Приложение МААМ

Развивающая программа для подростков «Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе»

Стрелкова Татьяна
Развивающая программа для подростков «Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе»
▼ Скачать + Заказать документы

Рабочая

коррекционно-развивающая программа

для подростков «Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе»

___

Пояснительная записка

Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Ведущей деятельностью является интимно-личностное общение. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом. Общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное, однако известно, что у ребят существует потребность и в благоприятном, доверительном общении со взрослыми.

Публикация «Развивающая программа для подростков „Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе“» размещена в разделах

Как показывает опыт, особые трудности в общении испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Чаще всего социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушений межличностных отношений со взрослыми и сверстниками.

Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.

Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.

Структура занятий традиционна и состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении ведущий может либо просто сообщить тему занятия, либо задать учащимся вопросы по обсуждаемой теме. Основная часть, как правило, содержит обсуждение и проигрывание ситуаций по предложенной теме, а заключительная направлена на анализ занятия, самопроверку и рефлексию. Занятия по форме напоминают тренинги: с помощью специальных упражнений и ролевых игр участники овладевают навыками эффективного общения. На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.

Цели программы : Помочь подросткам справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Содержание программы

Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие эмоций

Задачи. Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развить способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить своё; обучить приёмам ауторелаксации.

Блок 2. Коррекция тревожности. Формирование социального доверия

Задачи. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе; снизить эмоциональное напряжение.

Блок 3. Гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной самооценки у подростков

Задачи. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; учить распознавать эмоции по внешним сигналам; формировать моральные представления; снять эмоциональное напряжение

Блок 4. Снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения

Задачи. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; формировать адекватные формы поведения; учить осознавать своё поведение; регулировать поведение в коллективе.

Структура группового занятия включает следующие элементы: ритуал приветствия, разминка, основное содержание (2 - 3 упражнения, рефлексию (в рисунках, ритуал прощания.

Структура занятия

1. Ритуал приветствия. Позволяет сплачивать подростков, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой.

2. Разминка - воздействие на эмоциональное состояние подростков, уровень их активности. Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учётом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать подростков, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения

3. Основное содержание занятия - совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных на решение задач данного занятия. Приоритет отдаётся многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребё нка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учётом утомления детей). Количество игр и упражнений 2-4 .

4. Рефлексия занятия - оценка занятия. Арттерапия, беседы.

Две оценки: эмоциональная (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).

5. Ритуал прощания. По аналогии с ритуалом приветствия.

Принципы проведения

Специфичность обстановки. Занятия проводятся в комнате, где достаточно места для передвижения, для рисования. Выбор и инициатива принадлежат подросткам. Ограничения их активности минимальны: не покидать пределы комнаты до конца занятий и не выносить из неё предметы.

Оборудование: Магнитофон, аудиокассеты, методические материалы для игр и упражнения (рисунки, фотографии, схемы и др.) видеомагнитофон, видеокассеты, реквизит для игр и этюдов, бумага разных форматов, небольшие сувениры для поощрений, награждений.

Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций.

Занятие 1. «Знакомство».

Приветствие ведущего.

Игра «Эхо»

Участники группы по очереди произносят свои имена, сопровождая их определенным движением рук, характерным для себя жестом. Затем группа хором называет его имя и повторяют его жест.

Игра «Моё имя»

Цель:. Идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения к своему «Я».

Ведущий задаёт вопросы; подростки по кругу отвечают

-Тебе нравиться твоё имя?

Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?

При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребёнка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся.

Игра «Угадай, кого не стало?»

Цель: Развитие внимания, наблюдательности, принятие детьми друг друга.

Подростки должны догадаться, кто вышел из комнаты, и описать его.

Игра «Голос тебе знаком?»

Цели. Развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона.

Подростки встают в ряд («друг другу в затылок», впереди стоит один водящий, каждый подходит и что - либо говорит, а водящий должен распознать его по голосу.

Рисование автопортрета.

Расслабление.

Участники занимают удобное положение, удобную позу.

Ведущий говорит: «Устраивайтесь поудобней, расслабьтесь, закройте глаза и послушайте, что происходит вокруг и внутри вас.

Произнесите своё имя сначала так, как вас зовут сейчас, а потом так, как вас будут звать, когда вы вырастете. Почувствуйте, какие у вас красивые имена, они только ваши».

По окончании упражнения подростки встают в круг, держаться за руки, каждый говорит соседу «до свидания», назвав его «взрослым» именем.

Ритуал завершения занятия

Рефлексия. Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было ….(вырази чувство)».

Занятие 2. «Имя»

Приветствие.

Цель: напомнить имена участников, настроить на рабочий лад.

Игра «Мяч»

Все участники становятся в круг. Ведущий бросает мяч одному из участников, при этом он называет свое имя и имя того, кому адресован мячик. Игра продолжается до тех пор, пока подростки не вспомнят все имена и, не переспрашивая, будут быстро передавать мяч.

Беседа

Цели. Раскрытие своего «Я», разгадывание характеров с опорой на художественное изображение.

