Получи документы

Семинар-практикум для родителей «Использование современных здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании детей»

Татьяна Гринь
Семинар-практикум для родителей «Использование современных здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой педагогов. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании детей? Педагоги – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими

Основная задача музыкального руководителя - приобщать ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности. Успех в данной работе зависит от тесного взаимодействия музыкального руководителя и семьи.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности музыкального руководителя, включающая повышение уровня компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей.

В условиях ФГОС ДО, разработанному на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной Организации с семьей, а одной из основных задач - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В связи с этим, общение - самый привычный способ устанавливать отношения с другими людьми. Информационный обмен интересен и очень сложен: интонации, мимика, жесты, содержание сообщения — все дает информацию. Уникальность психологического влияния с помощью общения заключается в том, что каждый человек (будь то взрослый или ребенок) умеет лучше или не лучше других влиять на настроение, поступки и мысли окружающих его людей! У всех есть свои способы воздействия на других: у родителей - на детей, у детей - на родителей и других взрослых, у педагогов - на родителей и детей и т. д.

В детском саду общение музыкального руководителя и семьи должно осуществляться по поводу музыкального воспитания и образования детей. Связь общения с деятельностью является принципиальной и лежит в основе музыкально-педагогических встреч музыкального руководителя с родителями воспитанников детского сада. Общение опосредовано деятельностью самих детей, создающей дополнительную опору для эффективного взаимодействия, что позволяет вовлечь семью в музыкально-педагогический процесс.

Родители приглашаются на собрания, консультации, музыкальные гостиные, мастер-классы, семинары-практикумы, для работы в творческой мастерской, тем самым стимулируется желание обращаться за советами, поделиться собственным опытом. В такие встречи обязательно должны быть включены творческие выступления детей, фрагменты музыкальных занятий, во время которых музыкальный руководитель может донести до родителей необходимую информацию, предложить упражнения, задания, идеи и игры, сценарии для дома.

Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно - образовательном процессе необходимо для успешного развития ребенка. Эффективное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно - ориентированного, адресного индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ребенка.

Данное мероприятие разработано в рамках проекта «Здравствуй, музыка!», реализуемого для детей и родителей старшего дошкольного возраста и проводится в форме семинара - практикума с использованием ИКТ.

Семинар – практикум для родителей

«Использование современных здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)»

Цель: дать родителям представление о применении современных здоровьесберегающих технологий в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет).

Задачи:

- познакомить родителей с видами здоровьесберегающих технологий, применяемых в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет);

- воспитывать ответственное отношение родителей к здоровью детей;

-способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность.

Подготовительная работа:

Оформление приглашения на семинар-практикум и размещение его на информационном стенде.

Подготовка презентации: «Использование здоровьесберегающих технологий в

музыкальном воспитании детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)».

Рекомендации «Музыкальные произведения, рекомендованные для музыкотерапии».

Подготовка анкет для родителей.

Оформление буклета «Музыка здоровья».

Оформление методической выставки по данной теме.

Оформление музыкального зала в соответствии с темой.

Место проведения: музыкальный зал.

Ход семинара - практикума:

Звучит фоновая музыка.

Музыкальный руководитель:

- Добрый день, дорогие родители! Мы рады приветствовать вас в нашем музыкальном зале! Спасибо вам за то, что вы пришли на эту встречу. Это значит, что нас объединяет любовь к музыке, и вы заинтересованы в музыкальном развитии ваших детей, а так же в укреплении и сохранении их здоровья.

Слайд № 1.

Так что же такое здоровьесберегающие технологии и какое отношение они имеют к музыкальному воспитанию детей? Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. Нас, в первую очередь, интересуют зоровьесберегающие образовательные технологии целью которых является обеспечение дошкольнику возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, обучение использованию полученных знаний в повседневной жизни.

Слайд № 2.

Может ли музыка участвовать в этом процессе? Не только может, но и должна. О лечебных силах музыки писали древние мудрецы: Пифагор, Аристотель, Платон. Они считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач всех времен и народов Авиценна еще тысячи лет назад лечил музыкой. Музыка влияет на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Многочисленные исследования показывают, что музыка действует на множество тонких регуляторных процессов, меняет работу различных органов и систем, то есть музыка оказывает общеукрепляющее воздействие. Этот факт доказал российский академик В. М. Бехтерев, который первым занялся изучением этого вопроса.

Слайд № 3.

Применение здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании больше всего направлены на профилактику простудных заболеваний и их последствий: развитие навыка правильного дыхания положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении (в том числе и легочной ткани, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание, исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника, способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы.

Слайд № 4.

Итак, с одной стороны музыка благоприятна для организма в целом, она является одним из средств физического развития. С другой стороны здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, дыхательная и артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры и речевые игры, игровой самомассаж, фонопедические упражнения, музыкотерапия, используемые в музыкальном воспитании помогают развитию музыкальных способностей: эмоциональной отзывчивости на музыку, ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувство ритма.

