Наталья Кудрявцева
Интегрированное занятие экологической направленности «Друзья природы» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Друзья природы».
Цель: объяснить детям взаимосвязь человека с природой; закреплять знания детей о правилах поведения на природе, понимание знаков «Что нельзя делать в лесу»; способствовать познавательному развитию, создать положительный эмоциональный фон.
Задачи:
обучающие:
1. Закреплять знания детей об основных правилах поведения на природе;
2. Формировать умения и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь;
Публикация «Интегрированное занятие экологической направленности „Друзья природы“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Учить выражать свое отношение к поступкам людей с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;
развивающие:
1. Развивать познавательный интерес к миру природы;
2. Активизировать речь, умение отвечать на вопросы и обосновывать свои суждения;
3. Развивать мелкую моторику, фантазию, память, мышление, сообразительность, находчивость, любознательность, умственную активность, самостоятельность и эмоциональную отзывчивость детей;
воспитательные:
1. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям, желание заботиться о животных и птицах, чувства сопереживания и любви к миру природы, способность видеть ее красоту и неповторимость, стремление к правильному поведению по отношению к окружающему миру;
2. Показать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей среде;
3. Учить проявлять дружелюбие и чувство ответственности при коллективных работах.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие» - расширение знаний об окружающем мире; развитие умения созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться). Развитие у детей познавательных интересов, совершенствование координации руки и глаза, развитие мелкой моторики, развитие любознательности.
«Речевое развитие» - пополнение и активизация бытового, природоведческого, обществоведческого словаря. Формирование умения отстаивать свою точку зрения.
«Социально-коммуникативное развитие» - формирование таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, желание помочь исправить ошибки; продолжение работы по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми.
«Физическое развитие» - формирование правильной осанки; закрепление умения согласовывать координацию движений с фразовой речью; развитие мелкой моторики.
Предварительная работа: рассматривание серии картинок «Правила поведения на природе», разучивание стихов по теме: «Круглый год», «Бабочка» (с движениями, «Правила поведения на природе»;
проведение д/игр «Найди пару», «Из какого материала сделано?», «Назови одним словом», «Раз, два, три – к дереву беги», конструирование из счётных палочек; просмотр познавательных мультфильмов о насекомых.
Словарная работа: приносят пользу, опыляют, тля, роза, тюльпан, туя, акация, куколка.
Методы и приемы: беседа, поощрение, художественное слово, объяснение, упражнение для развития мелкой моторики «Круглый год», речь с движением «Бабочка», дидактические игры: «Сколько цветов», «Назови одним словом», «Рассади божьих коровок на ромашки», «Раз, два, три – дерево найди».
Оборудование: интерактивная мягкая игрушка Дракончик, картинки с изображением запретных действий на природе, мусор бумажный, пластиковый, деревянный, коробки - картонный, деревянный, ведро пластиковое, силуэты божьих коровок, ромашки бумажные, материал для игры «Найди пару», магнитофон, коробок, насекомые игрушечные, палочки, ветви деревьев, букет цветов, лавочка, столик, гнездо декоративное.
Ход занятия:
1. Вводная часть:
Приветствие детей:
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Здравствуй, друг, здравствуй, друг! (пожать руку соседу справа – слева)
Здравствуй, весь наш дружный круг! (вытянуть руки вперед)
-Дети, мы собрались с вами здесь для того, чтобы погулять и рассказать нашим гостям о бережном отношении к окружающей природе. Ой, а что это там шуршит? Да это же дракончик! Дракончик, а зачем ты забрался на дерево, да ещё так тепло оделся: и шарф, и шапка…
Дракончик: - Я готовлюсь к зиме, чтобы не замерзнуть - я тепло оделся и спрятался в ветках дерева.
- Дети, дракончик правильно говорит, скоро зима?
Ответы детей.
Стихотворение «Круглый год».
2. Основная часть:
- Дракончик, оставайся вместе с нами и ты узнаешь много интересного. Ох, а кто же здесь так намусорил?
Дракончик: - Это я ел конфеты, рисовал, играл, а что?
- Дети, что дракончик неправильно сделал?
Ответы детей.
1 ребенок. Чтоб было по лесу приятно гулять –
Не надо бутылки и мусор бросать.
Если лес не беречь – он погибнет,
И беда всех людей настигнет!
(Повесить знак)
- Предлагаю вам собрать весь мусор вот как: бумажный мусор мы положим в коробку, мусор из пластмассы – в ведёрко, а мусор из дерева – в деревянную коробку.
- Какая чистота у нас! Теперь приятно будет и погулять!
Дракончик: - Хорошо, я все понял и больше так не буду делать. Посмотрите, какой букет я нарвал своей бабушке.
-Как, ты и цветы сорвал? Дети, давайте расскажем Дракончику почему нельзя рвать цветы:
2 ребёнок. Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
- Дракончик, посмотри, твои цветы уже почти завяли. Лучше любоваться цветами, которые растут на полянках. А ещё можно нарисовать цветы. Вот сколько красивых цветов нарисовали наши дети!