Участники хаотично раскладывают свои автопортреты, выполненные на прошлом занятии. Ведущий предлагает детям сказать что - нибудь хорошее о каждом из рисунков. Если подростки испытывают затруднения или высказывают негативную оценку, ведущий помогает исправить положение.

Игра «Связующая нить»

Цель: Формирование чувства близости с другими людьми.

Участники, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает подростку - бросает клубок ему ещё раз. Этот приё м диагностичен: можно увидеть подростков, испытывающих трудности в общении, - у ведущего с ними будут двойные, тройные связи. Когда клубок вернётся к ведущему нить должна быть размотана и находиться у каждого подростка в руке, т. е. имитация единого целого, каждый важен и значим в этом целом.

Игра «Прогулка»

Цель: Двигательная и эмоциональная разминка.

Ведущий. Представьте себе, что мы находимся в лесу. У нас нет палаток, конечно же нет зонтов, а гроза надвигается. Мы видим, что недалеко от нас пещера. Мы все дружно бежим туда, прибежали вовремя, началась гроза. Гроза прошла очень быстро перестал идти дождь. Все мы вышли и увидели просто чудо, перед нами появилось огромное искусственное озеро, ведь мы не заметили, что среди камней имеется «корыто для воды». Давайте поплескаемся!

В игре используется народная музыка в эстрадной обработке, поп-музыка. Желательно хиты (учесть интерес подростков).

Рисование самого себя.

Цель: Раскрытие своего «Я», формирование стремления к самосовершенствованию.

Психолог предлагает подросткам нарисовать самого себя в трё х зеркалах:

• в зеленом - такими, какими они представляются себе сами;

• в голубом - такими, какими они хотят быть;

• в красном - такими, какими их видят друзья.

Игра «Пойми меня и передай»

Цель: Достижение взаимопонимания и сплочённости, умение передавать положительное эмоциональное состояние.

Подростки встают в круг и, смотря друг другу в глаза, мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку. Начинает ведущий, всё происходит по принципу телеигры «Пойми меня».

Ритуал завершения занятия

Рефлексия. Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было ….(вырази чувство)».

Занятие 3. «Настроение»

Приветствие.

Этюд «Бархатные ручки»

Цель: Снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать своё эмоциональное состояние и умения его выразит.

Участники сидят по кругу. Ведущий говорит: «Посмотрите на свои руки, потрите ладошку о ладошку. Закройте глаза. Представьте себе, что ваши руки стали мягкими, пушистыми, бархатными. Погладьте себя по лицу, по щёкам, потрите свои уши ладошками, погладьте плечи, живот, коленки. Ваши ручки очень мягкие, они любят вас. Поцелуйте закрытыми глазами свои ладошки. Улыбнитесь им.

Беседа

Ведущий говорит с подростками об изменении их настроения и самочувствия во время выполнения этюда, объясняет им, почему у них изменилось настроение.

Рисование на тему «Моё настроение»

Цель: Осознание своего эмоционального состояния, умение адекватно его выразить.

Ведущий приготавливает заранее мокрые альбомные листы и краски. После выполнения рисунков участники рассказывают, какое настроение они изобразили.

Упражнение «Тренируем эмоции».

Цель: Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Ведущий предлагает подросткам :

а) нахмуриться как: осенняя туча; рассерженный человек;

б) позлиться, как: два барана на мосту; при ссоре с другом;

в) испугаться, как: в милиции; птенец, упавший из гнезда; при встрече с злой собакой;

г) улыбнуться, как: кот на солнышке; само солнце; будто ты увидел чудо.

Игра «Передай улыбку другому»

Цель: Ауторелаксация.

Ритуал завершения занятия

Рефлексия. Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было ….(вырази чувство)».

Блок 2. Коррекция тревожности. Формирование социального доверия.

Занятие 4. «Настроение» (Продолжение)

Приветствие ведущего

Игра «Ассоциации»

Ведущий называет какую-либо эмоцию иди чувство, участники по кругу называют ассоциации вызванные этой эмоцией или чувством.

Беседа

Цель: Помощь в преодолении негативных переживаний, учить самостоятельно принимать решения, уменьшение тревожности.

Дети по кругу предлагают способы, как можно повысить настроение.

Например: сделать доброе дело, поговорить с другом, поиграть с домашними животными, посмотреть любимый кинофильм, нарисовать картину, улыбнуться себе в зеркало, подарить улыбку другу.

Игра «На что похоже настроение?»

Цель: Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии.

Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение.

Беседа по теме «Самый добрый рассказ».

Развивать понимание эмоционального состояния и поступков другого человека, умения выразить своё.

Подростки по очереди рассказывают ситуацию из понравившейся повести, рассказа одновременно изображая действия персонажей.

Рисование самого запомнившегося эпизода рассказа.

Цель: Рефлексия с опорой на художественное изображение.

Под звучание спокойной мелодии участники рисуют, затем обсуждают рисунки. Каждый рассказывает, почему он изобразил именно этот эпизод, какие чувства при этом испытал.