Уважаемые родители, сейчас я подробнее остановлюсь на каждой здоровьесберегающей технологии, используемой в музыкальном воспитании.

Слайд № 5.

Валеологические песенки-распевки.

Цель распевания - подготовка голосовых связок к пению и упражнению в чистом интонировании определенных интервалов, предупреждению заболевания верхних дыхательных путей, укреплению хрупких голосовых связок детей.

Видео «Валеологическая распевка «Музыка, здравствуй!» М. Л. Лазарев (поют дети группы «Яблонька»).

Слайд. № 6.

Дыхательные упражнения способствуют развитию дыхательной системы (правильное речевое дыхание – короткий вдох – длинный выдох; тренировка силы вдоха и выдоха, что оказывает психотерапевтическое и оздоравливающее воздействие) и певческих способностей детей. Если у ребенка ослабленное дыхание, то оно не дает ему полностью пропевать фразы, правильно строить предложения, во время исполнения песни приходится вдыхать воздух чаще.

А теперь попробуем выполнить дыхательное упражнение, способствующее обучению постепенному выдоху воздуха.

Дыхательное упражнение «Машина»

И. П. - встаньте, расправьте плечи, выпрямите спину. Сделайте вдох через нос («наливаем бензин») и выпускаем воздух через рот, при этом делая язычком «тр-р-р», копируя работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех «уехал» на одном дыхании.

Дыхательное упражнение «Весенний лес», способствующее укреплению верхних дыхательных путей (текст О. Арсеневской, описание упражнений Н. Ю. Тышкеновой). Музыкальный руководитель просит родителей встать в круг и повторять за ним движения и звукоподражание.

Паровоз привез нас в лес.

Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!

(ходьба по кругу с согнутыми в локтях руками)

Там полным-полно чудес.

(удивленно произносить «м-м-м» на выдохе,

одновременно постукивая пальцами по крыльям носа

Вот идет сердитый еж:

П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!

(низко наклониться, обхватив руками грудь – свернувшийся в клубок ежик)

Где же носик? Не поймешь.

Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Вот веселая пчела

Детям меда принесла.

З-з-з! З-з-з!

(звук и взгляд направлять по тексту)

Села нам на локоток,

З-з-з! З-з-з!

Полетела на носок.

З-з-з! З-з-з!

Осу ослик испугал:

Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

(укрепление связок гортани, профилактика храпа)

На весь лес он закричал:

Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

Гуси по небу летят,

Гуси ослику гудят:

Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

(медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком)

Устали? Нужно отдыхать,

Сесть и сладко позевать.

(родители садятся на корточки и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга).

Присаживайтесь на стулья. Поделитесь своими ощущениями.

Слайд № 7.

Продолжаем знакомиться дальше со здоровьесберегающими технологиями. Артикуляционные упражнения направлены на выработку качественных, полноценных движений органов артикуляции, способствующих тренировке мышц речевого аппарата, повышающих показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшающих музыкальную память, внимание.

Видео «Артикуляционное упражнение «Путешествие язычка». Выполняют дети группы «Яблонька».

Слад № 8.

Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. В работе использую оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

Уважаемые родители, повторяйте со мной. Сядьте поудобнее, выпрямите спину.

Упражнение «Листочки».

Листочки на ветках шуршали, «ш-ш-ш» голосом тихо

Капельки в гости звали. «Кап-кап» с нисходящей интонацией

Капельки к ним прилетели

И звонкую песню запели.

От звона проснулся ветер «у-у» с изменением звуковысотности, помочь рукой

И разбудил всех на свете:

Кошку, а с ней и котенка, «мур-р-р, мяу» в разных голосовых регистрах

Спавшего в люльке ребенка, «уа-уа-уа»

Болотных зеленых лягушек «ква-ква»

И даже ворчливых старушек, бу-бу-бу

Злую собаку, Гав-гав

назойливых мух. З-з-з

Вскоре проснулся петух.

Звонко пропел он: ку-ку-ре-ку!

И заблестела роса на лугу. О-о-о отрывисто

Солнышко тоже проснулось

И ласково всем улыбнулось. Улыбнуться.

Какие ощущения Вы испытывали во время выполнения уражнения?

Слайд № 9.

Игровой массаж и самомассаж также используется на музыкальных занятиях в детском саду. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом.

Повторяйте со мной.

Распевка с элементами самомассажа «Две тетери»

На лугу, на лугу

Стоит миска творогу.

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели. гладят живот

по часовой стрелке.

«Бегают» пальцами по телу.

Щиплют двумя пальцами.

Машут руками.

Слайд № 10.

Пальчиковые игры – еще один необходимый прием на музыкальных занятиях. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. С пальчиковыми играми Вы, конечно, уже знакомы, поэтому подробно останавливаться на этом приеме не будем. А вот следующий прием Вам, наверняка, запомнится и понравится.

Ритмодекламация - это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки или шумовых инструментов. Применяется для развития чувства музыкального ритма. Музыка для фона подбирается в соответствии с темпом речи.

