Дания Гилязева
Конспект интегрированной ОДД по ознакомлению с национальной культурой башкирского народа (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В гости к бабушке Айбике»
Цель: -формировать у воспитанников гуманное отношение к окружающему миру, любви к родной семье, родному краю, уважение к старшему поколению;
- продолжать знакомить с башкирской национальной одеждой и башкирскими
национальными блюдами;
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие»
Задачи:
Публикация «Конспект интегрированной ОДД по ознакомлению с национальной культурой башкирского народа (вторая младшая группа)» размещена в разделах
«Познавательное развитие» :
-воспитывать уважение и интерес к жизни и традициям башкирского народа,
продолжать закреплять название элементов башкирской одежды;
-развивать познавательный интерес, любознательность.
- закрепить признаки весны, дать представления о перелетной птице - грач.
«Социально-коммуникативное развитие» :
-формировать у детей гуманное отношение к окружающему миру, любви к родной
семье, родному краю, Родине, уважение к старшему поколению;
- развивать общение и взаимодействие воспитанников со сверстниками и
взрослыми; «Физическое развитие»
- развивать мелкую моторику и тактильные ощущения;
-способствовать формированию потребности в двигательной активности;
-закрепить признаки весны, дать представления о перелетной птице – грач; «Речевое развитие»
-активизировать и обогащать словарь воспитанников, отрабатывать
произношение новых слов (камзул, налобная повязка, тюбетейка).
-учить правильно называть предметы одежды, используя прилагательные,
обозначающие цвет;
- развивать умение внимательно и заинтересованно слушать, отвечать на
вопросы воспитателя ;
-развивать связную речь; «Художественно-эстетическое развитие»
- изготовить из соленого теста национальное блюдо «чак-чак»;
-учить катать тесто между ладонями;
-выполнять лепку по образцу и словесной инструкции воспитателя.
Оборудование и материалы: соленое тесто, доски, стеки,тарелки из кукольного сервиза, угощение «чак – чак», куклы Айгуль и Азамат в национальных башкирских костюмах, сундук, руль,картинки грача, весенняя сюжетная картинка, маска волка, национальные костюмы на каждого ребенка, сундук с национальным орнаментом и с налобными повязками и тюбетейками внутри,магнитофон и аудиозапись с национальной башкирской музыкой.
Ход НОД.
Воспитанники входят в группу, встают в кружок.
Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте мы поздороваемся и поприветствуем наших гостей с помощью ручек.
Пальчиковая гимнастика : «Приветствие»
Здравствуй, солнце золотое (растопырить пальчики в разные стороны)
Здравствуй, небо голубое (поднять руки вверх)
Здравствуй, свежий ветерок (покачать поднятыми руками)
Здравствуй, кудрявый дубок (соединить пальчики над головой, округлив руки) .
Мы живем в родном краю (развести руки в разные стороны) .
Я Вас всех люблю (обнять себя руками).
(Стук в дверь). Воспитатель:-Ребята, кто-то к нам стучится? -Да, это кукла Айсылу и кукла Азамат. к. Айсылу:- Здравствуйте, ребята. Дети:- Здравствуйте к. Айсылу и к. Азамат. Воспитатель: Посмотрите какие на них красивые национальные костюмы. Они вам нравятся? Вот это жилет на мальчике называется "камзул", на голове у него тюбетейка. Повторите. (воспитанники повторяют). У девочки национальное платье с оборками, зеленый камзул, украшенный монетами, а на голове у неё налобная повязка с монетками. Повторите (хоровая и индивидуальная работа).
Воспитатель:к. Айсылу, какая ты нарядная! Ты, наверное, куда-то собралась …
Ребята, знаете почему Айсылу и Азамат сегодня так оделись? (Ответы воспитанников) А потому что сегодня они хотят навестить свою любимую, добрую бабушку и они и нас приглашают. Она живёт в деревне и зовут бабушку Айбика. Хотите вместе с ними поехать в гости к бабушке? (Ответы воспитанников) Хорошо, тогда скорее наряжайтесь. Посмотрите какое красивое платье одела Азалия, какого оно цвета? Как называется жилетка у Амины? (камзул). Какие у нас девочки нарядные и красивые. Мальчики одеваются по-другому. Как называется головной убор у Азамата? (тюбетейка). Как у Айсылу называется головной убор? (Налобная повязка). Посмотрите друг на друга,все готовы к поездке?А поедем мы в волшебном автобусе, Халим будет нашим шофером. Присаживайтесь поудобнее и поехали!
