Папки-передвижки

Педагогический проект экологической направленности «Подари земле жизнь — посади лес!» (5 фото)

Дектярёв Николай
Педагогический проект экологической направленности «Подари земле жизнь — посади лес!»
▼ Скачать + Заказать документы

Подари земле жизнь — посади лес!

Управление образования Уйского муниципального района»

МКУ ДОД «Уйский центр внешкольной работы»

Областная акция «Летопись добрых дел по сохранению природы»

Педагогический проект экологической направленности

«Подари земле жизнь – посади лес

Автор:

педагог дополнительного образования

Дектярёв Николай Александрович

Описание работы

Актуальность

Публикация «Педагогический проект экологической направленности „Подари земле жизнь — посади лес!“» размещена в разделах

Площадь, на которой в границах России ежегодно теряется лесной покров (в результате рубок, расчистки, гибели древостоев от пожаров, вредителей, болезней, ураганов и других причин, составляет несколько миллионов гектаров в год.

Вместе с лесами земля теряет и воду (источник жизни, исчезают родники, пересыхают реки, происходит опустынивание территорий. В полях, где нет защитных насаждений леса, возникает ветровая и водная эрозия почвы, происходит вымывание плодородного слоя земли.

Со всеми этими проблемами приходится сталкиваться и нашему - Уйскому району.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Спортивный туризм», реализуемая в учреждении, предусматривает практическое экологическое воспитание, через проведение природоохранных и природосберегающих мероприятий (экологических акций, субботников и т. д.)

В рамках педагогического проекта представлен методический материал по экологическому воспитанию и образованию обучающихся. Разработан конспект теоретического занятия по теме: «Лес и его значение». Показан ход проведения экологической акции.

Участники проекта : обучающиеся 5-8 классов объединения «Спортивный туризм» МКУ ДОД Уйский ЦВР»

Методический материал может быть использован педагогами дополнительного образования туристско-краеведческой и экологической направленности, учителями биологии, классными руководителями при проведении образовательных занятий и внеклассных мероприятий.

Тип проекта :

По методу: исследовательский, экологический

По цели: практико-ориентированный

По времени: долгосрочный

Цели: Воспитание экологической культуры и формирование ценностного отношения к природе.

Задачи:

- Дать знания о значимости лесных экосистем, их подлинном состоянии, основных мерах их защиты.

- Ознакомить обучающихся с проблемами охраны окружающей среды и защиты леса, важности сохранения лесов и их значения;

- Побудить к бережному отношению к окружающей природе, к практической деятельности по её восстановлению и сохранению;

- Обучить практическим навыкам посадки и выращивания деревьев;

- Помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость выполняемой работы.

Подготовка к реализации проекта. В рамках реализации проекта предусмотрена предварительная работа: обучающиеся объединения получили задания подготовить и представить информацию по темам:

1) Леса Уйского района

2) Родники и реки Уйского района

3) Основные проблемы лесов Уйского района

Срок реализации проекта 2016 – 2018 года

Этапы реализации проекта

Этапы Рассматриваемые вопросы Темы исследований Формы отчетности

Подготови

тельный Выбор темы проекта, формулирование вопросов Подбор тем исследований, формирование групп Проведение исследовательской работы группами, сбор и обобщение теоретической информации.

Теоретичес

кий Лес и его значение 1) Лес и его значение для Уйского района

2) Родники и реки Уйского района

3) Основные проблемы лесов Уйского района

Сообщения группы

Подведение итогов работы Что можем сделать мы, для сохранения лесов и родников нашего района?

Коллективная работа группы

Практичес

кий

Подготовка экологической акции

Проведение экологической акции План проведения акции

Защита проекта на эколого-краеведческой конференции

Заключительный

Планирование дальнейшей работы Осознание значимости выполненной работы

Выводы

В ходе подготовки и реализации теоретического этапа проекта, обучающиеся объединения:

- осознают важность сохранения и приумножения леса, как части единой экосистемы природы, её флоры и фауны, его благотворное воздействие на климат и почвы, сохранение родников и естественное регулирование расхода влаги, пополнение запасов грунтовых вод, оздоровительное и эстетическое влияние на человека.

