ирина гаврилова
Развивающая программа для детей из подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Начало обучения ребенка в школе — сложный ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6—7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. В среднем привыкание ребенка к школе имеет продолжительность от 3-х месяцев до1,5 лет.
Каковы условия психологической адаптации ребенка к школе? Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается ученика. И если ранее он был «просто ребенком», которого любили и о котором заботились взрослые, то теперь он становится школьником. У него появляются новые и сложные обязанности: делать уроки, ходить вовремя в школу, быть внимательным на уроке, дисциплинированным и т. п. По существу, впервые в своей жизни ребенок становится членом общества со своими обязанностями и социально-общественным долгом. Учитель выступает представителем общества: он задает требования и нормы, ориентирует ребенка в том, как ему себя вести, что и как делать.
Публикация «Развивающая программа для детей из подготовительной группы» размещена в разделах
Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. Они играют в сюжетные и ролевые игры, фантазируют, придумывают игровые импровизации. С приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью: школьники должны «научиться учиться», т. е. запомнить учебный материал, формировать ответ, решать задачу.
В-третьих, важным фактором психологической адаптации ребенка к школе выступает его социальное окружение: учитель, класс, семья. От отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе.
Успешность адаптации так же зависит от того, насколько он смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников.
В-четвертых, одной из острых проблем обучения в начальной школе выступает проблема сдерживания двигательной активности инициативного ребенка и, наоборот, активизация пассивных детей.
С началом обучения в школе у67-69% детей неподготовленных к школе возникают специфические реакции: страхи, срывы, истерические реакции, повышенная слезливость, заторможенность.
Успешно адаптироваться к школе и полноценно учиться поможет эта программа, направленная на развитие мышления, эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, произвольных движений, самоконтроля. Так же программа направлена на нейтрализацию школьных страхов, эмоциональных переживаний.
Задачи программы :
- развитие внимания;
- развитие памяти;
- развитие произвольных движений и самоконтроля;
- развитие произвольной активности детей;
- формирование эмоциональной и волевой сферы;
- развитие сообразительности;
- развитие коммуникационных способностей;
- развитие мышления и речи.
Продолжительность занятий 20 минут
Тема 1. Развитие внимания
Занятие 1
Цель: Стимулировать внимание, обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы
Ход занятия
Дети стоят группой, Звучит маршевая музыка. Дети маршируют под музыку, как у кого получается. В ходе марширования вперемешку даются разные команды.
команда Движение
«Зайчики» Прыгают, имитируют движения зайца
«лошадки» Ударяют ногой, об пол, как будто лошадь бьет копытом
«раки» Пятятся
«птицы» Бегают, раскинув руки
«аисты» Стоят на одной ноге
«лягушки» Скачут, как лягушки
«собачки» Имитируют движение, когда собака служит, лают
«курочки» «ищут зерна» на полу, произносят «ко-ко»
«коровки» Встают на руки и ноги, произносят «му-у»
«Слушай звуки»
Под определенный сигнал дети принимают определенную позу.
Поза «расслабление» (ноги на ширине плеч, руки разведены в локтях и висят, голова наклонена)
Поза «Тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).
Работа в тетради
Нарисовать 3 домика, раскрасить: 1- красным, 2- синим, 3- зеленым цветами.
Нарисовать под диктовку квадрат, треугольник, круг. Раскрасить как в первом случае.
Занятие 2
Цель: Развитие активного внимания.
Дети свободно двигаются по кругу, по хлопку в ладоши принимают соответствующую позу (на 20 – 30 сек)
Кол-во
хлопков поза
1 «аист»
2 «лягушки»
3 Ходьба
До начала игры выучить каждую позу, прорепетировать с хлопками.
«Кто больше увидит»
При внимательном рассмотрении картинки предложить ребенку перечислить как можно больше предметов.
Работа в тетради
«рисуем узор»
Письмо сопровождается показом на доске и комментированием
Раскрась по порядку
Диагностика внимания.
«Рисую палочки»
(На шаблонах)
Инструкция: «Возьмите ручку и по моей команде ставьте палочки в каждом кружочке»
«Расставьте знаки»
В таблице из геометрических фигур, нужно как можно быстрее расставить знаки по образцу»
Занятие 3.
«Зеваки»
Дети идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего «стоп!» останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются, идут в обратном направлении. Если ребенок запутался он выходит из игры, победители 2 последних детей.