Сейчас, уважаемые родители, я вам раздам шумовые музыкальные инструменты и мы попробуем выполнить ритмодекламацию.

Ритмодекламация: «Дождик»

Родители проигрывают ритм на музыкальных инструментах с ускорением и замедлением.

Капля раз, капля раз, медленно сперва,

Не спеша, не торопясь, песня эта началась,

Но вот дождь пошел сильней

И закапал веселей,

Кап-кап, кап-кап, кап-кап, кап-кап,

Кап-кап, кап-кап, кап-кап, кап-кап,

Ливень, ливень, ливень, ливень,

Ливень льет как из ведра,

Ливень, ливень, ливень, ливень,

Перестать тебе пора!

Слайд № 11.

Музыкотерапия в режимных моментах способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей: утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом; для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются. Пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка, благодаря этому легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

В конце нашей встречи, Вам будут предложены рекомендации «Музыкальные произведения, рекомендованные для музыкотерапии».

Ритмопластика.

Слайд № 12.

Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела. Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение.

Видео «Дети выполняют пластический этюд «Бабочка».

Упражнения на ритмопластику проводится в основном во время танцев и драматизаций, а танцевальную импровизацию можно совместить с музыкотерапией. В дальнейшем их можно использовать на праздниках и развлечениях.

И так, проведение здоровьесберегающих упражнений и игр занимает совсем немного времени- 1-2 минуты. Но это приносит детям огромное удовольствие, а самое главное - пользу для здоровья и их эмоционального благополучия. А здоровый ребенок – это радость, благополучие не только семьи, но и всего общества.

Музыка не только способствует общему развитию, но и обладает целебными свойствами. Семья может и должна быть первой ступенью музыкального воспитания. Помогите детям полюбить музыку, и она сделает вашу жизнь яркой, интересной, не оставит в трудную минуту.

И в заключении предлагаю Вам игру, которая поможет вернуться в детство и немного расслабиться.

Игра-викторина "Угадай мелодию"

Родители отгадывают название песни и поют один куплет.

- Песня о празднике, который бывает только раз в году.

("Пусть бегут неуклюже").

- Песня о том, как хорошо путешествовать в веселой компании.

("Мы едем, едем, едем").

- Песня о том, что если быть веселым и приветливым, то перемениться все вокруг.

("Улыбка").

- Песня о голубом транспорте, который катился навстречу приключениям.

("Голубой вагон").

- Песня о поношенной зимней обуви.

("Валенки").

- Песня о том, что ответ на этот пример знает весь мир.

("Дважды два – четыре").

- Песня о том, чему вы научитесь, когда окончите детский сад.

("Чему учат в школе").

Рефлексия.

Уважаемые родители! В завершении нашего разговора хочется выразить Вам благодарность за участие в собрании, за то, что нашли время прийти на нашу встречу и активно участвовали в ней. Я хочу Вас попросить ответить на несколько вопросов нашей анкеты, которая поможет в дальнейшем планировать наши встречи.

Анкета для родителей:

1. Считаете ли вы полученную информацию в вопросах музыкального воспитания полезной?

2. Готовы ли вы применять здоровьесберегающие технологии в повседневной жизни вашего ребенка?

3. Понравилась ли вам форма проведения семинара-практикума?

4. Готовы ли вы к дальнейшему сотрудничеству по вопросам музыкального развития вашего ребенка?

5. Ваши предложения и пожелания.

Вопросы для самооанализа:

1. Удалось ли осуществить поставленные цели и задачи?

2. Квалифицированно раскрыта тема?

3. Активны были родители?

4. Смогла ли заинтересовать родителей вопросом музыкального развития?

5. Приемлема ли данная форма сотрудничества с родителями?

6. Удачно ли были проведены организационные моменты?

Список литературы:

1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155,рег. номер№30384.

2. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассомблеей от 20 ноября 1989 года).

3. «Федеральный закон об Образовании в Российской федерации», принятый Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобренный Советом Федерации 26 декабря 2012 года.

3. Арсеневская О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения - Волгоград: Учитель, 2011-204с.

4. Ветлугина Н. А. «Методика музыкального воспитания в детском саду» - Москва «Просвещение», 1989 год.

5. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. - М., 2002. 6. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья. Методика работы с родителями» Москва, Мозаика-синтез,2008.

7. Картушина М. Ю. «Зеленые огоньки здоровья»

Публикации по теме:

Использование современных здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. Дыхательная гимнастикаИспользование современных здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. Дыхательная гимнастика Использование современных здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях «Дыхательная гимнастика, как средство сохранения и укрепления.

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возрастав условиях ДОУ Внедрение в образовательный процесс ФГОС требует тщательного анализа педагогической деятельности. Одной из приоритетных задач, которые предписывает.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Здравствуйте, уважаемые родители, гости, педагоги! Девиз мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Использование современных здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании детей»
Опубликовано: 11 января 2025 в 18:46
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для родителей «Использование современных здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании детей»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Гринь (УИ 230179) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД