Антонова Светлана Владимировна
Развивающая среда как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок развивается на фоне среды. Среда не должна быть просто «обстановкой», а источником детского развития. В ребёнке работает внутренняя пластическая сила. Всё, что воздействует на ребёнка из окружающего мира, переходит во внутреннее строительство, включая формирование органов чувств.
Публикация «Развивающая среда как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Развивающая среда - это не обработка знаний ребёнка, а внутреннее стимулирование его развития. Ведь всё, что попадает в поле зрения ребёнка, делается видимым, становится узнаваемым и запоминаемым.
Организуя развивающую среду в старшем дошкольном возрасте для детей с общим недоразвитием речи, педагоги должны руководствоваться с возрастными и психологическими особенностями дошкольников. Прежде всего следует учесть, что старший дошкольный возраст является сенсетивным периодом развития речи. Л. С. Выготский отмечал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением. Речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления, поэтому именно в компенсирующей группе нужно сделать акцент на развитие словаря, усвоение понятий, и именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные игры, игры-драматизации, активно использовать театрализованные игры.
Все современные системы образования стремятся к тому, чтобы знания добывались самими детьми, а педагог был «дирижёром», развивающим разум ребёнка, думающим, помогающим найти способы решения возникающих проблем. Современные подходы к ребёнку предполагают также более тесное взаимодействие педагога с детьми. Иной позиции требует её личностно-ориентированный способ взаимодействии – это в первую очередь предоставление ребёнку свободы, независимости, большого «поля» для самостоятельных действий, общения на равных. Необходимо создать в группах предметно-пространственную среду, обеспечивающую интенсивно развивающий характер педагогического процесса, организацию жизнедеятельности детей на коррекционно-развивающей основе.
Пространственную среду следует организовать таким образом, чтобы дети могли самостоятельно исследовать окружающие предметы, так как стремление к исследованию становится преобладающим мотивом их поведения. Однако дошкольники с ОНР при этом могут испытывать определенные трудности: они выполняют определенные действия, но не могут объяснить, как это сделали. В такой ситуации взрослый должен стать равноправным партнером своих воспитанников и оказывать им необходимую помощь. В старшем дошкольном возрасте происходит активное становление ребенка как личности, моделируются человеческие взаимоотношения. Все это происходит в игре. Игра является средством формирования и развития многих личностных качеств и приобретает особо значение. Педагог должен создавать такие игровые ситуации, которые продвигают развитие детей вперед, вносить элементы игры в учение, общение и труд, использовать игру для воспитания. Сюжетно-ролевые игры с правилами должны помогать формированию личностной и нравственной саморегуляции. Игры должны отличаться большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, «проблемных ситуаций».
Коррекционная направленность воспитательно-образовательного процесса среди множества задач предусматривает решение следующих:
- Развитие познавательной активности детей с ОНР;
- Развитие общеинтеллектуальных умений.
Задача развивающего обучения - это внедрение форм и методов, направленных на индивидуальное развитие каждого ребёнка, максимальное раскрытие индивидуальных возможностей и задатков.
Для реализации новых подходов к коррекционно-воспитательной работе с детьми с ОНР создается в группах развивающая предметная среда, где «каркасом» коррекционно-развивающего обучения становится логосреда в речевой группе. Логосреда должна помочь привнести в коррекционную работу яркие эмоциональные раздражители с элементами неожиданности и новизны. Организация и работа стимулирует развитие ребёнка, обеспечивает более высокий уровень познавательного развития, провоцирует его речевую активность. Логосреда – это ключ к освоению рабочей лексической темы.
В подготовительной группе развивающая среда организуется таким образом, чтобы способствовать совершенствованию всех сторон речи, обеспечивать самостоятельность детей, стимулировать их активность и инициативность. В этой возрастной группе должно быть представлено достаточное количество игр и пособий для подготовки детей к обучению грамоте и развитию интереса к учебной деятельности. Обязательными в оборудовании становятся настенный и разрезной алфавит, магнитная азбука, кубики с буквами, слоговые таблицы, карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений, атрибуты для игры в школу, дидактические игры «Собери портфель», «В школе и детском саду», «На уроке и на перемене», «Скоро в школу» и т. п. Делая акцент на развитие связной речи, педагог оснащает речевой центр более сложными схемами и алгоритмами для составления рассказов о предметах и объектах, большим количеством серий сюжетных картинок, сюжетных картин.
Среда, окружающая детей в группе, должна обеспечивать
- чувство психологической защищё нности:
- средства полноценного развития (т. е. должна быть обеспечена радость существования);
- решать через предметно-игровую среду проблемы познания и развития, их решение должно осуществляться с одинаковой степенью заинтересованности «ребёнок-педагог»;
- сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. А значит: предметная среда должна предоставлять ребёнку условия для творческого развития и обеспечивать возможность «вычерпывать» из неё информацию. Исходя из того, что 90% всей информации об окружающем ребёнок получает с помощью органов зрения, задача такова: через оформление пространства группы превратить глаз ребёнка в «инструмент» познания. Важным моментом, которым считается, что «проживая» определённую лексическую тему, педагогу удаётся создать творческую ситуацию коллективного общения, состязательности и сотрудничества между детьми.
Большая часть, изучаемого детьми лексического материал, на занятиях, может успешно закрепляться и расширяться благодаря логосреде в блоке совместной деятельности педагога с детьми. Работа в этой развивающей зоне способствует совершенствованию речевого общения детей, помогает расширению запаса пассивной и активной лексики. Вследствие этого заинтересованное, комфортное состояние психической сферы ребёнка, т. к. в результате игровых развивающих заданий трудности оказываются преодолимыми, а поставленная цель достигнутой. Логосреда стала системой воспитательно-образовательной и коррекционной развивающей работой в группах. А опыт включения коррекционно - развивающих заданий с детьми, имеющими ОНР, в специально оформленной среде свидетельствует о значительном повышении её эффективности.
Литература
1. Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ОНР. СПб. : Детство-Пресс, 2015.
2. Глушкова Г. Предметная среда действительно развивающая?/Г. Глушкова, С. Мусенко // Дошкольное воспитание. — 2008. - № 2. — С. 107-112.
3. Дыбина О. В. Моделирование развивающей предметно – пространственной среды в детском саду, Москва, 2015.