Дракончик: Ой, сколько много, я даже не могу их сосчитать!
- А наши дети очень хорошо считают!
Дидактическая игра «Сколько цветов»
«Назови одним словом» : ромашка, одуванчик, роза, тюльпан – это (цветы).
- Дракончик, а это случайно не твоя коробка вон там под деревом?
Дракончик: Да
- А что в ней?
Дракончик: Я собрал туда божьих коровок, жуков, муравьёв!
( Открываем коробок: там насекомые)
-Дети, как вы считаете, Дракончик поступил правильно? Почему?
Ответы детей про пользу насекомых.
1) Муравей;
2) Гусеница;
Физминутка «Бабочка»
3) Муха;
Малоподвижная игра «Поймай муху»
4) Божья коровка;
Игровое задание «Рассади божьих коровок на ромашки»
«Назови одним словом» : муравей, муха, бабочка, божья коровка – это (насекомые).
Дракончик: А ещё я нашёл на дереве вот такую штуку!
- Это же (гнездо птицы). Ни в коем случае нельзя его доставать с дерева и ломать: ведь там могут быть птенцы!
3 ребёнок. Гнездо на ветке – птичий дом,
Вчера птенец родился в нём.
Ты птичий дом не разоряй,
И никому не позволяй!
«Назови одним словом» : воробей, дятел, сова, ворона, грач – это (птицы).
-Ребята, какой воздух у нас? (Ответы детей.) Как вы думаете, он отличается от воздуха, которым мы дышим возле дороги? (Ответы детей.) Почему? (потому что здесь много деревьев, они защищают нас от пыли, грязного воздуха, от загазованности машин.) Давайте все вместе вдохнем глоток свежего воздуха!
Дракончик: - Ой, как хорошо, что я наломал много веток с деревьев. Отнесу-ка я их и положу возле дороги, они очистят весь воздух!
-Дети, как вы думаете, Дракончик прав? Ответы детей.
- Дракончик, что ты наделал? Ведь ветки, которые ты сломал, быстро засохнут и не смогут очищать воздух. А чтобы вырастить дерево – нужно время, оно растёт очень долго. Дети, давайте расскажем Дракончику, что будет, если исчезнут все деревья.
Ответы детей.
Игра «Раз, два, три – дерево найди!»
«Назови одним словом» : береза, клён, тополь, туя – это (деревья).
- Дракончик, а для чего ты наломал столько веток?
Дракончик: Я хотел разжечь костёр!
4 ребёнок. Нельзя костёр бросать в лесу –
Костёр в лесу несёт беду.
Пожар в лесу может случиться –
Без дома будут зверь и птица!
- Я предлагаю из палочек не костёр разжигать, а построить какие-нибудь фигуры.
Игровое упражнение «Построй фигуру из палочек».
«Назови одним словом» : треугольник, квадрат, прямоугольник, круг – это (геометрические фигуры).
- И у нас остался ещё один знак.
5 ребёнок. Как много звуков тут и там,
В лесу не нужен шум и гам:
Нельзя шуметь, галдеть, кричать
И громко музыку включать!
- А почему?
Ответы детей.
3. Заключительная часть.
- Ну, вот и подошла к концу наша прогулка.
Дракончик: спасибо вам, мои друзья, я понял, что природу надо беречь. За то, что вы рассказали мне столько полезного, я угощу вас волшебными грибами.
- Дети, как вы думаете, чему научился Дракончик? А что вам больше всего понравилось в нашей прогулке?
Приложение
1. Дидактическая игра «Сколько цветов»
Цель: учить детей правильно соотносить числительные к предметам, соотносить последнее числительное со всей пересчитанной группой, понимать, что оно обозначает общее количество предметов в группе.
Ход игры. Воспитатель раздает одной половине группы детей карточки с изображением цветов, а другой - соответствующие числительные. Детям предлагается двигаться под музыку, а по окончании музыки соединится в пары, сосчитав цветы на карточках. Затем дети меняются карточками, игра повторяется.
2. Физминутка «Бабочка»
(движения выполняются по тексту)
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз - рукой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
3. Малоподвижная игра «Поймай муху»
Воспитатель стоит в центре круга, который образовали дети, и в руках держит прутик со шнуром на конце. К шнуру привязан игрушечный комар. Воспитатель кружит комара над детскими головками, а те подпрыгивают на обеих ногах и пытаются его поймать. Кому удастся поймать комара, кричит «я поймал». Затем игра продолжается заново. Во время игры ведущий должен следить, чтобы дети не сужали круг.
4. Игровое задание «Рассади божьих коровок на ромашки»
Цель: учить детей правильно соотносить пересчитанные
предметы между собой.
Ход игрового задания. Детям предлагаются ромашки сделанные из бумаги с разным количеством лепестков (от 1 до 5) и божьи коровки с разным количеством точек на спинках (от 1 до 5). Божью коровку необходимо посадить на ромашку с соответствующим количеством лепестков количеству точек на спинке.