«Буквы и алфавит»
Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Ведущий называет букву, тот ребенок, которому присвоена буква хлопает 3 раза в ладоши.
«Пишущая машинка»
Как и в предыдущей игре, ребенку присваивается буква. Дети по 1 разу хлопают в ладоши, составляя слова
Слова: ёж, дом, ты, папа, мама, каша, рама, бык, сон, стул.
Работа в тетради:
Раскрась по образцу
Нарисуй 3 таких же, раскрась
Занятие 4
«Четыре стихии»
Дети сидят по кругу на стульях, по команде ведущего выполняют определенные движения руками.
команда Движение рук
«земля» Опускают руки вниз
«вода» Вытягивают руки вперед
«воздух» Поднимают руки вверх
«огонь» Вращают руками
Работа в тетради
Нарисуем солнце с разными настроениями (беседа о настроение, как оно может измениться)
Рисуем грустное солнце, веселое.
«Какого цвета не стало»
Полоски цветной бумаги убирают по очереди
Задание: ребенок должен быстро сказать, какого цвета нет.
Тема 2. Развитие памяти
Цель: развитие моторно-слуховой, пространственной памяти, наблюдательности и внимания.
Занятие 5
Ведущий простукивает карандашом по столу определенный ритм, дети повторяют ритм по желанию.
Пропеть музыкальную фразу детской песенки. Ребенок должен повторить.
«Запомни движение»
Ведущий показывает движения, состоящие из 3-4 действий. Дети должны повторить.
Движение 1: Присесть – встать – поднять руки – опустить.
Движение 2: поднять руки ладонями вверх - повернуть ладони вниз - опустить руки – поднять руки по бокам в разные стороны.
Движение 3: отставить правую ногу в право – приставить правую ногу – отставить левую ногу в лево – приставить.
Движение 4: Присесть – встать – повернуть голову направо – повернуть голову прямо.
Работа в тетради:
На доске рисуются фигуры, дети запоминают, в каком порядке были нарисованы фигуры. С доски все стирается. Дети должны нарисовать то, что они запомнили.
Занятие6.
«Запомни свое место»
В классе каждый ребенок сидит на своем месте назначенным ведущим. Затем дети собираются в круг и по команде ведущего все должны принять свое место.
«Запомни свою позу»
Аналогичное задание (по команде ведущего принять определенную позу).
«запоминай»
На столе стоят различные игрушки, ведущий убирает по одной игрушке. Дети должны запомнить, чего нет.
Работа в тетради:
«Продолжи узор»
Занятие 7.
Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Разрешается повторить задание 2 раза. Дети должны изобразить это действие в той последовательности, в которой они назывались.
Задание1: Повернуть голову направо, повернуть голову прямо, опустить голову вниз, повернуть голову прямо.
Задание 2: Поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.
Задание 3: Повернуться налево, присесть, встать.
Задание 4:Поднять правую ногу, опустить, поднять левую, опустить.
«Испорченный телефон»
Водящий загадывает позу и показывает одному из детей. Затем отворачивается, ребенок, которому показали позу, показывает ее следующему и так до последнего ребенка. Последний ребенок показывает позу ведущему. Первая и последняя позы сравниваются.
Работа в тетради:
На доске образец фигур просматривается 2-3 мин, (затем убирается, у детей макет рамки.
В рамку они должны нарисовать те фигуры, которые видели на доске.
Занятие 8.»Запомни порядок»
1 водящий, остальные дети становятся в «паровозик». Водящий должен посмотреть на «паровозик» одну минуту, отвернуться и перечислить детей по именам.
Работа в тетради:
Каждому раздаются бланки с рисунками, нужно раскрасить лица с улыбкой:
Занятие 9.
«Художник»
Из группы выбираются 2 ребенка. Один «художник», другой «заказчик». «Художник» внимательно смотрит на своего «заказчика» (1-2 мин). Затем отворачивается и по памяти описывает внешность «заказчика».
Примечание: если ребенок медлит можно задавать ему вопросы.
«Запомни»
На доске карточки с рисунками (овощей, фруктов, и т. д.) по 5 картинок. Дети смотрят на рисунки 2- 3 мин. Картинки убирают, дети должны сказать, где что висело.
«Кто лишний?»