(Показать картинку)
-Ребята посмотрите, какой красивый вид из окна.
Посмотрите, тает снег, ярко светит солнышко, появились проталины, бегут ручьи.
Кто из вас догадался, когда это бывает? (ответы)..
(Показать картинку) Наступила весна и прилетели самые первые перелетные птицы – грачи. Про них говорят: Грачи - на крыльях весну приносят. Посмотрите, какая это интересная птица.
(Показать картинку). Какого она цвета? (Черного). У грача круглая голова, овальное туловище, отличается от других птиц большим, острым клювом. Они кричат крак - крак. Грачи приносят большую пользу, уничтожают вредных насекомых. В первую очередь после возвращения они вьют гнезда на деревьях и откладывают яйца, из которых потом вылупляются маленькие птенцы, которые за лето вырастают и осенью, с родителями улетают в тёплые края. Для того чтобы весной снова вернуться на родину.
Воспитатель: А сейчас мы проезжаем мимо леса. (Показать картинку) Обратите внимание, какие деревья растут в этом лесу? (Березы, ели) Правильно берёзы и ели. Чем отличается береза от других деревьев? (У березы белый ствол с черными полосками). Посмотрите, какая красивая поляна, давайте остановимся и немного отдохнем на ней, поиграем в игру «Волк и зайцы» (башкирская народная игра).
Воспитатель:Ребята, бабушка нас ждет, нам ведь ехать пора. Садитесь скорее в автобус. Вот мы и приехали. (Дети встают и подходят к дому. Из дома выходит бабушка, она приветливо встречает гостей.)
Бабушка: Рахим итегез! Здравствуйте, дети! Здравствуйте Айсылу и Азамат. Проходите в дом. Дорогие мои, как я рада, что вы приехали ко мне в гости. Какие вы нарядные и красивые.
Дети: Здравствуйте, бабушка! Какой у вас красивый сундук.
Бабушка: Да, у меня есть сундук, и в нем хранится много интересного. (Достает из него тюбетейки и налобные повязки и дарит их воспитанникам. Они повторяют их названия).
Бабушка: Так чем бы мне вас угостить? А давайте вместе приготовим башкирскую национальную сладость «Чак - чак». Проходите за столы.
(На столах приготовленные кусочки соленого теста, дощечки для лепки, стеки). Посмотрите ребята как выглядит чак-чак (воспитатель показывает воспитанникам чак-чак). Он состоит из маленьких комочков сложенных горкой. Вот такой чак-чак мы будем с вами лепить. Садитесь на свои места и сейчас мы будем лепить (пока они садятся за столы, воспитатель ставит диск с башкирской мелодией, музыка тихо играет).
Бабушка: Возьмите тесто и раскатываем "колбаску" между ладошками. Молодцы! Какие у вас красивые "колбаски" получились! Все слепили "колбаски"(Да)
Бабушка: Сейчас из колбаски мы будем вырезать комочки с помощью стеки. Режем аккуратно и ровно. Все вырезали? Возьмите ваши тарелочки с чак-чак и подходите ко мне. Складывайте по очереди комочки на большую тарелку. (Воспитанники с помощью воспитателя складывают комочки горкой.) Посмотрите какой красивый получился чак-чак. Молодцы ребятки! Все вырезали ровненькие комочки, поэтому чак-чак получился красивый и вкусный! Какое блюдо мы с вами лепили (Чак-чак). По окончании бабушка выносит настоящий чак - чак и угощает детей.
Воспитатель: Навестили бабушку, погостили у нее, пора и в детский сад
возвращаться! Садитесь все в автобус. До свиданья, бабушка Айбика,Азамат, Айсылу!Спасибо вам за подарки, угощение и путешествие.
Бабушка: Жаль мне с вами расставаться. Гость – это счастье в доме, приезжайте ещё. До свидания!
Дети:(Машут бабушке, Айсылу, Азамату)
Воспитатель: А чтобы нам в пути было веселей, давайте споем нашу любимую песню. П Вот мы и приехали в наш детский сад.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие.
Рефлексия - Понравилось в гостях? - У кого мы были в гостях? - Какой башкирской национальной одеждой вы сегодня познакомились? - Какое национальное башкирское угощение вы приготовили сегодня?