Приложение МААМ

План самообразования «Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр»

Татьяна Коробова
План самообразования «Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное образовательное дошкольное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №111» г. Казани

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая МАДОУ №111

___ / Ф. Ф. Насыйрова/

«___»___2019года

План самообразования

воспитателя

Коробовой Татьяны Владимировны

на 2019-2024 годы

Казань 2019

Личная карта

Дата рождения: 02.07.1977

Образование (когда и какое учебное заведение окончил) : Диплом о высшем образовании

ФИО: Коробова Татьяна Владимировна

Дата рождения: 02.07.1977

Публикация «План самообразования „Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр“» размещена в разделах

Образование (когда и какое учебное заведение окончил) : Диплом о высшем образовании.

Частное учреждение высшего образования «Институт государственного администрирования», г. Москва.

Диплом Бакалавра 1877050580295; документ о образовании и квалификации., регистрационный номер 4255; дата выдачи 07.07.2017год

Специальность по диплому: Психолог

Место работы: Муниципальное автономное образовательное дошкольное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №111» г. Казани

Занимаемая должность: Воспитатель

Дата назначения на должность:

Общий стаж трудовой деятельности:

Педагогический стаж: 4

Квалификационная категория, дата присвоения:

Курсы повышения квалификации:

Ф И О:Коробова Татьяна Владимировна

Специальность: воспитатель

Образование: высшее

Стаж педагогической работы: 4 года

Квалификационная категория: не имею

Курсы повышения квалификации: нет

Дата начала работы над темой: Октябрь 2019

Предполагаемая дата окончания работы: апрель 2024

Тема: Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр.

Немецкий психолог, философ В. Штерн в своих исследованиях, говорит о том, что уже с полуторогодовалого возраста у ребенка пробуждается понимание того что каждая вещь имеет своё название. Дальнейшие его исследования показывают, что после появления речи и накопления названий предметов, понимания действий происходящего приводят к интеллектуализации сознания и развитию его знаковой природы.

В отечественной литературе огромный вклад в исследование символических функций внес Л. С. Выготский, им был введен анализ структуры, функционирования и развития психических процессов понятия «знак», под которым он понимал искусственны е средства, включаемые человеком в психологическую ситуацию. Согласно Л. С. Выготскому средства напрямую воздействуют на весь процесс поведения, знаки перестраивают структуру деятельности, психических процессов, превращая их в системы.

Ряд исследований проведенных под руководством отечественных ученых П. Я. Гальпирина, Д. Б. Эльконина, В. В Давыдова, Л. А. Венгра говорят, что освоение детьми различных средств, приводит к осознанию и овладению психическими функциями, появлениями новообразований. Преобладающее значение несет в себе развитие мышления.

Актуальность. Развитие логического мышления позволяет ребенку научиться свободно, ориентироваться в окружающем мире, повышает продуктивность и результативность деятельности. Одна из первых задач которую должен постичь ребенок – это научиться наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения. Приобретая и развивая, формы логического мышления, как способы познавательной деятельности, необходимых для решения широкого круга умственных задач, несущих в себе дальнейшее развитие интеллекта ребенка. Сформированность у детей элементарных приемов логического мышления является условием успешного обучения в начальной школе. "Учитесь мыслить, играя" - говорил известный психолог Е. Заика, разработавший целую серию игр, направленных на развитие мышления. Игра и мышление - эти два понятия стали основополагающими в современной системе математического развития дошкольников. Но практическая работа показывает, что целенаправленному формированию логических приемов мышления дошкольников в процессе их познавательной деятельности уделяется недостаточно внимания в дошкольном образовании. Недостаточно часто используются возможности игры, а именно игра как ведущий вид деятельности стимулирует умственное развитие дошкольника, создает условия для развития логического мышления.

Возникает противоречие между необходимостью развития логических приемов мышления дошкольников в процессе познавательной деятельности, с одной стороны, и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы на основе использования возможностей игры в решении этой задачи в условиях ДОУ, с другой стороны.

Из данного противоречия возникает, как и каким образом построить систему педагогической работы по развитию логических приемов мышления дошкольников на основе использования дидактических игр и упражнений.

