Елена Падом
Развивающая предметно — пространственная среда в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Участие воспитателя первой младшей группы во
II Всероссийском фестивале (с международным участием)
«Профессионалы в системе образования»
в номинации «Развивающая предметно – пространственная среда»
Организация развивающей предметно – пространственной среды встал передо мной, как и перед другими педагогами дошкольного образования очень остро в связи с введением Федерального государственного стандарта (ФГОС) дошкольного образования.
Публикация «Развивающая предметно — пространственная среда в ДОО» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» июль 2018
Понимая, что предметно - пространственная среда должна строиться с учетом возрастных особенностей и возможностей воспитанников. Важнейшим же условием образовательного пространства является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка среды, нацеливая что бы ребенок развивался играя. Мною, как педагогом дошкольного образования должны быть созданы условия для проявления таких качеств, как инициативность, жизнерадостность, любопытство, стремление узнавать новое.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).
Предметно – пространственная развивающая среда с учетом ФГОС прослеживает пять очень важных образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Эти базисные области были взяты за основу при организации пространственных зон и оснащение развивающими материалами.
Всё доступно детям, и во время образовательного процесса меняются и дополняются необходимые на сегодняшний момент материалы предметно -пространственной среды.
Развивающая предметно - пространственная среда содержательна, вариативна, а значит интегрирована не только в образовательном процессе, но и в двигательной деятельности. На фото можно увидите пример интеграции социально-коммуникативной, познавательной, речевой и физической деятельностей.
Организовывая развивающую предметно – пространственную среду продумавается каждая интересная деталь, которая в дальнейшем и будет стимулировать познавательную и эмоциональную деятельность воспитанников. В своем игровом пространстве воспитанники играют в центрах «Дорожного движения»; «Сюжетно ролевой игры»; «Физкультурно – оздоровительном»; «Математическом».
Сочинив с детьми сказку про тетушку Фею и создав «центр социально – коммуникативного развития» мы так же как в повседневной игре так и в образовательной области нашли полную интеграцию нашего развивающего предметно - пространственного процесса. Все пять областей задействованны в деятельности детей!
Наполненность центра сюжетно – ролевыми игрушками, игрушками максимально приближающими детей к предметам окружающим в быту в процессе игры учатся коммуницировать со своими сверстниками.
Организация центра «Уголка природы» дала возможность показывать воспитанникам рост и развитие растения. Уже в первой младшей группе дети учатся сажать и ухаживать за растениями, наблюдают как растет лук на подоконнике в зимний период, а потом он попадает на стол к ним в тарелки. Здесь дети узнают запахи, звуки, узнают вкус, формы и массу. Играя, мы сочиняем сказки! Интеграция образовательных областей - социально-коммуникативных, познавательных, художественно-эстетических, речевых задействованна в этом центре.
Играя с детьми в развые жизненные ситуации дети познают что такое – Жизнь! На сколько они будут готовы к разным случаям можно посмотреть в игре с ними используя центры – «ПДД»; «Пожарной безопасности»; «Физического развития»; «Речевого развития». Каждый центр наполнен необходимыми играми, мозиками, макетами, дорожными знаками, атрибутами к сюжетно – ролевым играм. Переносным и выносным материалом формирующие позитивные установки к различным видам труда и творчества, воспитывают положительное отношение к труду, желание трудиться. Формируют первиные предстваления о безопасности в быту, социуме, природе.
Создавая условия для самовыражения средствами искусства были организованны центры «Музыкальный»; «Сказочный театр»; «Пальчиковый театр; а также минимузей «Мультяшек». Играя, дети получают опыт осмысления происходящих событий и выражают свое отношение к ним.
Организованная таким образом предметно – пространственная среда позволяет детям заниматься разными видами деятельности не смотря на их возраст, перовой младшей группы.
В заключении хочется сказать, что развивая представления о положительних сторонах детского сада, его тепле, уюте. Красивых игрушках, огромного количества друзей чаще всего остающихся на все жизнь. Мы воспитываем внимательное отношение к родителям, близким людям и эти наше действия – педагогов дошкольного образования откликаются в душах пришедших к нам каждый год новых родителей. Они с огромной радостью готовы участвовать в разных, всевозможных проектах. Готовы помогать организовывать своими руками развивающую предметно – пространственную среду группы и сада.
Очень редко года в нашей повседневной жизни с нами в воспитании участвуют мужчины (не хотелось их терять за кадром!
Если позволите свою работу «Профессионалы в системе образования» хочу закончить словами замечательного на мой взгляд советского педагога-новатора, писателя – Василия Александровича Сухомлинского: «…рождая ребенка, мы отделяем частицу своего сердца. Нет благороднее, выше миссии для человека-творца, чем отцовство и материнство. С той поры, как частица от твоей плоти стала дышать и открыла глаза на мир, ты возложил на себя огромную ответственность: каждое мгновение, видя своего ребенка, ты видишь себя. Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство». Мы с Вами должны, нет, просто обязаны помогать им в этом!