Аналогичное предыдущему задание, только среди овощей встречается фрукт, среди фруктов посуда, и т. д. Дети должны узнать, какая картинка лишняя.
Работа в тетради:
Раскрась по образцу:
Занятие 10.
«Путники»
Из группы выбираются два ребенка, остальные зрители. Один ребенок путник, другой его тень. Тень должна скопировать все движения путника. Необходимо стимулировать «путника» к выполнению разных движений: сорвать цветок, проскакать, присесть.
«Зеркала»
Из группы детей выбирается водящий. Представляется, что он пришел в магазин зеркал. Водящий становится в центр, а остальные дети в круг. Водящий показывает разные движения, а «зеркала» повторяют их.
Работа в тетради:
Послушай мои хлопки, посчитай их и поставь в тетради столько крестиков, сколько услышал хлопков.
Прохлопайте слова (совместно с учителем) :
Молоко, газета, руки, шуба, мыло, радуга, река.
Нарисуй столько же кружков сколько квадратов:
Нарисуй забор:
Занятие 11.
«Разведчики»
Из группы выбирается командир. Остальные это отряд. Командир должен провести отряд между стульями, расставленными в хаотичном порядке.
Работа в тетради:
Обведи контуры букв цветным карандашом и заштрихуй.
Закрой правой рукой правый глаз, левое ухо, правое плечо, левый глаз.
Тема: Развитие произвольных движений и самоконтроля.
Занятие 12.
Работа в тетради
Заполни самостоятельно
«Флажок»
Звучит музыка (лучше маршевая, и дети маршируют или двигаются свободно. По команде ведущего (поднятие флажка или руки) все дети должны остановиться и «замереть» в тех позах, в которых их застала команда ведущего (на 5-7 секунд). Музыка продолжает звучать. Затем по команде ведущего дети снова начинают двигаться и т. д.
«Запретный номер»
Выбирается определённая цифра, например 4. Дети встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: 1,2,3… Когда доходит очередь до четвёртого ребёнка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши 4 раза.
В качестве «запретных» выбираются цифры:4,7,11,14,15,18,21,23,25. (в случае, если дети считают до 25).
«Не стой!»
Звучит маршевая музыка. Дети маршируют, музыка внезапно обрывается, но дети продолжают маршировать. Через 1-1,5 минуты музыка возобновляется, а дети - двигаются (маршируют, затем, через 3-4 минуты, происходит новое внезапное прерывание музыки, дети - маршируют и т. д.
Занятие 13.
Работа в тетради:
Раскрась цепочку по образцу:
Раскрась одинаковые фигуры одним цветом
«Замри»
Играет весёлая музыка. Дети прыгают и свободно двигаются в такт музыки. Внезапно музыка обрывается, дети замирают в тех позах, в которых их застал музыкальный перерыв. Через 1-1,5 минуты музыка вновь возникает, и дети продолжают движение.
«Волшебное слово»
Вариант 1.
Дети и ведущий становятся в круг. Ведущий объясняет, что будет показывать разные движения, а дети должны их повторять, но только в том случае, если ведущий добавит слово «пожалуйста». Если этого слова ведущий не говорит, дети остаются неподвижными.
Примечание.
«Волшебное слово» ведущий произносит в случайном порядке, через 1-5 движений.
Вариант 2.
Процедура игры такая же, как в первом варианте, но тот, кто ошибся, должен выйти на середину и исполнить какой-нибудь «номер» (спеть песенку, прочитать стишок, придумать новую игру и др.).
Примечание.
Если тот или иной ребёнок отказывается от игровых заданий, не заставляйте, продолжайте игру дальше. Постепенно дети станут свободнее и увереннее в себе, и будут отказываться всё реже и реже.
Занятие 14.
Работа в тетради:
Заштрихуй по образцу.
В пустых квадратиках нарисуй точно такие же фигуры:
«Запрещённые движения»
Звучит весёлая ритмичная музыка (например, И. Дунаевского «До чего же хорошо кругом»). Дети стоят полукругом, в центре-ведущий. Он показывает несколько действий, одно из которых (например, приседание)- запретное. Дети должны повторить все действия ведущего, кроме запретного.
Тот, кто ошибся, становится ведущим.
«Игра в мяч»
Дети свободно двигаются под весёлую музыку. У одного из детей (водящего) в руках мяч. Он кидает его и кричит: «Таня!» Девочка по имени Таня быстро подбегает и хватает мяч. Подумав, подбрасывает мяч и кричит новое имя.