- осознают личную ответственность за сохранения природы района;

- учатся работать в команде, развивают активность, самостоятельность, инициативу;

- мотивируются на практическую деятельность.

По ходу подготовки и реализации практического этапа проекта :

- учатся самостоятельно планировать свою деятельность в ходе подготовки и проведении экологической акции;

- овладевают новыми умениями и знаниями (посадка семян деревьев и высадка саженцев в открытый грунт, уход за ними);

- развивают коммуникативные и организаторские способности.

Конспект теоретического занятия на тему:

«Лес и его значение»

Цель занятия: воспитание экологической культуры и формирование ценностного отношения к природному наследию родного края.

Задачи:

- Привлечение внимания обучающихся и населения Уйского района к проблемам охраны окружающей среды и защиты леса, к важности сохранения лесов и их значения;

- Повышение осведомленности о значимости лесных экосистем, их подлинном состоянии, основных мерах их защиты.

Методическое оснащение занятия:

Презентация Microsoft Office Power Point

Методы обучения:

Рассказ

Беседа

Предварительная самостоятельная работа обучающихся с элементами исследовательской деятельности

План

1. Вводная часть:

• Организационный момент

2. Основная часть:

• Сообщение темы и цели занятия

• Выступление групп по теме занятия

3. Подведение итогов работы

Ход занятия

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами на очень важную и интереснуютему. Мы с вами в прекрасном настроении и должны настроиться на работу. Ваша задача: быть внимательными, инициативными и, конечно же, задавать интересующие вас вопросы.

II. Сообщение темы и цели занятия

Лес замечательно красив! Он по-разному хорош в любую погоду – при солнце, дожде, в снегопад, и даже когда на полях дует холодный ветер. Леса – главные аккумуляторы живого вещества. Биомасса, накапливаемая в лесу, в десятки раз превышает биомассу травяных и других сообществ. Около 30% суши покрыто лесами, они имеются на всех континентах, кроме Антарктиды.

- Сегодня на занятии мы поговорим о том, что такое лес и о его значении для Уйского района.

III. Представление нового материала

- Начнем с того, что разберемся, какое значение имеют леса Уйского района?

Об этом нам расскажут …

(Выступление группы 1)

Для человека лес источник множества разных материалов и продуктов (древесина, грибы, ягоды, мёд и т. д.). Древесиной, как возобновляемым, экологически чистым источником, при рациональном использовании леса, можно пользоваться бесконечно.

Только в одном Уйском бору лекарственная флора насчитывает 83 вида используемых в официальной медицине и 60 видов, применяемых в народной медицине, т. е. всего 143 вида, что составляет третью часть всего флористичекого состава Уйского бора. Здесь можно встретить могучие вековые сосны, под кронами которых растут молодые, ещё не окрепшие сосенки, и двухсотлетние красавицы- лиственницы достигающие диаметра 1,5 метра и высоты 35 метров.

Лес– это дом более чем для половины живущих на земле существ. Богата фауна Уйских лесов. Здесь водятся великаны лоси, дикие козы, барсуки, рыси, лисы, зайцы, белки и даже волки. Из птиц – глухари, серые куропатки, тетерева, санитары леса – дятлы и многие другие. Лес – это также и охотничьи хозяйства, которые приносят не малые доходы государству, около 300 миллиардов рублей в год.

Лес играет большую почвозащитную и водоохранную роль, предохраняет прилегающие к нему сельскохозяйственные угодья от бурь и суховеев, сохраняет воду и питают ей окружающие территории.

- Спасибо группе за выступление.

Уйский район славится своими родниками. Не зря именно у нас проходит областной фестиваль традиционной казачьей культуры «Родники золотой долины».

