Галаова Залина Юрьевна
Предметно-пространственная развивающая среда
▼ Скачать + Заказать документы
Созданная в ДОУ предметно-развивающая среда влияет на развитие
ребенка, способствует его всестороннему развитию, и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие. Поэтому для меня этот вопрос сегодня особенно актуален.
В организации предметно – развивающей среды в группе руководствуюсь требованиям ФГОС ДО к созданию предметно – игрового пространства в ДОУ. Разработала паспорт предметно – развивающей среды. При проектировании предметно – развивающей среды я учитываю принципы половых и возрастных различий детей. В группе подобрала предметы, подчеркивающие гендерную принадлежность дошкольников. Изготовила атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Семья» «Детский сад», «Хозяюшки»
Публикация «Предметно-пространственная развивающая среда» размещена в разделах
«Салон красоты» для девочек. Для мальчиков: «Автосалон», «Автосервис», «Техническое бюро».
При организации предметно – развивающей среды в своей возрастной группе учитываю принцип эмоциональной насыщенности. В группе есть зона «Волшебная Мастерилка», где расположен изобразительный и вспомогательный материал для художественного конструирования, изобразительного творчества, лепки и объемного рисования, бумажной пластики, аппликации. Мною изготовлены шаблоны для рисования по темам «Животные», «Овощи и фрукты», «Деревья», «Цветы», «Насекомые» создан уголок народных промыслов, подобраны наборы открыток различных мастеров «Гжель», «Хохлома», «Дымково», собрала коллекцию деревянных расписных игрушек, изготовила пособие «Элементы росписи», которые помогают ребятам в рисовании отдельных элементов.
Оформила центр занимательной математики «Пифагорчик» подобрала игровой материал, согласно возрастных и индивидуальных особенностей детей и уровни развития каждого ребенка. В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам. Мной изготовлены дидактические игры «Который по счету», «Дидактическое дерево», «Сосчитай-ка», «Веселые задачки», и т. д., которые помогают ребятам освоить основы математики и закрепить ориентировку во времени и пространстве.
В группе оформлен центр речевого творчества «Веселая буковка», представляющий возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально. Мною изготовлен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных, дыхательных упражнений, схемы для гимнастики глаз, таблицы для составления рассказов, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. А также наборы для моделирования сказок: "Колобок", "Репка", "Заюшкина избушка", д/и "Кто в домике живет?" Я считаю, что речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
В уголок «Юный исследователь», добавила оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов. Мною разработаны проекты, картотеки опытов и экспериментов, систематически ведутся журнал наблюдений «Пчелкины наблюдения» и журнал опытов
«Экспериментируем вместе», собраны коллекции камней, ракушек, природного материала, часов и т. д.
Яркий, веселый, физкультурный уголок «Мир спорта и здоровья» лаконично и гармонично вписывается в пространство нашей группы. Он реализует потребность детей в двигательной активности. Пособия и оборудование в группе многовариативное, легко трансформируется, занимает мало места. Мной сделаны яркие массажные коврики из различного материала для профилактики плоскостопия, дуги для подлезания, различные пособия для выполнения основных упражнений, зрительные ориентиры, таблицы выполнения упражнений, альбом «Виды спорта», «Спортивная семья», картотека подвижных игр и упражнений на прогулке.
Зона строительно-конструктивных игр «Дружные мастера», в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют изготовленные мной схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.
Уголок детской литературы «Пчелкина библиотека», в нём разместила книги красочные, с яркими иллюстрациями по программе. Мной изготовлены альбомы «Времена года», «Профессии», книжки – малышки о здоровом питании»
В музыкальной зоне «Пчёлкины ноты», размещены наборы карточек с изображением музыкальных инструментов, различные музыкальные инструменты, музыкальные игрушки из бросового материала, картотека дидактических игр по музыке.
Театрализованная зона «Пчелкины сказки», в которой собрано необходимое оборудование для театрализованной деятельности и игр. Мной изготовлены костюмы, шляпы, шапочки для режиссерских игр, ширма для теневого театра и наборы фигурок для театрализованной деятельности.
Зона патриотического воспитания оформлена в национальном стиле. На отдельном столе стоят разнообразные предметы быта, которые дают огромную информацию для детей по знакомству и сохранению традиций наших предков. Имеются гимн, герб, символы власти России и РСО- Алании в соответствии с возрастом детей, оформила альбомы «Живи и расцветай мой край родной» и другие.
Развивающую предметно-пространственную среду на участке своей группы организую так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, организовываю все так, чтобы задействовать каждый уголок, обеспечить гибкое и вариативное использование пространства. На площадке есть необходимые оборудования для игр. Большое значение придаю эстетическому оформлению своего участка, так как считаю, что это способствует развитию восприимчивости ко всему прекрасному в жизни, гармоничному развитию ребенка.
Таким образом, предметно-развивающая среда в моей группе служит интересам и потребностям каждого ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, развивает творческие способности, а также формирует личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.