Светлана Сульдина
Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете учителя-дефектолога и в группе для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
При создании развивающего пространства в кабинете, учитывались все принципы построения предметно-развивающей среды, а так же и то, что ведущий вид деятельности- игровой, поэтому все зоны и пособия оформлены ярко, красочно, доступны для детей.
Основные требования к предметно развивающей среде- это оптимальная насыщенность, целостность, многофункциональность, возможность трансформирования.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете учителя-дефектолога и в группе для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Оформление детских садов
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» июль 2020
При организации ППРС кабинета в соответствии с требованиями ФГОС ДО, руководствовалась принципами:
• доступности: материал для самостоятельных игр расположен на нижних открытых полках, методическая литература и документация – на верхних полках;
• системности: весь материал систематизирован по разделам; каждому разделу отведена отдельная полка; составлен паспорт кабинета с перечислением всего имеющегося оборудования;
• здоровьесбережения: имеется основное и дополнительное освещение; проведена пожарная сигнализация; столы и стулья для детей разной группы мебели; стены кабинета теплого, спокойного светлого цвета, поскольку окно выходит на северную сторону; мебель также имеет светлый пастельный тон;
• учета возрастных особенностей: размеры мебели, наглядно дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей группы;
• мобильности: дидактическое электронное пособие «Говорящая азбука» легко снимается со стены и переносится во время занятий и игры, зеркало и окно по мере необходимости закрываются шторами;
• вариативности: наглядно-методический материал и многие пособия многовариативны.
В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей с особыми возможностями здоровья, нуждающихся в помощи учителя дефектолога и направлениями коррекционной работы специалиста выделены следующие развивающие зоны, созданные в кабинете :
Сенсорная зона– обеспечивает развитие и коррекцию отдельных сенсорных систем и полисенсорики. Данная зона максимально насыщена материалами, стимулирующими сенсорное развитие. Оборудование (демонстрационное, игры, пособия, раздаточный материал) : материал для развития зрительной функции (цвет, форма, размер, толщина объектов, целостность и контактность и дифференцированность зрительных образов, цифровой и буквенный гнозис) : наборы цветных предметов; мозаики; пирамидки; цветные пособия; наборы геометрических фигур; парные картинки, буквенные и цифровые лото; трафареты и вкладыши к ним в виде целостных и разрезных предметных изображений и геометрических фигур; разрезные картинки (пазлы); зашумленные, наложенные, теневые, контурные изображения; картинки с реалистичными и стилизованными изображениями. материал для развития тактильного и тактильно-кинестетического восприятия: различные виды массажных инструментов; наборы контрастных по текстуре и температуре материалов для касания; наборы мячей с различной фактурой поверхностей; объемные резиновые игрушки и мячи с шипами; тактильные коврики; материалы для тактильного развития; наборы образных объемных игрушек в мешочке; наборы геометрических и стереометрических форм в мешочке; пособие «Почтовый ящик».
В двигательной зоне рабочего кабинета обеспечивается соблюдение режима двигательной активности детей и предусмотренно небольшое свободное пространство для проведения подвижных упражнений и игр. Используется для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за столами и упражнений на ковре (например, дети располагаются на ковре по кругу для выполнения игры-задания).
Учебно-познавательная зона – обеспечивает развитие и коррекцию когнитивных процессов, формирование учебных знаний, умений и навыков. Данное пространство кабинета учителя-дефектолога максимально насыщено материалами, стимулирующими умственное и когнитивное развитие.
Пособия и игры для индивидуальной работы расположены в наиболее освещённом месте около окна, свет падает слева.
Также рабочее место оснащено столом с зеркалом и дополнительной подсветкой.
Рядом расположена картотека артикуляционной гимнастики, веселые истории для язычка, профили звуков.
На дополнительной угловой полке и в шкафу настольно-печатные игры и дидактическая литература для развития психических процессов, развития связной речи.
Учебная зона
Здесь расположены:
- настенный ковролин и детские магнитные доски;
- комплект цветных магнитов, магнитная азбука;
- детские столы и стулья для занятий: отодвигаются и регулируются в соответствии с ростом ребенка от доски на необходимое расстояние, установлены вблизи светонесущей стены при обязательном левостороннем освещении. Наличиствуют стулья с подлокотниками, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата разной степени тяжести.
Сенсомоторная зона.
Находится на доступном для детей месте (на нижних полках шкафа, угловой тумбочке). Содержит материал для самостоятельных игр и развития :
- мелкой моторики рук (пазлы, массажные мячи, мозаики, прищепки, шнуровки, трафареты);
- дыхания (всевозможные вертушки, мыльные пузыри, различные легкие предметы, активно используется игра «Прожорливые фрукты».
- тактильного ощущения и осязания: «Набивные подушечки» - различной фактуры и размера (внутри насыпаны песок, рис, горох, камушки); «Чудесный мешочек» с мелкими предметами - сделают занятие не только развивающим, но и увлекательным.
Кабинет оснащён специальным инструментарием для проведения обследования ребёнка в соответствии с методическими требованиями.
Хранение наглядно - дидактических пособий и документации.
Все находится в шкафу на отдельных полках.
Весь материал систематизирован по разделам. Наглядно - методический материал хранится в отдельной папке «Лексические темы. Наглядность».
В наличии различные красочно оформленные картотеки.
Дидактические игры и пособия хранятся в папках-коробках. На верхней полке расположены методическая литература и картотека к ней.
Документация хранится в шкафу рядом с рабочим местом учителя-дефектолога.