- Вы спросите, а какая взаимосвязь между лесом и родниками?

И об этом вам расскажет группа, которая готовила свой доклад по рекам родникам.

(Выступление группы 2)

Чтобы узнать о родниках нашего района, мы обратились в библиотеку, где нам показали очень интересную информацию.

«Леса – реки рождают» гласит народная мудрость. Они сохраняют, очищают и возвращают воду в виде испарений, грунтовых вод и родников, которые питают реки и главную «артерию» нашего района – реку Уй.

Высокие горы одного только Уйского бора, покрытые хвойными и лиственными породами, сохраняют от иссушения, протекающие между ними речки и родники (р. Боровая, что питает своими водами озеро Воронинское, р. Калиновка, р. Сорокина, р. Молочная и другие родники и притоки реки Уй).

Всего на территории Уйского района свыше 30 малых рек, из которых 20 впадают в реку Уй. Она является одной из крупнейших по протяжённости рек Челябинской области. Питание реки в основном снеговое и большая часть стока приходится на весну (82,5%).

Поэтому леса, где снег тает медленно, являются отличным хранилищем влаги для реки Уй. Когда-то, по рассказам наших родителей, дедушек и бабушек, а так же по информации из официальных источников, река Уй была намного полноводнее и чище, чем сейчас.

Леса дают жизнь 44 родникам нашего района:

Аминевское сельское поселение – 3 родника

Беловское сельское поселение – 5 родников

Вандышевсоке сельское поселение – 5 родников

Кидышевское сельское поселение – 2 родника

Кумлякское сельское поселение – 4 родника

Ларинское сельское поселение – 8 родников

Масловское сельское поселение – 3 родника

Нижнеусцелемовское сельское поселение – 5 родников

Петропавловское сельское поселение – 2 родника

Соколовское сельское поселение – 3 родника

Уйское сельское поселение – 3 родника

Когда-то родников в Уйском районе было ещё больше. Мы часто совершаем туристические походы по Уйскому району и нам иногда встречались пересохшие родники. И таких родников, к сожалению, не мало. В библиотеке мы нашли информацию о них.

Родники, сохранившиеся только на карте:

Соколихин ключ – исчез

Стародубцев ключ – еле дышит

Андреев ключ – исчез

Старков ключ – еле дышит

Кочкарские ключи – исчезли все

Бабанов ключ – исчез

Ульяновские ключи – исчезли все

Сухоложские ключи – исчезли все

Лукашкин ключ – исчез

Крутоложские ключи – исчезли все

Макарьев ключ – исчез

- Спасибо группе за выступление.

При рациональном использовании лесов учитывается их благотворное воздействие на климат и почвы, сохранение водоисточников и естественное регулирование расхода влаги, пополнение запасов грунтовых вод, оздоровительное и эстетическое влияние на человека.

Лес – это бесценное достояние, природное наследие человечества. Он создаёт среду, благоприятную для жизни и здоровья человека.

- Так что же происходит с лесами Уйского района сегодня, об этом мы узнаем из следующего доклада.

(Выступление группы 3)

Основные проблемы лесов Уйского района

Какая же ситуация с лесами Уйского района? Это мы решили узнать у специалистов. Для этого мы обратились за помощью к начальнику Уйского участка Чебаркульского лесничества.

Уйский район находится в лесостепной зоне. Лесами занято около 20% территории (55 тысяч гектар). Основные лесообразующие породы – сосна, береза, лиственница, осина, тополь, ольха черная. На территории Уйского района имеется три ботанических памятника природы – Уйский, Ларинский и Булатовский боры. Они относятся к особо охраняемым природным территориям Челябинской области.

К основным проблемам лесов нашего района относятся следующие: лесные пожары, вредители и неблагоприятные погодные условия.

