Светлана Ровенец
Развивающая предметно-пространственная среда как условие максимальной реализации образовательного потенциала организации
▼ Скачать + Заказать документы
2 слайд Согласно утвержденному федеральному государственному образовательному стандарту, развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к учреждению и приспособленной для реализации Программы ДОО.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
3 слайд Главным объектом в дошкольном образовании определяется ребенок и учет его интересов. Это идеология нового стандарта -детоцентризм, подход к формированию развивающей предметно-пространственной среды, которая предоставляет ребенку роль субъекта образовательного процесса : он может сам выбирать игрушки и материалы, виды деятельности, партнеров, продолжительность и интенсивность игр и занятий. Но «детоцентризм» - это ещё и признак, отличающий современных детей от детей предыдущих поколений. Происходит индивидуализация образовательной среды, когда каждый ребенок требует индивидуального подхода, исходя из особенностей и потребностей его развития.
4 слайд Одним из ключевых условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования выступает образовательная среда, которая «гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, обеспечивает эмоциональное и морально-нравственное благополучие воспитанников, способствует профессиональному развитию педагогических работников, создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования, обеспечивает его открытость и мотивирующий характер».
5 слайд Понятие «развивающая предметно — пространственная среда» охватывает и пространственную ее организацию и соответствующее наполнение. Следует знать, что пространственная организация среды позволяет создать комфортные условия для реализации воспитательно - образовательного процесса. А наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие, иными словами, пространственную организацию можно назвать формой, а наполнение-содержанием. При этом необходимо соблюдать баланс формы и содержания: разумная пространственная организация с необоснованным наполнением как и грамотное наполнение с нерациональной обстановкой, не обеспечат должного развивающего и образовательного эффекта.
6 слайд Поэтому при создании предметно-пространственной среды необходимо руководствоваться следующими принципами:
принцип полифункциональности означает, что предметно-пространственная среда должна открывать новые возможности для воспитанников и учащихся, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной;
принцип трансформируемости раскрывается в том, что предметно-пространственная среда предоставляет возможность изменений пространства;
принцип вариативности указывает на то, что предметно-пространственная среда предполагает периодическую сменяемость материала и оборудования, появление новых предметов, стимулирующих активность воспитанников и обучающихся. Принцип вариативности предусматривает наличие возможностей для функциональных изменений различных предметов в зависимости от условий образовательного процесса, возможность проявления творческой, преобразующей активности всеми субъектами образовательного процесса;
принцип насыщенности среды состоит в том, что предметно-пространственная среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе примерной программы, а также возрастным особенностям детей;
принцип доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;
7 слайд принцип безопасности среды предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.
принцип целостности. Данный принцип означает создание целостного пространства, создаёт возможность субъектам образовательного процесса воспринимать различные виды своей образовательной деятельности как взаимообусловленные и дополняющие друг друга;
принцип информативности предметно-пространственной среды, который связан с предоставлением дополнительной актуальной информации участникам образовательного процесса, что повышает их возможности управления этой средой;
принцип индивидуализации среды. Данный принцип обеспечивает субъектам образовательного процесса возможность удовлетворения потребности в персонализированном пространстве (местах для уединения);
принцип комфортности означает, что в образовательном пространстве образовательной организации для всех участников образовательного процесса имеется возможность жизнедеятельности в наиболее благоприятном для них ритме, соответствующем возрастным, индивидуальным особенностям и потребностям.
8 слайд Выделяют несколько основных функций предметно-пространственной среды : развивающая, воспитывающая, стимулирующая, организационная, коммуникативная. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Целью оформления среды является создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности.
9 слайд Последовательность проектирования образовательной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования предполагает поиск ответов на следующие вопросы
«КОГО учить и воспитывать?» - психолого-педагогическая характеристика воспитанников, их возрастных и индивидуальных особенностей, учет психологических и физиологических особенностей дошкольников, этнокультурных условий развития.
«ЗАЧЕМ учить и воспитывать?» - определенность целей и задач по всем направлениям развития и образования детей (социально - коммуникативному,познавательному, речевому, художественно - эстетическому, физическому, расширение направлений развития, социализации и индивидуализации детей.
«ЧЕМУ учить?» - осознанное, ответственное отношение к выбору информационного воздействия и предметного наполнения среды, обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и общении.
«КАК учить и воспитывать?» - рефлексивный выбор методов и технологий образовательного пространства и взаимодействия, ориентация на возрастные особенности развития, использование зоны ближайшего развития.
Важно помнить, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Предметное содержание
10 слайд Предметное содержание РППС должно выполнять информативные функции об окружающем мире и передачи социального опыта детям. Все игрушки, оборудование и другие материалы должны быть разнообразны и связаны между собой по содержанию и масштабу для обеспечения доступности среды.
Требования к предметному содержанию можно разделить на две группы: общие и специальные. Критерии первой группы указывают на такие качества, которые должны категорически у них отсутствовать, т. к. они оказывают негативное влияние на психическое и физическое здоровье ребенка.
Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны:
- провоцировать ребенка на агрессивные действия;
- вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партнеры (сверстники, взрослые);
- провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
- вызывать у ребенка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции;
- провоцировать ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
В состав критериев другой группы включены качества, направленные на обеспечение гармоничного развития ребенка.
11 слайд Помимо соответствия критериям, установленным ФГОС ДО, все элементы РППС должны иметь все необходимые сертификационные документы: Сертификат соответствия и Гигиенический сертификат. Именно эти документы свидетельствуют об их физической безопасности для детей.
12 слайд Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств (зон, уголков, секторов, центров и т. п.) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Зоны должны быть трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться.
Примерный перечень зон для организации РППС.
-для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);
- для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);
- для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);
- для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);
- для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);
- для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);
- для отдыха (уединение, общение и пр.).
Наполняя или дополняя РППС необходимо помнить о том, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.
13 слайд При построении РППС необходимо учитывать требования следующих нормативных документов. Нормативно-правовые документы определяющие создание предметно-развивающей среды :1. ФГОС,2. СаНПиНы 2.4.1.2660-10;3. Письмо МО РФ от 15.03.2004г «О направлении примерных требований к содержанию развивающей среды для детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»;4. Письмо МО РФ от 17.05.95 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
5. Концепция построения развивающей среды авт. Петровский В. А.