Игра «Настроение и походка»

Цель: Снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов.

Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение.

Например: встреча с близким другом, которого давно не видел (обнимем его, поцелуем, приподнимем и т. п.)

Игра «Передай настроение»

Участники встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, передают мимикой своё настроение.

Ритуал завершения занятия

Рефлексия. Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было ….(вырази чувство)».

Занятие 5. «Наши страхи»

Приветствие.

Сценка по к/ф «Пятница 13».

Цель: Развитие умения выражать различные эмоциональные состояния, имитация преувеличенного чувства страха.

Ведущий предлагает подросткам изобразить сценки ужаса, используя при этом выразительные движения: задрожать от страха, спрятаться, убежать и т. д. По окончанию инсценировок ведущий просит объяснить пословицу: «У страха глаза велики».

Упражнение «Расскажи свои страхи»

Цель: Выявление реальных страхов подростков, развитие умения говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников, формирование социального доверия.

Начинает рассказывать о своих страхах взрослый: «Когда я был таким как вы, то.» Затем задаё т вопрос: «А у вас такое бывало?».

«А кто ещё боится чего – то? Расскажите!» Подростки по желанию рассказывают о ситуациях, когда им было страшно. Ведущий каждый раз просит поднять руки тех, у кого было что - то похожее. Ведущий должен следить, чтобы сюжеты рассказов не повторялись обговорить все возможные подростковые страхи.

Рисование на тему «Нарисуй свой страх»

Цель: Снятие страхов, осознание своих страхов.

Звучит тихая музыка. Подростки рисуют свои страхи, выбирая материал сами. Затем ведущий просит подростков по желанию рассказать: что страшное он изобразил, предлагает оставить рисунки со страхами в кабинете у психолога на ночь, а дома подумать и на следующем занятии рассказать: появлялся ли страх опять, как можно с ним справиться.

Комплекс «Музыкальная мозаика»

Цель: Ауторелаксация, развитие умения двигаться в такт музыкальным фрагментам разных темпов.

Звучит заранее подобранная музыка с переходящим ритмом. Например: вальс, рок-н-рол, танго, джаз и т. д.

Ритуал завершения занятия

Рефлексия. Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было ….(вырази чувство)».

Список использованных источников:

1. Аракелов Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник МУ, сер. Психология – 1998 - №1 – с. 18

2. Горбушина О. П. Психологический тренинг. Секреты проведения. – СПб. : Питер, 2007. – 176 с.

3. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: Искусство отношений. – М. : Международная пед. акад., 1994. – 365с.

4. Панфилова М. А. Игротерапия общения : Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. – М. :»Издательство ГНОМ иД», 2000. – 160с.

Публикации по теме:

Консультация «Особенности общения подростков» А часто ли мы взрослые знаем с кем и о чем общаются наши дети вне стен дома и школьных стен. Свободное общение не просто способ проведения.

Бизиборд, или развивающая доска, как стимулятор развития внимания, памяти, мышления, речи, навыков общения и моторики рукБизиборд, или развивающая доска, как стимулятор развития внимания, памяти, мышления, речи, навыков общения и моторики рук По методу известного педагога Марии Монтессори. с целью стимулировать у особенных детей развития внимания., памяти, мышления, речи, навыков.

Картотека игр, формирующих у дошкольников навыки позитивного общения со сверстниками Картотека игр, формирующие у дошкольников навыки позитивного общения со сверстниками Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай Цель:.

Картотека «Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения в эмоциональной сферы» Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения в эмоциональной сферы. «РУКИ ЗНАКОМЯТСЯ. РУКИ ССОРЯТСЯ. РУКИ.

Консультация «Развитие нравственно-эмоциональных чувств, навыков общения у детей дошкольного возраста» Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важнейших задач воспитания. Учить чувствовать – это самое трудное, что есть.

Коррекционно-развивающая программа, направленная на оптимизацию самооценки у старших подростков с легкой степенью УО Коррекционно-развивающая программа, направленная на оптимизацию самооценки у старших подростков с легкой степенью умственной отсталостиЦель.

Пальчиковые игры как способ позитивного общения с детьми раннего возраста Пальчиковые игры представляют собой инсценировку каких-либо рифмованных историй или сказок при помощи пальцев. Главная задача пальчиковых.

Программа «Развитие навыков связной речи и общения детей через театрализованно-игровую деятельность детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение г. Новосибирска «Детский сад №60 «Солнышко» комбинированного вида» ПРОГРАММА.

Тренинг общения для младших подростков «Что такое дружба?» Тренинг общения для младших подростков (10–13 лет) на тему: «Что такое дружба?» Цель: раскрыть и обсудить с обучающимися феномен дружбы;.

Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей старшего дошкольного возраста Ключевые слова: театр, деятельность, речь, речевое общение. Аннотация: В статье дается информация о том, как и каким образом театрализованная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая программа для подростков «Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе»
Опубликовано: 4 июля 2019 в 09:09
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развивающая программа для подростков «Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе»» (включая файлы) размещена пользователем Стрелкова Татьяна (УИ 1597228) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД