Наталья Барсукова
Развиваем связную речь ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
В младшем дошкольном возрасте закладывается начало умения рассказывать, а именно: малышей учат рассказывать по вопросам взрослого. Это ещё не самостоятельный рассказ ребёнка, а ответы на вопросы.
Детей пяти лет учат самостоятельно рассказывать, например, знакомые сказки и короткие рассказы, описывать случаи из жизни, картину. Рассказ ребёнка должен быть связным. Это качество имеет особо важное значение, поскольку речевая активность к пяти годам значительно возрастает, но умения рассказывать у детей ещё нет.
Публикация «Развиваем связную речь ребёнка» размещена в разделах
Самостоятельный рассказ занимает большое место в речевой деятельности детей шестилетнего возраста: ребёнок делится с товарищами тем, что видел и слышал, рассказывает родным, что делал в детском саду. Необходимо научить детей рассказывать, придерживаясь темы, не отвлекаясь и не повторяясь; рассказ шестилетнего ребёнка должен быть связным, последовательным, достаточно полным, грамматически правильным, чтобы слушателям было всё понятно; в то же время рассказ ребёнка не должен терять непосредственности и эмоциональной выразительности устного изложения.
В целях развития воображения и мышления детей старшего дошкольного возраста нужно учить их придумывать рассказы на тему, предложенную воспитателем, или по картинке.
В любом рассказе детей должны быть живые наблюдения, усилия собственной мысли.
Для успешной работы по обучению рассказыванию нужна полноценная система, включающая упражнения, игры, текстовый и картинный материал. Такая система будет обеспечивать не пассивное восприятие и утомительные тренировки, а активное, творческое участие ребёнка.
Дети с различными нарушениями речевого развития не владеют развёрнутой, грамматически правильно оформленной фразой. Дошкольникам трудно пересказывать даже короткие тексты в силу недостаточной сформированности лексико-грамматического строя речи. Ещё больше проблем возникает у детей при составлении рассказа. Они избегают общения с взрослыми, стараются уйти от вопросов, замыкаются в себе, что, в свою очередь, тоже тормозит нормальное речевое развитие. Таким детям необходима своевременная логопедическая помощь.
Конечная цель работы логопеда с ребёнком – полная коррекция произношения звуков и развитие связной речи до уровня, позволяющего ему успешно обучаться в общеобразовательной школе.
В младшем дошкольном возрасте закладывается начало умения рассказывать, а именно: малышей учат рассказывать по вопросам взрослого. Это ещё не самостоятельный рассказ ребёнка, а ответы на вопросы.
Детей пяти лет учат самостоятельно рассказывать, например, знакомые сказки и короткие рассказы, описывать случаи из жизни, картину. Рассказ ребёнка должен быть связным. Это качество имеет особо важное значение, поскольку речевая активность к пяти годам значительно возрастает, но умения рассказывать у детей ещё нет.
Самостоятельный рассказ занимает большое место в речевой деятельности детей шестилетнего возраста: ребёнок делится с товарищами тем, что видел и слышал, рассказывает родным, что делал в детском саду. Необходимо научить детей рассказывать, придерживаясь темы, не отвлекаясь и не повторяясь; рассказ шестилетнего ребёнка должен быть связным, последовательным, достаточно полным, грамматически правильным, чтобы слушателям было всё понятно; в то же время рассказ ребёнка не должен терять непосредственности и эмоциональной выразительности устного изложения.
В целях развития воображения и мышления детей старшего дошкольного возраста нужно учить их придумывать рассказы на тему, предложенную воспитателем, или по картинке.
В любом рассказе детей должны быть живые наблюдения, усилия собственной мысли.
Для успешной работы по обучению рассказыванию нужна полноценная система, включающая упражнения, игры, текстовый и картинный материал. Такая система будет обеспечивать не пассивное восприятие и утомительные тренировки, а активное, творческое участие ребёнка.
Монологическая речь.
Монологическая речь (рассказывание одного человека) психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развёрнутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания или рассказа и т. д.
Монолог требует лучшей памяти, более напряжённого внимания к содержанию и форме речи. В тоже время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора.
Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того чтобы она была понята слушателями, в ней должны использоваться полные распространённые предложения, наиболее точный словарь.
Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения человека. Для ребёнка это умение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок.
Характеристика детских рассказов.
Формирование речи ребёнка связано с развитием его логического мышления. Кроме того, основой для монологической речи является свободное владение словарём и грамматическим строением языка.
Психология относит появление монологической речи у детей к 5 годам.
Дети 5-6 лет овладеть основными типами монологической речи: рассказом и пересказом (в их элементарной форме).
Пересказ - связное изложение прослушанного художественного произведения. Выразительность речи при пересказе в большой степени подражательная, так как ребёнок находится под впечатлением исполнения произведения взрослым, копирует его или осознанно подбирает отдельные выразительные средства (интонация, высота голоса и др.)
