Лариса Гацко
Развивающая игра «Логоформочки — 5»
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая игра «Логоформочки – 5».
Лариса Гацко. Блог.
«Логоформочки – 5» - это ещё одна прекрасная развивающая игра В. В. Воскобовича для детей от трех до пяти лет, которая поможет превратить процесс обучения основам геометрии в удивительно интересную и познавательную игру.
Состав игры:
• Игровое поле. Представляет собой рамку с вкладышами и пятью подвижными линейками внизу поля, части эталонных фигур-вкладышей.
• Эталонные фигуры-вкладыши (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, окрашенные в красный цвет.
Публикация «Развивающая игра „Логоформочки — 5“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
• 20 составных фигур-вкладышей зеленого цвета с держателями. Каждую фигуру мысленно можно разделить на две части-верхнюю и нижнюю часть фигуры. Все фигуры в горизонтальных и вертикальных рядах игрового поля расположены в определенном порядке, то есть: в вертикальных рядах у фигур одинаковые верхние половинки «вершки», а в горизонтальных рядах – нижние половины «корешки».
• Инструкция, в которой описаны игры, с которыми обучение становится ещё интереснее и понятнее.
Что развивает:
Мелкую моторику рук.
Координацию «глаз-рука», точные движения кистей рук и детских пальчиков.
Интеллект.
Способствует развитию у детей внимания, памяти, логического мышления. Ребёнок учится анализировать, сравнивать, объединять части в целое, выстраивать логические связи и зависимости. Развивается пространственное мышление.
Сенсорные и творческие способности.
Умение составлять эталонные и другие геометрические фигуры из частей, обводить их и дорисовывать различные сюжеты.
Как играть.
Воспитатель вносит игру «Логоформочки-5», называет её.
- В этой игре есть одна тайна. Но прежде чем мы узнаем о ней, скажите, какого цвета фигуры на игровом поле? (красного и зеленого цвета).
- Тайна скрыта в фигурах красного цвета. Но их надо сначала не просто назвать, а отгадать.
Воспитатель показывает детям букву К.
- Какие красные фигуры начинаются на эту букву? (круг, квадрат).
- Среди красных фигур, которые остались на игровом поле, есть ещё один четырехугольник. Какой? (прямоугольник).
- И ещё один неугольник. Какая это фигура? (овал).
- Осталась фигура с углами. Какая? (треугольник).
Далее воспитатель показывает линейку в игровом поле. Дети сначала вынимают части красных фигур, затем конструируют силуэты с помощью одной части линейки (например, круга, заполняют получившиеся контуры зелеными фигурами.
- Не догадались, в чем заключается тайна красных фигур? Из частей красных фигур составляются зеленые.
-Давайте с вами дадим названия зеленым фигурам. (на что похожа фигура).
Вместе со взрослым дети дают образные названия всем геометрическим фигурам.
Названия фигурам можно придумать другие.
Далее конструируют эталонные и составные геометрические фигуры из частей в ячейках линейки, на столе по образцу и словесному алгоритму. Например, часть круга и часть треугольника: какая фигура получится? (телефон).
Игра «Вершки-корешки».
Взрослый предлагает детям вытащить все фигуры из игрового поля, кроме красного круга и двух рядов зеленых фигур справа и вниз от него.
- Что общего у всех фигур, которые расположены в ряду справа от круга? (у них общая часть-полукруг внизу).
-Этот ряд называется «корешок».
- А что общего в фигурах в ряду, который находится внизу от круга? (дети называют общую часть-полукруг наверху).
- Этот ряд называется «вершок».
Далее взрослый предлагает детям выложить все зелёные фигуры.
- Кто быстрее составит ряд «вершок». (дети выкладывают фигуры в ряд вниз от круга). Называется победитель.
- Кто быстрее составит ряд «корешок»? (дети составляют ряд справа от круга).
Аналогично составляются ряды «Вершок-корешок» у овала, квадрата и других фигур.
А теперь приготовим подарок для Малыша Гео. Возьмем для подарка части круга и прямоугольника красного цвета. Составим из них фигуры, которые можно найти в игровом поле, но только зеленого цвета. Дети самостоятельно конструируют силуэты, находят в игровом поле зеленые фигуры, кладут рядом с красными.
- Что получилось? (дети придумывают, на какие предметы похожи фигуры, «винт», «качели»).
- А теперь приготовим подарок для Девочки Дольки. Для этого возьмем части треугольника и овала красного цвета. (дети вынимают из линейки части этих фигур, придумывают и составляют предметные силуэты, называют их).
Варианты заданий для детей: взять вершок от круга, а корешок от треугольника; вершок от прямоугольника, а корешок от квадрата. Дети составляют фигуры и называют, на что похожи.
Игра «Перекрестки».