Цели:

определение уровня развития мышления в разных возрастных периодах

научить ребёнка мыслить, используя знания о связях между явлениями, выстроенные на их основе суждений и понятий

формирование предпосылок к развитию мыслительных операций

создание предпосылок для дальнейшего развития математических способностей

Задачи:

Изучение научно-педагогической и методической литературы, изучить теоретическое обоснование использования развивающих игр и упражнений на формирование логического мышления детей дошкольного возраста.

Создать предпосылки для активной познавательной деятельности и экспериментирования на основе действий с предметами, природными материалами, играми, дидактическим материалом

Формировать представления о систематизации образования логической последовательности в играх;

Способствовать развитию речи, учить детей высказывать простые суждения на основе действий и умозаключений;

Учить первым логическим операциям : группировке (классификации по одному признаку) предметов одной формы, цвета, размера; группировке по общему признаку; по признакам математического характера; абстрагированию; обобщению и классификации.

Формировать логические мыслительные операции с помощью дидактических игр соответствующих возрастным особенностям.

Создавать условия для оптимальной предметно – развивающей среды по формирования логического мышления дошкольников.

Совершенствовать формы взаимодействия с родителями по вопросам математического развития через внедрения в практику активных форм взаимодействия: проведение практикумов, круглых столов, открытых занятий, детско – родительских гостиных.

Планирование работы

пн Содержание работы Сроки выполнения

1 Повысить собственный уровень знаний путё м изучения необходимой литературы:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Приказ МОиН РТ от 23.04.2014 г. № 2295/14 О внедрении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Постановление от 15 мая 2013 года № 26 Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

2 Изучение литературы, связанной с совершенствованием профессионального мастерства

Выступления, открытые мероприятия по теме самообразования

Заседания МО С октября 2019- апрель2023г

3 Разработка и реализация перспективного планирования и внедрения занятий по теме самообразования 2019 – 2023г

4 Проведение исследования на мышленияе :

- Методика Р. С. Немова «Что здесь лишнее?»(Образно-логическое мышление, умственные операции обобщения и анализа)

- Методика Н. А. Бернштейна «Последовательность событий». (Исследование развития логического мышления, способности к обобщению, речи).

- Методика «Четвертый лишний». (Обобщение понятий на основе определенного признака).

- Методика «Раздели на группы». (Оценка образно-логического мышления ребенка). 2019 г

5 Консультации для педагогов и родителей:

- «Способы и методы поддержки инициативы ребенка современном детском саду»

- «Логические игры дома и в детском саду»

- «Этапы развития мышления ребенка»

Проведение НОД, с использованием игрового занимательного материала «Головоломки из счетных палочек»(карточки-схемы) 2019- 2020г

6 Публикация статьи: «Развитие образно – логического мышления дошкольника в условиях современного дошкольного образования» 2020г

7 Изготовление пособий по работе с детьми по теме самообразования :

- Методические рекомендации

- Памятки и брошюры для родителей и педагогов

- Изготовление игр для работы с детьми 2020г

8 Подбор и введение в практику Авторских игр по развитию логического мышления

2020г

9 Разработка проекта «Путешествие в страну всезнаек» 2020г

10 Семинар для родителей «Дидактические игры как способ развития мышления» 2020г

11 Проект авторских игр по теме самообразования

Работа с детьми в свободной деятельности с применением игр на развитие внимания, восприятия и памяти,

на развитие речи и интеллектуальное развитие 2021г

12 Оформление папки передвижки: «Развивающие игры»

Консультация для родителей «Развивающая головоломка «Танграм»

Статья в родительский уголок по теме самообразования 2021г

13 Семинар практикум для педагогов по авторским играм 2021г

13 Проведение КВН

Консультация для родителей «Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте»

Наглядный материал в родительский уголок по теме консультации 2022г

14 Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».

2022г

15 Открытое занятие по

- Развитию умственных и речевых способностей с помощью словесных игр (Пример «Расселили птиц», «Ассоциации», «Придумай предложение»).

