Тамара Разумова
Развиваем речь ребёнка.
▼ Скачать + Заказать документы
Своевременное и полное овладение речью, является первым важным условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. Своевременное – значит, достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в меру его возможностей на каждой возрастной ступени.
Публикация «Развиваем речь ребёнка,» размещена в разделах
Развитие речи, речевого общения – одна из них главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Главное, научить ребенка четко излагать свои мысли. Особое значение в реализации этой задачи придется обогащению лексики (словарного состава языка, не только количественно: увеличению лексического запаса разными частями речи, словами сходными по значению (синонимами) и противоположными (антонимами).
Важнейшим этапом речевого развития является усвоение грамматической системы языка:
- составление простых распространенных предложений;
- критическое отношение к грамматическим ошибкам;
- умение контролировать свою речь;
- составление связных рассказов и т. д.
В формировании связной речи отчетливо выступает связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно, рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие, умение анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно- следственные временные и другие отношения между предметами и явлениями.
Связная речь, это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами, в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить. Также совершенствует свою речь. Учась мыслить, малыш может еще не уметь чисто произносить все звуки, не владеть большим объемом словаря и пользоваться сложноподчиненными предложениями, но работа по развитию связной речи, уже должна начинаться. Связная речь – это речь содержательная, логичная, последовательная, хорошо понятная, не требующая вопросов и дополнения.
И во всех современных образовательных вариативных программах, главные направления в работе по развитию речи старших дошкольников – это развитие связной речи, речевого творчества, выразительности речи.
Предлагаю краткое описание игр, способствующих речевому развитию ребенка.
1. Изограф.
Способствует развитию внимания, пространственного воображения, умению составлять слова из букв. Способствует развитию творческого воображения, умению составлять рассказы.
2. История.
Развивает умение составлять осмысленные предложения, используя существительные, прилагательные, глаголы. Используются до пяти карточек со словами или картинками, помогающие построить предложение, в котором присутствуют все пять слов или персонажей.
3. Слоговые таблицы.
Упражняют детей в составлении слов из слогов, расположенных в две колонки хаотично. Из слов составляются распространенные предложения.
4. Кроссворд.
Способствует развитию навыков слогового и звукобуквенного анализа, обогащает словарный запас, формирует грамматический строй речи.
5. Новая сказка. (ТРИЗ)
Помогает развивать фантазию, умение придумывать новый сюжет, уже знакомой сказки, при помощи ввода нового действующего лица.
6. Книжка рассыпалась.
Способствует формированию навыков выявления временной и логической последовательности событий, изображенных на картинках определенной серии и составление на этой основе рассказа.
7. Найти слова в слове.
Упражняют детей в чтении, развивает внимание, способствует умению составлять распространенные предложения.
8. Пересказчики.
Развивает умение пользоваться распространенными предложениями и умение строить сложные предложения. Задача игроков – продолжить фразу воспитателя в пределах одного предложения, добавляя по слову.
9. Наоборот.
Обогащает лексику детей антонимами. Упражняет в составлении распространенных предложений.
10. Скажи по-другому.
Обогащает речь детей словами с оттенками уменьшения, увеличения.
11. Скажи в рифму.
Способствует умению подбирать пары рифмующихся слов – развивает поэтический слух.
12. Кто увидит больше?
Помогает развивать наблюдательность и связную речь, в процессе рассматривания различных иллюстраций, картин.
Буду рада, если всё это кому – то пригодится.