Дети высыпают все детали из игрового поля и группируют по цвету. Красные и их части - в одну сторону, зеленые-в другую.
- А теперь предлагаю вам вложить в игровое поле две красные фигуры - круг и квадрат. Представьте, как будто квадрат «поехал» вверх, а круг вправо, и они встретились, как на перекрестке. Какая зеленая фигура расположена на этом месте? Дети называют фигуру «карман, и вкладывают ее в игровое поле.
- Теперь, как будто круг «поехал» вниз, а квадрат - влево. Где они встретились? (дети называют фигуру «дверь» и располагают ее в игровое поле).
- А теперь положим новые красные фигуры – квадрат и овал. Какие зеленые фигуры надо поставить на их «перекрестках»? (дети называют «кнопка» и «собор», вкладывают их в игровое поле на свои места).
Вариант игры: один ребенок составляет пары эталонных фигур, а второй находит «перекрестки» этих фигур.
Необходимо обратить внимание детей на составные от треугольника фигуры. Они не похожи между собой, так как треугольник «не образовывает» одинаковых фигур, так как не разделен, в отличии от круга и квадрата, на две одинаковые части.
А сейчас достаньте двойные геометрические фигуры (эталоны форм остаются на поле).
- Скажите, как называется ряд, проходящий сверху вниз? (вертикальный).
- Сосчитайте сколько вертикальных рядов?
- А слева направо? (горизонтальный). Сколько горизонтальных рядов?
- Как называется линия, проходящая с угла на угол? (диагональ).
Теперь попробуем все фигуры разместить по своим «адресам».
Найдите клетку с адресом: горизонтальный ряд – второй сверху, а вертикальный ряд –четвертый справа. На что похожа эта фигура? («платье», «юбка», «фонарик»).
- Найдите фигуру, которая находится на втором вертикальном ряду первая снизу.
- От каких геометрических фигур взяли части для её получения? (низ-овал, верх-треугольник).
- На что похожа эта двойная фигура? («капля», «лепесток»).
- Заполните все игровое поле. Найдите фигуры, похожие на «грибок». Назовите их части и «адрес».
- Назовите адрес фигуры «собор», «язык» и т. д.
Игра «Мозаика».
Взрослый предлагает вложить в игровое поле зеленую фигуру «бант». Дети находят и называют эталонные фигуры, из которых можно составить «бант». (дети находят две красные фигуры- треугольник и квадрат и вкладывают их в игровое поле). Тоже с другими зелеными фигурами дети действуют аналогично.
Графический диктант.
Дети сначала освобождают поле игры от фигур, затем вкладывают круг красного цвета в игровое поле.
-Теперь все вместе делаем два шага вправо, два шага вниз. (дети от круга отсчитывают два шага вправо и два вниз, ходы делаются по клеточкам игрового поля, в которых вырезаны контуры фигур).
- Что мы нашли? (дети называют красный квадрат и вкладывают его в игровое поле).
- Теперь пробежим от квадрата два шага вниз, один влево и три наверх. Что вы нашли? (дети считают клеточки игрового поля и называют фигуру красный треугольник).
- А теперь от треугольника сделаем три шага вправо и три вниз. Какую фигуру нашли? (овал).
- И наконец, пройдем от овала один шаг влево и один-наверх. (дети действуют и вкладывают последнюю фигуру в игровое поле-прямоугольник).
Игра «Логомозаика».
На игровом поле остается только ряд эталонных геометрических фигур. Взрослый закрывает карточкой ячейку любой составной фигуры. Детям надо догадаться, какая фигура спряталась, назвать её и найти (или смоделировать с помощью линейки или сложить на столе).
Игра «Крестики-нолики».
Все фигуры складываются на столе и играющие по очереди заполняют ячейки игрового поля. Заполнивший первый ряд из пяти фигур (горизонтальный, вертикальный, по диагонали) получает очко. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество очков.
Игра «Волшебный мешочек».
Все зелёные фигуры высыпаются в мешочек. Ребенок, на ощупь должен выбрать фигуру по словесной инструкции взрослого: «Найди, пожалуйста в мешочке фигуру, у которой вершок от круга, а корешок от треугольника».
Игра «Чудесный логомешочек».
Игра также проводится по принципу игры «Крестики-нолики». В отличие от первого варианта, все фигуры складываются в мешочек. Перед тем, как сделать ход, фигуру вытаскивают из мешочка. Таким образом, появляется фактор неожиданности и соревновательный азарт.
Кроме того, фигуры можно обвести на листе бумаги, раскрасить их, складывать силуэты по образцу и по собственному замыслу.
Представляю творческие работы моих ребят.
Мишка с другом идут по мостику.
Сюжетная картинка.
Занимаясь с таким игровым пособием как «Логоформочки-5», дети получают истинное удовольствие и открывают для себя все новые и новые возможности.
Благодарю за внимание!