Лучший педагог года

Развиваем инициативность и самостоятельность у дошкольников

Ольга Мотренко
Развиваем инициативность и самостоятельность у дошкольников

Чтобы быть успешным в жизни в будущем, с самого раннего возраста нужно воспитывать инициативность и самостоятельность у ребёнка.

Быть инициативным, это значит быть активным. Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами. Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это: игра; познавательно-исследовательская деятельность; продуктивная деятельность; коммуникативная деятельность и др. Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно, и динамичнее развитие личности.

Публикация «Развиваем инициативность и самостоятельность у дошкольников» размещена в разделах

Не только в детском саду, но и дома игровая среда и материал для творчества должны стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Надолго запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.

Взрослым нужно сотрудничать с ребё нком: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т. п. Необходимо, чтобы ребёнок о многом догадывался самостоятельно, получал от этого удовольствие.

Для развития инициативности нужно давать простые задания, задания, которые ему интересны. Если мы хотим, чтобы наши дети верили в себя, развивались и экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками.

Уже в 2-3 года приоритетом является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами. Ребёнок действует с предметами, направленными на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру)

Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы. Нужно отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей, не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность, поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные моменты.

К 4-5 годам приоритетной сферой проявления детской инициативы является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками.

Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением. Нужно создавать условия, обеспечивающие детям возможность конструировать из различных материалов себе "дом", укрытие для сюжетных игр. Старайтесь участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры. К различным праздникам вместе с детьми обсуждайте, как будете украшать дом или квартиру.

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) является личностное общение с взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.

Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо : уважать индивидуальные вкусы и привычки детей; поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу). При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры.

Ребёнок в возрасте (6-7) лет стремится участвовать в общих делах семьи и может адекватно реагировать на оценку своих действий. Если у ребёнка не получается выполнить задуманное, то взрослым можно предложить несколько вариантов исправления работы, повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Расскажите детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности.

Необходимо поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами.

На первом этапе развития самостоятельности роль взрослого очень велика. А все задачи, которые ставятся перед ребенком, решаются только в совместной деятельности. Многие вещи нужно продемонстрировать взрослому, инициируя детей на повторение или действие по аналогии, подвести к обсуждению этого действия.

Вырабатываются умения, которыми должен владеть ребенок, чтобы решать те или иные задачи.

На втором этапе развития самостоятельности взрослый выступает как равноправный партнер по совместной деятельности.

Ребёнок применяет свои умения, самостоятельно действует по знакомым образцам, правилам, алгоритмам.

На третьем этапе взрослый выступает в роли наблюдателя, направляя ребёнка в деятельности. Ребёнку предлагается самому поставить цель, самому сформулировать задачи и выбрать необходимые средства для реализации этих задач.

Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты самостоятельности.

Среди показателей самостоятельности специалисты отмечают:

• стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей;

• умение ставить цель деятельности;

• осуществление элементарного планирования деятельности;

• реализацию задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели.

Инициативный дошкольник стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения. Он умеет находить занятие, соответствующее собственному желанию; включаться в разговор, предлагать интересное дело.

Новизна продукта детской деятельности очень важна для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку.

Итак, для инициативной личности характерно :

• произвольность поведения;

самостоятельность;

развитая эмоционально - волевая сфера;

инициатива в различных видах деятельности;

• стремление к самореализации;

• общительность;

• творческий подход к деятельности; - высокий уровень умственных способностей; - познавательная активность.

Для развития самостоятельности и инициативы применяются игровые приёмы, ведь игра в жизни ребёнка это близко ему и интересно. При этом все психические процессы протекают наиболее активно.

При использовании продуктивных видов деятельности (лепка, рисование, конструирование, аппликация) формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива. Они являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

Трудовая деятельность, также способствует развитию самостоятельности.

Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться.

Для развития самостоятельности и инициативности объем, и содержание обязанностей нужно сформулировать максимально конкретно.

Например, «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку, чтобы помочь маме, бабушке», а не «надо убирать за собой!».

Стараться объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» - плохой аргумент. А вот если сказать, что мы пойдём на прогулку и увидим что-то интересное или у тебя будет больше времени поиграть, тогда это сработает лучше.

Мы должны понимать, что, если дети нас не слушают, значит им не интересно, значит надо менять свои подходы к созданию мотивации.

Если к семи годам у ребёнка сформируются такие важнейшие составляющие личности, как самостоятельность и инициативность, тогда он может стать успешным и достигнет гармонии с окружающим миром. Это то, что даёт возможность чувствовать себя свободным и независимым.

Публикации по теме:

«Развиваем математические способности!» Предлагаю вам материал,который можно использовать в своей работе или для родителей в виде консультации. Буду рада,если вам пригодиться. Если.

Картотека словесных игр для дошкольников «В игры играем — речь развиваем» Составляем смысловые ряды. Инструкция. Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое. Белка-дупло, человек — …; солнце-светло,.

Комплексно-тематическое планирование по разделу «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание» Уважаемые коллеги! Продолжаю публикацию комплексно - тематического планирования по разделам общеобразовательной программы дошкольного образования.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развиваем инициативность и самостоятельность у дошкольников
Опубликовано: 26 сентября 2024 в 19:56
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развиваем инициативность и самостоятельность у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мотренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. День отца. Передвижка

День отца в России отмечается в третье воскресенье октября. Этот праздник учрежден, чтобы привлечь внимание к важнейшей роли мужчины в семье и обществе, поддержать семейные ценности и традиции.


20 октября. День повара. Передвижка «Готовим вместе с ребенком»

20 октября во всем мире ежегодно празднуют День повара — свой профессиональный праздник отмечают представители одной из самых востребованных профессий в мире.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД