Мельникова Евгения
Развивающая предметно-пространственная среда в разновозрастной группе для детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная среда в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.
Воспитатель: Мельникова Е. Н., МАДОУ «Детский сад №3»
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в разновозрастной группе для детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Основываясь на требованиях ФГОС, СанПиН, Примерного перечня игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений в компенсирующей направленности для детей с ЗПР группе «Рябинушка» создана развивающая предметно-пространственная среда, ориентированная на использование соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям форм работы с детьми. Оборудование группы отвечает требованиям безопасности, является здоровьесберегающим, эстетически привлекательным, доступным детям. Мебель соответствует возрасту и росту детей, закреплена. Игрушки обеспечивают максимальный развивающий эффект, обеспечивают психологическую комфортность пребывания каждого ребенка в группе. Обстановка в группе приближена к домашней.
Пространство группы организую в виде разграниченных центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Подобная организация позволяет детям выбрать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня. Дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чё тко прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативное развитие;
2) познавательное развитие;
3) речевое развитие;
4) художественно-эстетическое развитие;
5) физическое развитие.
Центр сюжетно-ролевой игры: Основной целью этого направления является позитивная социализация детей разновозрастной группы, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. В своей группе я постаралась создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей. Используются сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Аптека» «Салон красоты», «Супермаркет», «Поликлиника», «Автосервис», «Столярная мастерская». Для всех игр приготовлены костюмы, пособия, материалы для повышения интереса детей к играм.
Центр труда: Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Для дежурства по столовой в группе есть уголок, в котором находятся специальные фартуки и колпачки и график для дежурства.
Центр безопасности: В уголке имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры, папки–передвижки, картотека по ОБЖ, настольно-печатные игры.
«Нравственно-патриотический» центр: В центре размещены материалы: государственная символика родного города Минусинска и России, портрет президента нашей страны, фотографии достопримечательностей нашего города; находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, иллюстрации и энциклопедия «Народы России». По правовому воспитанию и воспитанию культуры поведения детей предлагается воспитанникам демонстрационный материал: «Права ребенка», «Воспитание доброты» «Воспитания вежливости», дидактические игры: «Хорошо - плохо», «Дружные ребята».
Центр «Физического развития» : Создавая условия для реализации задач этой области в группе, делала акцент на охрану жизни и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь: кегли, скакалки, обручи, мячи разных размеров (резиновые, пластмассовые, бадминтон, массажные дорожки и массажеры, массажные мячи; мишени для метания, «Кольцеброс»; настольно-печатные игры «Виды спорта», «Валеология»; схемы комплекса утренней гимнастики, гимнастика для глаз (схема, иллюстративный материал «Виды спорта», «Олимпиада». Во время образовательного процесса устраиваются динамические паузы, на прогулках дети вовлечены в спортивные и подвижные игры.
Театральный центр: В нём представлены разные виды театров : пальчиковый, настольный, плоскостной на фланелеграфе, бумажный, бибабо, напольный, теневой. Центр оснащён масками-шапочками, элементами костюмов (шляпы, шарфы, бусы и т. д.). Имеются малая и большая ширмы, картотека театрализованных игр, игр и упражнений на развитие речевого дыхания. Театральный уголок часто пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками.
Центр творческой и проектной деятельности: В данном центре имеется разнообразный демонстрационный материал. Различные материалы для рисования: краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры. Здесь мы с детьми и родителями выполняем различные проекты и проводим выставки готовых работ.
Центр «Познание» : Счётный наглядный и раздаточный материал, дидактические игры, развивающие игры, игры на плоскостное моделирование, игрушки для сенсорного развития детей, звуковые коврики, для изучения цифр.
Центр конструирования: в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов: напольный конструктор (деревянный и пластмассовый, к нему для обыгрывания крупные транспортные игрушки, настольный конструктор (деревянный и лего, к ним для обыгрывания мелкие транспортные игрушки, сюжетные фигурки. Также добавлен конструктор по ПДД (светофор, фигурки людей, животных для обыгрывания жизненных ситуаций)
Центр природы и экспериментирования: центр экспериментирования оснащё н: различными емкостями для воды и сыпучих, телескопом, весами, микроскопом, песочными часами, лупами, предметами разной величины, веса, формы. Различными материалами для экспериментов: пластмассовыми шариками, деревянными и металлическими предметами, различными природными материалами для проведения экспериментов (семенами растений, крупами, камнями, шишками) и т. д. Имеется картотека проведения экспериментов, алгоритмы схемы проведения опытов и экспериментов, энциклопедии о животных и растениях различных климатических зон, живой и неживой природе.
Центр «Развитие речи» : В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматического строй речи, формирования словаря, мнемотаблицы, мнемодорожки, сюжетные картинки. Для закрепления навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте, имеется магнитная доска; наборы магнитных букв и символов для звуко - буквенного анализа, дидактические игры «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики» и т. д. Художественная литература соответствует возрасту и тематическому планированию.
Вывод: Таким образом, развивающая предметно - пространственная среда в группе имеет характер открытой системы и даёт возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов; позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда выстроена в соответствии с требованиями ФГОС, она содержательно-насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.