Барбос. Дети им «помогают» выращивать огород, в котором растут овощи: лук, чеснок, морковь, репка, картофель, горох. Ежедневно проводятся наблюдения, где замечаются малейшие изменения в росте и развитии овощных культур. Вместе с ребятами пытаемся разобраться, почему произошли те или иные изменения (Почему лук не может прорости)
На территории нашего детского сада ежедневно проводим наблюдения за живой и неживой природой, за сезонными изменениями. Сначала прошу рассказать о том, что видят, затем по наводящим вопросам «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Что делает?» и т. д., описываем объект или явление. В результате этого словарь ребёнка пополняю существительными, прилагательными, наречиями, глаголами, упражняю в умении подбирать слова со сходными значениями. Для обогащения образной речи использую художественное слово, народные приметы, поговорки, пословицы, загадки. Обязательно включаю тактильное обследование (если это возможно) : потрогать лед, снег, траву, жука. В конце наблюдения обязательно делаем вывод.