То, кто заигрался и не услышал своего имени, становится «зрителем» (выбывает из игры).
Примечание.
Следите, чтобы дети не называли одни и те же имена. В игре должны участвовать все ребята.
Тема: развитие произвольной активности детей. Формирование из эмоциональной и волевой сфер, коррекция личностных нарушений. Развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации. Подвижные игры.
Занятие15.
Работа в тетради:
Рисование с шаблона. Дорисуй овал, чтобы получился определенный предмета
Пишем по образцу:
«Поссорились два петушка».
Звучит весёлая музыка (желательно А. Райчева «Поссорились два петушка»). Дети двигаются по типу «броуновского движения и слегка толкаются плечами.
Примечание.
Не разрешается, чтобы удары детей были слишком сильными и болезненными. Дети обязательно должны играть «по правде» и одновременно держать символизм игры («понарошку»).
«Иголка и нитка»
Выбирается водящий из детей. Под весёлую музыку он играет роль иголки, а все другие дети - роль нитки. «Иголка» бегает между стульями, а «нитка» (группа детей друг за другом) - за ней.
Примечание.
Если в группе имеется зажатый, аутичный ребёнок, то предложите роль «иголки» ему. В ходе игры, когда он будет водить за собой группу детей, у него будет развиваться коммуникативные и организаторские способности.
Занятие16.
Работа в тетради:
Рисуем эмоции
Злость, радость, удивление.
Скопируй рисунок и раскрась.
Раскрутите спираль вправо, влево:
Звучит весёлая музыка. Дети встают в цепочку и крепко держатся друг за друга
(за плечи). Первый ребёнок- «голова дракона», последний-«хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост дракона», а тот уворачивается от неё.
Примечания.
1. Следите, чтобы дети не отпускали друг друга.
2. Следите также, чтобы роли «головы дракона» и «хвост» выполняли все желающие.
Занятие 17.
«Скучно, скучно так сидеть».
Вдоль одной стены комнаты стоят стулья, их число равно количеству детей. Около противоположной стороны комнаты также стоят детские стульчики, но их число на 1 меньше количества детей.
Дети садятся около первой стороны комнаты. Ведущий читает стишок:
Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга всё глядеть;
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?
Как только ведущий кончает стишок, все дети бегут к противоположной стенке и пытаются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула.
Примечания:
1. Не разрешается детям начинать бег раньше, чем кончился стишок.
2. Запрещается ребёнку спихивать другого ребёнка со стула, если тот занял его раньше.
Занятие 18.
Работа в тетради:
Рисуем узор по правилу:
Рисуем домино:
….
«Лисонька, где ты?»
Дети становятся полукругом, ведущий-центр. Дети отворачиваются и закрывают глаза. Ведущий тихо дотрагивается до плеча одного ребёнка, что означает, что он будет играть роль лисы. Все остальные-зайцы.
По сигналу все открывают глаза и поворачиваются. Никто не знает, кто лиса. Ведущий зовё : «Лисонька, где ты?». Лиса не отзывается. Ведущий зовёт второй и третий раз. И только на третий раз лиса бросается ловить зайцев.
Если заяц успел присесть на корочки, его ловить нельзя. Пойманные зайцы выходят из игры.
Занятие19.
Работа в тетради:
Соедините прямыми линиями фигуры в нижней части рисунка так, как это сделано на рисунке:
«Сова»
Дети сами выбирают водящего-«сову», которая садится в «гнездо» (на стул) и «спит». В течение «дня» дети двигаются.
Затем ведущий командует: «Ночь!». Дети замирают, а сова открывает глаза и начинает ловить.
Кто из играющих пошевелиться или рассмеется, становится совой.
Звучит музыка («Балалар» О. Гейльфуса).
Тема: игры, способствующие успокоению, уменьшению возбуждения и развитию самоконтроля.
Занятие 20.
Работа в тетради:
Заштрихуй:
Найди треугольники, квадраты, круги, обведи их разным цветом:
«Слушай команду».
Дети маршируют под музыку. Затем музыка внезапно прерывается, и ведущий шёпотом произносит команду (сесть на стулья, поднять правую руку, взяться за руки и т. п.).
