Щанкина Олеся
Развитию речи и основы грамотности в старшей группе «Освоение звукового анализа слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по развитию речи и основы грамотности
в старшей группе на тему :
«Освоение звукового анализа слов»
(Варенцова Н. С., Обучение грамоте, занятие 20)
Программное содержание.
Публикация «Развитию речи и основы грамотности в старшей группе „Освоение звукового анализа слов“» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Развитие представлений о смыслоразличительной роли звука. Развитие способности соотносить слова, состоящие из 3–4 звуков, с заданной схемой. Обучение умению проводить графические линии.
Материал.
Демонстрационный: доска, указка, мел, картинка-схема слова паук, фишки красного, синего и зеленого цветов, предметные картинки, на которых изображены конь, лук, кит, юла, стол, стул, окно, трех-, четырехзвуковые схемы слов.
Раздаточный: картинки-схемы слова паук, указки, фишки красного, синего и зеленого цветов.
Ход занятия
Воспитатель:
Чики- чики- чики- чок, здравствуй, дедушка Молчок!
Где ты? Мы хотим играть, много нового узнать, где ты, добрый старичок? Тишина. пришел Молчок.
Не спугни его смотри, т-с-с-с, ничего не говори.
Воспитатель: Ребята предлагаю Вам начать наше занятие с игры.
Ответы детей…
Игра "Кто внимательный?". Воспитатель называет гласные и согласные звуки (твердые и мягкие, а дети показывают соответствующие фишки.
Ответы детей…
Воспитатель: Молодцы.
Звуковой анализ слова "ПАУК". Воспитатель обращает внимание детей на звуковую форму слова (стечение согласных звуков).
Воспитатель: Ребята загадаю Вам загадку. Отгадав ее узнаем, какие слова будем сегодня разбирать.
Долгорукий старичок
В уголке сплёл гамачок,
Приглашает: «Мошки!
Отдохните, крошки!» (ПАУК)
Воспитатель: А теперь, давайте разделим на слоги слово "ПАУК". Сколько слогов в слове?
Дети: ответы
Воспитатель: сейчас мы проведем звуковой анализ слова "ПАУК"
Дети: ответы
Воспитатель: назовите гласные звуки
Дети: ответы
Дети на слух определяют "волшебные" звуки в этом слове – звуки, который можно пропеть, при произношении которого во рту не встречаются преграды (гласный А, У).
Воспитатель: какой первый звук
Дети: ответы
Воспитатель: какой четвертый звук
Дети: ответы
Воспитатель: звуковой анализ какого слова мы проводили?
Дети: «ПАУК»
Воспитатель: Ребята продолжаем с вами играть.
Воспитатель: А теперь пришло время отдохнуть.
Физминутка
"Головою 3 кивка".
Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть, (движения по тексту)
Воспитатель: Ребята молодцы, продолжаем с вами играть дальше.
Игра "Живые звуки". К доске выходят четыре ребенка, каждый из них будет обозначать один из звуков слова ПАУК. Воспитатель предлагает им выполнить различные задания, например: "Звук п, спой свою песенку. Звук а, хлопни в ладоши. Звук у, присядь три раза. Звук к, назови свою пару (кь)".
Воспитатель: Ребята следующее задание.
Игра "Какой звук заблудился?".
На виду у детворы
Крысу (крышу) красят маляры.
А. Шибаев
Игра "Подбери картинку". На доске предметные картинки, внизу– схемы слов, состоящих из 3–4 звуков. Дети называют картинки, соотносят количество звуков в них со схемами и стрелками соединяют картинки и схемы.
Воспитатель: Что мы сегодня с вами делали? Молодцы ребята, хорошо справились с заданиями.