Рассказ – связное развёрнутое изложение какого-либо факта. Для рассказа ребёнок самостоятельно отбирает содержание и речевое оформление. В рассказе в большей мере находят отражение личный опыт ребёнка, его эмоции. Это делает выразительность рассказа более естественной, непосредственной.
По содержанию рассказы условно можно разделить на два вида: фактические и творческие (придуманные детьми). Составляя фактический рассказ, ребёнок опирается на свои восприятия и память, а придумывая, пользуется главным образом творческим воображением.
Содержание фактического рассказа должно точно соответствовать конкретному случаю, основываться на фактах. В этом виде рассказов могут отражаться ощущения, восприятия ребёнка (рассказы по восприятию)или представления (рассказы по памяти).
Примеры фактических рассказов: описание рассматриваемого растения. Игрушки, какого-либо прошедшего события. Этот вид детских рассказов очень ценен, так как помогает выявить детские интересы и воздействовать на них.
При составлении творческих рассказов (рассказы по воображению, основанных на вымышленном материале, дети также используют свой предыдущий опыт, но отдельные сведения ребёнок должен объединить теперь новой ситуацией, предположить какое-либо событие
Известно, что дети 6лет могут по аналогии с прослушанными сказками придумывать свои несложные сказки.
По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными.
Описательный рассказ- это изложение характерных признаков какого-либо предмет или события (день рождения, праздник).
Описательный рассказ имеет свою структуру. Важно приучать детей выделять в рассказе начало (название предмета, изложение характерных внешних признаков (какой предмет, какие части у него есть, для чего они и др., определение существенных действий предмета или действий с ним. Для описательного рассказа лучше использовать иллюстративные иллюстративные планы-схемы (см. приложение №1) это позволит ребёнку составить описательный рассказ быстро, полно, не пропуская ни одного факта. Дети любят составлять такие рассказы по разным лексическим темам.
Разновидностью описательных рассказов можно считать рассказы объяснительные, которые появляются у детей 6лет в связи с необходимостью сообщения другим лицам довольно сложного содержания. Например, ребёнок объясняет товарищу, как использовать тот или иной предмет, игрушку, как играть в какую-либо игру.
Сюжетный рассказ – это передача каких-либо событий, сменяющихся во временной последовательности. В сюжетном рассказе обязательны действующие лица. Сложность детских рассказов разных видов учтена в программе обучения при определении очерёдности занятий.
В программе старшей группы перечислены следующие виды рассказов, которыми должны овладеть дети:
1. Рассказ по восприятию (уметь описать рассказ, картинку или наблюдаемые явления).
2. Рассказ по памяти (уметь описать, что наблюдал, что делал, рассказать о событиях из жизни в детском саду и дома).
3. Пересказ (литературного текста).
4. Придумать рассказ о нарисованном на картинке.
В программе подготовительной к школе группы указаны те же виды рассказов, но детей этого возраста рекомендуется обучать и более сложному виду рассказывания.
5. Придуманный рассказ на словесную тему, предложенную взрослым (без наглядного материала).
Требования к качеству рассказа детей старшего дошкольного возраста.
Во-первых, рассказ должен быть связным и понятным слушателям, достоверным, правильно отражать объективную действительность.
Во-вторых, рассказ должен быть коротким. Лаконичная передача наиболее характерного и важного, при отсутствии, излишней детализации – ценное качество. Последовательность содержания может быть легче удержана вниманием и памятью ребёнка, в нём более чётко выделяется структура.
В-третьих, рассказ должен быть самостоятельным, в полном смысле монологом, т. е. по возможности не прерываться вспомогательными, дополнительными вопросами взрослого.
Такой рассказ должны уметь составлять дети к концу пребывания в старшей группе.
Значительно больше требований предъявляется к рассказам детей в подготовительной к школе группе. Прежде всего, необходимо обратить внимание на целеноправленность рассказа (говорить на тему, не отвлекаться от содержания).
Очень важное качество любого рассказа – последовательность изложения содержания, умение строить несложные суждения, умозаключения, что в целом характеризует логичность речи.
По объёму рассказ ребёнка 6лет должен быть больше, описания полнее, словарь более точным (определения, обстоятельства места, времени и др.); желательно, чтобы дети применяли некоторые образные выражения.
В рассказах детей 6лет необходимо отмечать элементы творчества. Взрослому следует также обращать внимание на выразительность рассказа (по исполнению, заботиться о культуре поведения ребёнка во время рассказа.
Пример составления описательного рассказа
об овощах, фруктах, ягодах.
Для составления описательного рассказа составляется графический план. Взрослый составляет образец рассказа, далее ребёнок составляет аналогичные рассказы.
План.
1. Это что?
2. Где растёт?
3. Цвет предмета.
4. Форма предмета.
5. Размер предмета.
6. Какой на ощупь?
7. Какой на вкус?
8. Как используют, что готовят?
Груша.
Это груша. Она растёт на дереве. Это фрукт. Груша жёлтого цвета, среднего размера, твёрдая. Если её укусить, то она сладкая. Груши можно кушать в сыром виде, сорвав с дерева груши. Из груш можно готовить компот, варенье, делать начинку для пирога.