Примечания:
1. Команды даются только на выполнение спокойных движений.
2. Игра выполняется до тех пор, пока дети хорошо слушают и контролируют себя.
Занятие 21.
Работа в тетради:
Определи закономерность, продолжи узор:
Выбери и подчеркни сочетания букв, которые написаны до черты:
се се со ес ос ус ис си се сэ се
ша ша а шиш иш ше ша шу эш ша
ты ты ыт то ат эт ты ет ту ты от ты
он он но ни на но он нэ юн он ин он
«Кто за кем?»
Звучит спокойная музыка (например, «Гавот» А. Ферро или «Инвенция» И. С. Баха). В комнате расставлены стулья. Ведущий называет первого ребёнка, он начинает двигаться между стульями и, когда в музыке возникает перерыв, садится на стул. (Другие дети стоят в стороне и смотрят).
Затем ведущий называет другого ребёнка, под музыку он тоже двигается между стульями и садится тогда, когда возникает перерыв.
Игра продолжается до тех пор, пока на стулья не сядут все дети.
Занятие 22.
Работа в тетради:
Заверши рисунок:
Рисуем спиралями (лодка, дом, яблоко).
«Я не знаю».
Ведущий выбирает мальчика-незнайку. О чём его не спросят, он ничего не знает. Дети задают незнайке разные вопросы, а он молчит, разводит руками : «Не знаю», «Ничего не видел».
Выразительные движения: поднятие бровей, опускание уголков губ, поднятие плеч, разведение руками.
Занятие 23
Работа в тетради:
Пишем по образцу:
Покажи стрелками увеличение и уменьшение:
«Возьми и передай».
Дети сидят на стульях по кругу и передают друг другу воображаемые предметы, называя их. Например, Саша передаёт Свете «тяжёлый чемодан», она еле-еле его поднимает, демонстрируя, какой он тяжёлый.
Тема: Развитие коммуникационных способностей (этюды на выражение основных эмоций - внимания, интереса и сосредоточенности).
Занятие 24.
Работа в тетради:
Заштрихуй
Раскрась круги, над чертой синим цветом, а под чертой желтым:
Все дети сидят на стульях полукругом. Ведущий задаё т ситуацию: «Вы - командиры, перед вами карта, м вы её сосредоточено и внимательно изучаете».
Выразительные движения и мимика: сощуренные глаза, нижняя губа закушена, голова наклонена вперёд, указательный палец движется по воображаемой карте.
Занятие 25.
Работа в тетради:
Нарисуй несуществующее животное.
«Раздумье».
Звучит спокойная музыка. Один из детей - «грибник» (пошёл в лес за грибами, а другие - лесные деревья. Грибник ходит по лесу между деревьями, он заблудился. Когда музыка кончается, он останавливается и задумывается: «Куда идти?».
Выразительные движения: ребёнок стоит, руки сложны на груди, смотрит перед собой. (Роль грибника должен сыграть каждый ребёнок).
Занятие 26.
Работа в тетради:
Пишем цифры по образцу:1 2 3 4 5
«Любопытный».
Звучит весёлая музыка. Из группы детей выбираются двое водящих, остальные садятся на стулья, они - «зрители».
Один из водящих берёт сумку и идёт по комнате, другой движется за ним и показавыет, как он пытается понять, что лежит в сумке.
Музыка останавливается, первый водящий кладёт сумку на пол и начинает «звонить по телефону». Второй ребёнок старается узнать, что лежит в сумке.
Наконец он раскрывает сумку, видит в ней, например, книги и разочарованно машет рукой.
Тема: Снятие страхов.
Занятие 27.
Работа в тетради:
Пишем буквы по образцу: ОСАГЛ
«Битва со змеем-Горынычем».
Игра направлена на снятие страха у одного - двух участников. Другие дети выступают в качестве одного из условий успешной коррекции (групповая помощь).
Например, кто-то из детей очень боится змея-Горыныча. Страх перед сказочным персонажем снимается за 1-2 занятий.
Сначала детям самим предлагают нарисовать змея-Горыныча. Затем сыграть битву со змеем-Горынычем. Сказочный город (поставленные по кругу стулья, в нём живут царевич, царевна и ремесленники. Город сторожат 2 стражника. Иван-царевич уходит на охоту. Царевна готовит обед. (Ремесленники работают, кузнец куёт, маляр красит и д. р.). Стражники обходят город.