Площадь лесных пожаров в Уйском районе в минувшем сезоне составила 35 га. Леса нашей территории горели 17 раз. Ущерб исчисляется 7 миллионами рублей. Затраты на тушение пожаров составили 383 тысячи рублей. Основной причиной возгорания стал человеческий фактор. Два пожара при этом произошли в особо охраняемых территориях – Булатовском и Уйском борах. Пожаров бывало и больше, рассказала нам Надежда Васильевна.

Три года подряд с 2011 по 2013, некоторые леса в июне–июле стояли обнаженные, как поздней осенью. Все потому, что березняки Челябинской области и Уйского района подвергались массовому объеданию гусеницами непарного шелкопряда.

Воздействие погодных условий и почвенно-климатических факторов оказывает как прямое влияние на состояние лесов, так и опосредованное, выражающееся в снижении устойчивости лесных экосистем к воздействию других негативных факторов (пожаров, засух, повреждению вредителями леса, поражению болезнями и др.). Среди погодных условий и почвенно-климатических факторов, оказавших заметное влияние на состояние насаждений Уйского района, выделяются ураганные ветры, изменение уровня грунтовых вод, а также засуха.

После того, как мы узнали о проблемах, с которыми приходится сталкиваться лесам нашего района, Надежда Васильевна предложила нам поучаствовать во Всероссийской акции «Живи, лес!», в ходе которой нам будет доверено посадить 1 гектар соснового леса.

- Спасибо группе за выступление.

IV. Подведение итогов работы.

- Итак, ребята, сегодня мы с вами узнали о значении леса для нашего района, для рек и родников, для растений и животных, которые в нём обитают; и людей, которые пользуются его дарами (древесиной, ягодами и грибами, травами и т. д.)

А теперь давайте с вами подумаем, а что можем сделать мы, для сохранения лесов и родников нашего района?

(Предложения обучающихся)

Молодцы ребята!

Ход проведения экологической акции.

Мы решили вовлечь в реализацию нашей акции как можно больше людей, и не только школьников, но и взрослых! В нашем районе почти нет дубовых лесов. И мы решили – пусть в нашем районе вырастет дубовая роща! Для этого мы разработали план.

План проведения акции:

Месяц Наименование работы

Ноябрь-декабрь Выбор направления работы.

Январь Встреча с участковым лесничим и ведущим специалистом по экологии Администрации Уйского муниципального района.

Февраль Поиск и подготовка семян дубов. Подготовка к акции. Сбор необходимой информации по посадке деревьев. Консультации со специалистами.

Март - Апрель Встречи с представителями образовательных организаций для подготовки акции.

Проведение акции с посадкой семян дуба в образовательных учреждениях.

Выступление с проектом на эколого-краеведческой конференции, с проведением акции по посадке желудей.

Май Посещение классов с наблюдением за ростом и развитием саженцев дуба. Уход за саженцами дома и в Центре внешкольной работы.

Июнь Высадка саженцев дуба на пришкольные и образовательных организаций и приусадебные участки домов.

Семена дуба мы нашли у волонтёров проекта «Будущее Земли зависит от тебя», они безвозмездно передали нам более 700 семян дуба обыкновенного, собранных в Челябинской области.

Следующим шагом нашей подготовки стал сбор информации о том, как правильно посадить жёлуди и вырастить из них деревья.

Для посадки семян нам было нужно много земли и стаканчиков. На дворе был февраль, поэтому мы обратились к директору Центра внешкольной работы с просьбой приобрести для проведения акции плодородную почву и стаканчики.

Сначала мы попробовали посадить семена сами. Оказалось, что всё очень просто.

21 марта – в Международный день леса, был дан старт экологической акции, где мы рассказали о важности и значении леса, о том, что происходит с лесами на всей Земле и в нашем районе, раздали стаканчики с землёй, рассказали и показали как правильно посадить жёлудь и ухаживать за саженцем, когда он вырастет. Ребята с огромной радостью и интересом сажали семена дубов.

Педагогический проект экологической направленности «Подари земле жизнь — посади лес!»

