Елизавета Николаева
Исследование «Развитие логического мышления у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие логического мышления у старших дошкольников
Все познавательные процессы: ощущения, восприятия, процессы памяти и воображения получают эффективность, прежде всего, благодаря тому, насколько эти процессы осмыслены.
Прежде всего, мышления является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождения нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление опирается на данные чувственного познания, но выходит за его пределы, проникая в суть явлений, постигая те свойства и отношения, которые непосредственно в восприятии не даны.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Логическое мышление
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой образования, особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста. Один из центральных вопросов умственного воспитания вопрос о развитии мышления.
В современной, Л. А.
Венгер, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн,
Ж. Пиаже и др.)
Изучению наглядно – действенного и наглядно – образно мышления дошкольника посвящено значительное количество работ. Однако не менее актуальны и проблемы возникновения и развития логического мышления в дошкольном детстве.
Целью ТРИЗ является развитие сильного организованного мышления. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ не просто развивает фантазию детей, а учит их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, способными понимать единство и противоречие окружающего мира, решать психологической литературе существует значительное число исследований, позволяющих описать строение мыслительной деятельности в дошкольном возрасте. (П. Я. Гальперин, ЛС. Выготский свои маленькие проблемы.
Кроме того, тризовская концепция опирается на положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.
В программе ТРИЗ используются методы и приемы разработанные М. В. Ломоносовым, Ф. Кунцем, Ч. Вайтингом и некоторые методы адаптированы к работе с детьми А. М. Страунингом.
В некоторых регионах России существует проблемы внедрения ТРИЗ, тому есть несколько причин, которые тесно связаны друг с другом:
- отсутствует крайне необходимое психологическое обосноание ТРИЗ.
- Отсутствует единого центра.
- Недостаток специальной тризовской литературы.
Актуальность проблемы определила выбор темы исследования :
«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста на основе использования технологии ТРИЗ»
Объект исследования – развитие логического мышления с использованием технологий ТРИЗ у детей в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования – изучение эффективности использования технологий ТРИЗ в процессе развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы вышеуказанных и многих других авторов позволил сформулировать следующую гипотезу исследования :
Если использовать игры и игровые упражнения по технологии ТРИЗ, то это может способствовать повышению уровня логического мышления у детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий: - систематически и планомерное проведение игр и упражнений по технологии ТРИЗ.
- игры и упражнения подбирается с учетом развития логического мышления с постепенным усложнением.
- используемые игры и упражнения органично вписываются в структуру любого занятия, способствуя развитию логического мышления.
Цель исследования – определение эффективности использования технологии ТРИЗ в процессе развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования :
1. Проанализировать психолого-психологическую литературу по проблеме исследования.
2. Научно обосновать и экспериментально подтвердить эффективность использования технологии ТРИЗ в процессе развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать систему игр и игровых упражнений по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ.
Методы исследования :
1. Изучение и анализ научно-теоретической литературы.
2. Изучение передового опыта.
3. Педагогический эксперимент.
4. Беседа.
5. Метод количественной и качественной обработки данных.
Методологической основной является учение классиков и современных исследователей педагогики и психологии о развитии мышления детей, таких как П. Я. Гальперин, Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже и др.
Научная новизна: в исследовании научно обосновывается и экспериментально доказывается эффективность использования технологии ТРИЗ в процессе развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическое значимость: исследования заключается в том, что оно представляет собой небольшой вклад в развития проблемы использования новых технологий для эффективного повышения уровня логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость: рекомендации, наработанные в ходе нашего исследования, могут быть использованы воспитателями, заинтересованными родителями в ходе работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Рекомендации по развитию логического мышления у старших дошкольников на основе использования технологии ТРИЗ
Ведущие психологи (А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, Г. И. Минская, Н. Н. Поддъяков) считают, что мышление дошкольников отличает следующее :
- тесное взаимодействие трех форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, логического).
- зависимость мышления от уровня развития его более элементарных форм.
Формирование у ребенка логического мышления связано с освоением мыслительных операций. В старшем дошкольном возрасте они интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности.
Для развития у детей мыслительных операций целесообразно использовать игры и игровые упражнения по технологии ТРИЗ, так как они:
йтингом, и некоторые методы адаптированы к работе с детьми А. М. Страунингом.
Нами были определены следующие принципы построения системы работы:
- принцип игровой реализации поставленных задач;
- принцип систематичности и последовательности усложнения предлагаемого материала.
При составлении системы игр и игровых упражнений по развитию логического мышления детей 7-го года жизни мы ориентировались на:
- значимость форм мышления (наглядно-действенной, наглядно-образной, логической) и их одновременное развитие;
- программу детского сада;
- психологические и возрастные особенности детей данной группы;
Данная система игр и игровых упражнений составлена с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Организуется предметно-развивающая среда, где закрепляются навыки, полученные на играх, и стимулируют познавательные интересы детей.
Цель системы игр и игровых упражнений – развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Задача системы – развивать логическое мышление, повысить познавательный интерес детей.
Игры проводятся у детей в вне и во время занятий.
Формы работы: групповая и индивидуальная.
Для проведения игровых упражнений и игр используются разные наглядные материалы, такие как:
- карточки, сюжетные и предметные картины, игрушки, «Кольцо Луллия», «Карты Проппа», «Морфологическая таблица» и т. д.
Во время игр надо подбадривать ребенка. Если что-то не получается, внушить ему, что это не страшно, что следующий раз обязательно получиться.
Понятно, что у каждого разное восприятие: некоторые нуждаются в повторном разъяснении материала, его обработке. И в этом могут помочь родители.
ЛИТЕРАТУРА
1. Альтшуллер Г. С., Вяткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. - Минск: Беларусь, 1994. - 97 с.
2. Белобрыкина О. Почему ТРИЗ «буксует» в детских садах // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 2. - С. 2.
3. Выготский Л. С. Лекции по психологии. - СПб. : Союз, 1999. - 144 с.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. : В 6 т. - М. : Педагогика, 1982. - Т. 2. - 361 с.
5. Выготский Л. С. Развитие речи и мышления // Собр. соч. : В 6 т. - М. : Педагогика, 1983. - Т. 6. - С. 254-273.
6. Гальперин П. Я. Введение в психологию : учебное пособие для вузов. - М. : Кн. дом Университет, 1999. - 332 с.
7. Гудкович И. Я. Методические пособия по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. - Ульяновск, 1996. - 109 с.
8. Детская практическая психология : Учебник / Под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. - М. : Гардирики, 2000. - 255 с.
9. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников : Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграев, Е. В. Родина и др. : Под. ред. Л. Г. Нисканен. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 97 с.
10. Мышление дошкольника / Н. Н. Поддъяков. Научно-исследовательский ин-т дошкольного воспитания Акад. Пед. Наук СССР. - М. : Педагогика, 1977. - 271 с.
11. Немов Р. С. Психология : В 3 кн. - Кн. 2: Психология образования. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 608 с.
12. Никашин А. И., Страунинг М. А. Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитии фантазии. - Ростов – на – Дону, 1993. - 69 с.
13. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка : [перевод]. - СПб. : Союз, 1997. - 250 с.
14. Психолог в детском саду / Венгер Л. А., Агаева Е. Л., Бардина Р. И. и др. - М. : ИНТОР, 1995. - 64 с.
15. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддъякова, А. Ф. Говорковой; Науч. -исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1985. - 200 с.
16. Саввинов А. В. Логические законы мышления. - Л. : ЛГУ, 1958. - 370 с.