Вдруг налетает змей-Горыныч. Он ранет стражников, убивает ремесленников, а царевну уводит в свою пещеру. Змей0горынывч встаёт перед пещерой и сторожит её.
Иван-царевич возвращается с охоты. Стражник (раненый) показывает, куда змей-Горыныч увёл царевну. И Ван-царевич идёт сражаться со змеем-Горынычем. Они борются, Иван-царевич побеждает змея-Горыныча. Из пещеры выходит царевна. Иван-царевич ведёт её в город. Ремесленники радуются, кричат 2 ура», хлопают в ладоши.
Примечания:
1. Все роли распределяются между детьми.
2. Ивана-царевича предлагается сыграть тому ребёнку, у кого замечен ярко выраженный страх перед сказочными персонажами.
3. После окончания игры обсудить, что чувствовал каждый ребёнок в игре. Показать, что не надо бояться страшных персонажей.
4. Стимулировать импровизацию и фантазию детей в игре.
Занятие 28.
Работа в тетради:
Понаблюдай и раскрась:
«Нарисуй свой страх».
Дети рассаживаются за столами. Ведущий предлагает нарисовать им рисунок под названием «Мой страх».
После того как дети выполнят задание, необходимо обсудить, чего боится каждый ребёнок.
Занятие 29.
Работа в тетради:
Рисуем волны.
«Темнота».
Игра «Темнота» состоит из пяти этюдов.
1-й этюд. Выбирается ребёнок, боящийся темноты (по результатам анализа рисунков детей или после бесед с родителями). В присутствии других детей в ярко освещенной комнате его сажают посреди её на 5-7 минут, и ребёнок воображает, что он один. Другие дети могут рисовать или играть в какую-нибудь спокойную игру. Можно также организовать с ним разговор: «Видите, Серёжа сидит один и ничего не боится! А вы не боитесь?.»
2-й этюд. Ребёнок, боявшийся темноты, входит за руку с воспитателем в тёмную комнату на 3-5 минут. Он представляет себя «робким цыплёнком», который вошёл в «тёмную нору».
3-й этюд. Второй раз ребёнок входит в тёмную комнату, представив себя «смелым утёнком» (на 3-5 минут).
4-й этюд. Поговорим о ночных звуках, затем ребёнок отводится в тёмную комнату на 2-3 минуты до того момента, пока не зазвучит музыка. Тогда он должен выбежать, имитирую какой-нибудь ночной звук: крик совы, лай собаки, мяуканье кошки и др.
5-й этюд. Поиграем 5-10 минут в весёлый цирк. Каждый ребёнок заранее приносит из дома какой-либо цирковой атрибут (клоунский колпак, веер, нос клоуна, флажок, цветок и др.). Все предметы они оставили в комнате и запомнили места, куда их положили. Дети переходят в другую комнату, а в первой комнате выключается (как бы «по ошибке») свет. Ведущий сообщает, что со звуками музыки дети должны взять цирковые предметы и начнётся игра «весёлый цирк».
Начинает звучать музыка, дети бегут в тёмную комнату, берут свои предметы и имитируют клоунов, акробатов, цирковых животных и т. д.
Тема: Боязнь школы.
Занятие 30.
Работа в тетради:
Нарисуй шесть квадратов (карточки). Заполни их точно также:
«Школа».
Игра состоит из двух этюдов.
1-й этюд. «Школа для животных» (20-25 минут).
Из общего числа детей отбираются те, которые боятся школы. Каждый ребёнок по желанию выбирает для себя роль какого-либо животного (трясущегося от страха зайца, агрессивного тигра). 2Животные» рассаживаются за парты, входит «учитель»(ведущий) и начинает урок. «Животные» ведут себя в соответствии со своей ролью.
Если у детей есть страх не перед школой, а перед учителем, то один из детей играет учителя : «Здравствуйте, звери! Кто выучил домашнее задание».
2-й этюд. «Школа для людей» (20-25 минут).
Если в первом этюде допускались различные «звериные» ситуации, то во втором этюде школа представлена как нечто светлое, возвышенное, доброе. Проводится урок рисования. «Учитель» рисует на доске какую-либо фигуру (круг, квадрат и пр.). Дети перерисовывают эту фигуру. «Учитель» обязательно хвалит тех, у кого получился хороший рисунок.