Людмила Дёмина
Семинар для воспитателей «Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: выявить и обобщить знания педагогов о создании предметно – развивающей среде в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Подготовка к семинару-практикуму:
• Создание презентаций «Предметно-пространственная среда в ДОУ» в электронном виде - старший воспитатель
• Оформление зала к семинару-практикуму – старший воспитатель.
План семинара - практикума
Публикация «Семинар для воспитателей „Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Семинар, практикум
- Темочки
1. Введение в тему: Презентация «Создание предметно развивающей среды в возрастных группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования».
2. Методические рекомендации по созданию предметно развивающей среды по образовательным областям.
3. Рекомендации
Слайд 1
Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены
Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды.
Воспитатели стремятся создать в группе условия для совместной деятельности детей и взрослого, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка.
При организации развивающей предметно – пространственной среды для детей в группе, используется несколько вариантов ее построения:
1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
2. Использование пространства всей группы и предметных кабинетов.
3. Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться
.Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
1. социально-коммуникативная,
2. познавательная,
3. речевая
4. художественно-эстетическая,
5. физическая.
При построении предметно – пространственной развивающей среды учитывались следующие принципы:
1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
2. принцип активности, самостоятельности, творчества;
3. принцип стабильности, динамичности;
4. принцип комплексирования и гибкого зонирования;
5. принцип эмоциогенности развивающей среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
7. принцип открытости – закрытости;
8. принцип учёта половых и возрастных различий детей
Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям.
Слайд 2
«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказала бы влияние,
нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира».
Е. И. Тихеева
Слайд 3
Образовательная среда- это совокупность условий,
целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Слайд 4
Развивающая – предметно- пространственная среда- это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени,
насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами;
это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий,
необходимых для осуществления педагогического процесса.
Слайд 5
.Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС,
где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
Образовательные области по ФГОС
• Социально-коммуникативное развитие
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Художественно-эстетическое развитие
• Физическое развитие
Слайд 6
Социально-коммуникативное развитие:
• Направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
• Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
• Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе ит. д.
Примерные центры активности: центр сюжетно-ролевых игр, уголок дежурств, центр ПДД, центр труда, центр пожарной безопасности.
Слайд 7
Познавательное развитие:
• Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
• Развитие воображения и творческой активности;
• Формирование представлений о себе, объектах окружающего мира о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материала и. т. д, о малой родине и Отечестве.
Примерные центры: «Мы познаем мир»,центр «сенсорного развития», центр конструктивной деятельности, центр математического развития, центр экспериментирования.
Слайд 8
Художественно-эстетическое развитие:
Включает в себя музыкальное,
изобразительное,
словесное искусство.
Примерные центры: центр изобразительной деятельности или уголок творчества «Умелые руки, центр музыкально-театрализованной деятельности.
Слайд 9
Физическое развитие
Примерные центры: центр физического развития,
центр сохранения здоровья,
спортивный уголок «Будь здоров».
Слайд 10
Условия реализации ООПДО
в соответствии с требованиями ФГОС
• психолого-педагогические
• кадровые
• Материально-технические
• Финансовые
• Развивающая предметно-пространственная среда
Слайд 11
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
• Возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых
• Возможность активности детей
• Возможность уединения
Слайд 12
Предметно пространственная среда должна быть:
• Содержательно насыщенной
• Трансформированной
• Полифункциональной
• Вариативной
• Доступной
• Безопасной
Слайд 13
Насыщенность среды:
*Это разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в здании и на участке.
* Оснащена средствами обучения и воспитания -
техническим, спортивным, игровым оборудованием.
Должна соответствовать:
*возрастным возможностям детей
* содержанию программы
Слайд 14
Трансформируемость пространства
Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости:
• От образовательной ситуации
• От меняющихся интересов
• От возможностей детей
Слайд 15
Полифункциональность материалов предполагает:
• Возможность разнообразия использования различных составляющихся предметной среды (детской мебели, матов, ширм)
• Наличие в (организации, группе) полифункциональных (не обладающихся жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, предметов-заменителей в детской игре.
Слайд 16
Вариативность среды предполагает:
• Разнообразие материалов, обеспечивающих свободный выбор детских игрушек и оборудования.
• Периодическую сменность игрового материала.
• Появление новых предметов стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Слайд 17
Доступность среды предполагает:
• Доступность всех помещений для воспитанников, где осуществляется образовательная деятельность.
• Свободный доступ детей игрушкам, пособиям, обеспечивающих все активные виды деятельности.
• Исправность и сохранность материалов и оборудования.
Слайд 18
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает:
• Соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Слайд 19
Показатели оценки развивающей среды
• Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе
• Отсутствие конфликтов среди детей
• Наличие предметов детской деятельности
• Динамика развития ребенка
• Невысокий уровень шума
Слайд 20
Требования к предметно-пространственной среде:
• Гигиенические
• Психолого-педагогические
• Эстетические
• Комфортность и безопасность обстановки
• Обеспечение богатства сенсорных впечатлений
• Обеспечение индивидуальной самостоятельной деятельности
• Обеспечение возможности для исследования
• Принцип уважения к потребностям ребенка
• Принцип гибкого зонирования
• Принцип уважения мнения ребенка
• Принцип стабильности-динамичности
• Принцип детской активности
• Принцип открытости-закрытости
• Принцип учета половых и возрастных различий детей.
Слайд 21
Вывод: организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Слайд 22
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, ребенка». В. Сухомлинский
Слайд 23
Спасибо за внимание!