Следующим шагом была организация и проведение акции в Уйской средней общеобразовательной школе с 5-ми и 6-ми классами. Где ребятам так же было рассказано о важности сохранения леса. И они сами, своими руками, с радостью насыпали в стаканчики почву, а потом сажали туда семена дуба. Активное участие в акции приняли и учителя школы.

Фото «Подари земле жизнь — посади лес!»

Далее мы обратились в Уйскую начальную общеобразовательную школу. Перед посадкой семян в стаканчики была проведена линейка, на которой мы так же рассказали ребятам о важности леса и его сохранения, о том, как правильно посадить жёлудь и ухаживать за ним.

Педагогический проект экологической направленности - фото

В итоге, в ходе акции было посажено около 500 желудей (семян дуба) в стаканчики с землей. Жёлуди были посажены с широким привлечением учащихся Уйской СОШ, Уйской НОШ и Уйского центра внешкольной работы, а также Октябрьской и Вандышевской СОШ.

В апреле с нашим проектом мы выступили на районной эколого-краеведческой конференции «Уйский район: вчера, сегодня, завтра», где раздали учащимся других образовательных организаций Уйского района семена дуба.

После проведения акции к нам ещё долго приходили дети и взрослые, и просили ещё желудей. Было очень трудно им отказать, поэтому ещё около сотни семян дуба мы раздали просто так.

В итоге в акции приняли участие 672 обучающихся и 28 взрослых, было посажено 700 семян дуба.

В июне саженцы дубов были высажены на пришкольные и приусадебные участки, участок центра внешкольной работы, а некоторые остались в горшочках дожидаться следующего года.

Фото №1 Подари земле жизнь посади лес Управление образования Уйского муниципального района МКУ ДОД Уйский центр внешкольной работы Областная акция Летопись добрых дел по сохранению природы Педагогический Фото №2 Прогулки и путешествия по лесу лесной покров в результате рубок расчистки гибели древостоев от пожаров вредителей болезней ураганов и других причин составляет несколько миллионов гектаров в год
Публикации по теме:

Конспект занятия по трудовому воспитанию «Подари книге жизнь» Конспект совместной деятельности детей с воспитателем по ручному труду на тему «Подари книге жизнь» Цель: научить детей ремонтировать книги.

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «В снежном царстве» Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития/ Тема проекта: "В.

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР Тема проекта: «Весенние изменения в природе». Проблемное.

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Город мастеров» Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР Тема проекта:«Город мастеров». Проблемное поле.

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Удивительные цветы» Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности Тема проекта: «Удивительные цветы».[/b]Проблемное поле проекта:.

Конспект внеурочного занятия экологической направленности в начальной школе «Лес и его обитатели» Лес и его обитатели Внеурочное занятие экологической направленности в начальной школе Цель: 1. Проявление интереса к окружающему миру –.

Педагогический проект «Формирование экологической грамотности дошкольников через познание природы родного края» 1слайд: Уважаемые коллеги! Разрешите представить педагогический проект на тему: «Формирование экологической грамотности дошкольников через.

Педагогический проект по здоровому образу жизни «О, спорт — ты жизнь!» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 97 г. Твери Педагогический проект по здоровому образу жизни «О, спорт.

Педагогический проект «Подари улыбку» (старшая группа) Аннотация проекта Идею создания проекта «Подари улыбку» подсказали дети во время просмотра мультфильма «Про кота Леопольда». У детей возник.

Фотоотчет о выставке «Подари вторую жизнь ненужным вещам»Фотоотчет о выставке «Подари вторую жизнь ненужным вещам» В нашей группе прошла очередная выставка: " Подари вторую жизнь ненужным вещам. " В работе участвовали родители с детьми. Оказывается это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект экологической направленности «Подари земле жизнь — посади лес!»
Опубликовано: 22 мая 2018 в 08:36
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект экологической направленности «Подари земле жизнь — посади лес!»» (включая файлы) размещена пользователем Дектярёв Николай (УИ 1583893) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД