Елена Короткова
Физкультурная развивающая предметно-пространственная среда
▼ Скачать + Заказать документы
Инструктор по физическому воспитанию МДОУ №127 Короткова Е. Н.
Моя развивающая предметно-пространственная среда является неотъемлемой частью единой развивающей предметно-пространственной среды МДОУ №127, обеспечивающей образовательную деятельность всего детского коллектива, представлена функциональным модулем «Физкультура» и функциональным модулем «Бассейн».
Публикация «Физкультурная развивающая предметно-пространственная среда» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа,
охраны и укрепления их здоровья, учта особенностей и коррекции недостатков их развития.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО моя развивающая предметно-пространственная среда создана для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Поэтому она является: •содержательно-насыщенной – включает средства обучения (в том числе технические, оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
•трансформируемой – обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
•полифункциональной – обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
•доступной – обеспечивает свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к физкультурному оборудованию, играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
•безопасной – все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению наджности и безопасность их использования, такими как санитарно- эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, оборудование и прочие материалы для реализации образовательной области «Физическое развитие» могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, и т. д).
Мою развивающую предметно-пространственную среду организовывала с учётом принципов определённых в ФГОС ДО.
1. Принцип вариативности - определялся типом ДОУ, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями. МДОУ№127-детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно-оздоровительного направления.
2. Принцип целостности образовательного процесса - наполняемость предметно – развивающей среды осуществлялась по основным четырем направлениям развития ребенка : физическому, социально – личностному, познавательному, речевому и художественно эстетическому.
3. Гендерный принцип - обеспечивался как общим, так и специфичным предметным окружением для девочек и мальчиков в равной степени.
4. Принцип учета возрастных особенностей - в качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования служили общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.
5. Принцип опережающего развития – реализовывался с учётом возрастных особенностей детей, но, кроме этого включались материалы и оборудование (приблизительно 15%, ориентированные на детей более старшего возраста (не более чем на год, т. к. дети различаются по уровню своего развития
6. Принцип интеграции - материалы и оборудование для образовательной области «Физическое развитие», используются и в ходе реализации других образовательных областей.
7. Принцип информативности - реализовывался разнообразием оборудования, разнообразием предметного окружения и активностью детей во взаимодействии с ним. Возможностью проявить свой опыт.
8. Принцип трансформируемости – осуществлялся в возможности трансформации пространства и построение непересекающихся сфер активности. Дети, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями, свободно занимаются разнообразными видами деятельности, изменяя пространство.
9. Принцип эмоционогенности – осуществлялся с помощью создания индивидуальной комфортности, эмоционального благополучия каждого ребенка.
Содержание функционального модуля «Физкультура»
Назначение функционального модуля для педагогов и родителей:
• способствование правильному формированию опорно-двигательного аппарата;
• становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
• создание основы для становления ценностей здорового образа жизни;
• ознакомление и формирование представлений о различных видах спорта и
спортивных состязаний.
Источник требований по организации модуля:
При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3. Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального
закона "Об образовании в Российской Федерации"»
4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении феде-
рального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
5. Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС
дошкольного образования»;
6. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпиде-
миологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпиде-
миологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;
• Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержднная Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;
• Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образова-
тельных учреждении "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»);
• Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе
настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;
• Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
Реализуемые образовательные области:
1. Социально-коммуникативное развитие;
2. Познавательное развитие;
3. Речевое развитие;
4. Художественно-эстетическое развитие;
5. Физическое развитие.
Реализуемые виды деятельности:
1. Игровая;
2. Коммуникативная;
3. Двигательная активность.
Содержание функционального модуля «Бассейн»
Назначение функционального модуля:
Для педагогов:
• организация занятий дошкольников по плаванию для физического развития и укрепления здоровья.
Источник требований по организации модуля:
При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3. Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального
закона "Об образовании в Российской Федерации"»
4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении феде-
рального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
5. Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС
дошкольного образования»;
6. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпиде-
миологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпиде-
миологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;
• Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержднная Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;
• Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образова-
тельных учреждении "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»);
• Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе
настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;
• Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
Реализуемые образовательные области:
1. Социально-коммуникативное развитие;
2. Познавательное развитие;
3. Речевое развитие;
4. Физическое развитие.
Реализуемые виды деятельности:
1. Игровая;
2. Коммуникативная;
3. Познавательно исследовательская;
3. Двигательная активность.