Консультация и наглядный материал в родительский уголок «Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников». 2022 – 2023г

16 Открытый семинар практикум по - Работе с обучающими тетрадями

Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала» 2023г

17 Представление игрового материала по авторским играм «Мастерская дошколёнка»

Выход темы:

Картотека «Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения дошкольников» 2023г

18 Выступление на педсовете. 2023г

19 Оформление отчета о проделанной работе 2023г

Литература

1 1. Безруких М. М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. – М. : Дрофа, 2001.2.

2 Белошистая А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// ---Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9.

3 Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников : пособие для педагогов дошк. учреждений - М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 296 с.

4 Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. -Т. 2.-М., 1979 (Память и мышление : 118-341).

5 Бондаренко А. К. «Словесные игры в детском саду». Пособие для воспитателей детского сада. Изд. 2-е, испр. и дополн. - М. : Просвещение, 1997.

6 Гринявичене, Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды - М., 2006. – 311

7 Е. А. Носова, Логика и математика для дошкольников

8 3. Журнал «Воспитатель ДОУ» практический журнал. – М. : ТЦ СФЕРА, 2009.

9 Загвязинский В. И., Закирова А. Ф. Педагогический словарь: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений - М. : Издательский центр «Академмия», 2008 - 352 с.

10 Л. В. Воронина, Н. Д. Суворова, Знакомим дошкольников с математикой

4.

11 Левитес В. В. Развитие логического и алгоритмического мышления дошкольника // Начальная школа плюс до и после - 2006. №9 -с. 15-23

12 Маклаков А. Г. Общая психология : Учебник для вузов. - СПб. : Питер, 2008. - 583 с.

13 Немов Р. С. Психология : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: 5-е изд. - М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 687 с

14 Павелко Н. Н., Павлов С. О. Психология и педагогика Учебное пособие для высшей школы / ВУЗы / издательство: КНОРУС. 2012 г. - 495 с.

15 Педагогическая библиотека/ Педагогика/ Российский федеральный портал. - З. А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников : Кн. для воспитателя дет. сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010.;

16 Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов - М. : ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

17 Рубцов В. В., Юдина Е. Г. Современные проблемы дошкольного образования // Психологическая наука и образование. 2010. №3.

18 Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М. : Издательский центр «Академия», 2007 г. - 576 с.

19 Смирнова Е. О. Детская психология. -- М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. -- 366 с.

20 Тихомирова Л. Ф. Логика. 5-7 лет. - Ярославль: Академия,2000.

5.

21 Тихомирова Л. Ф. Развивающие игры, задания, упражнения. М. 2003 г.

6.

22 7. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995.

8.

23 Федеральный государственный стандарт дошкольного образования

24 Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология : Психическое развитие ребёнка до поступления в школу. – М., 2002.

Публикации по теме:

Развитие ассоциативно-образного и логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих игр Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни. И, поскольку развитие современного общества.

Конспект по ФЭМП использованием дидактических игр на развитие логического мышления «Путешествие в Математическое Королевство» «Путешествие в Математическое Королевство» Программное содержание: - продолжать формировать у детей старшей группы представление о порядковом.

Презентация «Развитие логического мышления и воображения посредством использования игры «Квадрат В. В. Воскобовича» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами, как во время НОД использую игры В. В. Воскобовича. Деткам это очень нравиться, но вот на что следует.

Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр» Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога.

План самообразования «Развитие технического творчества дошкольников посредством LEGO конструирования» План самообразования «Развитие технического творчества и познавательных интересов дошкольников посредством LEGO конструирования»Цель: развитие.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по математике посредством дидактических игр «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по математике посредством дидактических игр и упражнений».

Развитие логического мышления у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья посредством эвристических заданий ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АНЖЕРО-СУДЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Соловьёва А. Б. Развитие логического.

Родительское собрание на тему «Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений» Родительское собрание № 2. Тема «Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений». Время проведения: февраль.

Самообразование «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Умка» Тема самообразования «Развитие логического.

План самообразования «Сенсорное развитие детей 2–3 лет посредством дидактических игр» Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры» Введение: Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План самообразования «Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр»
Опубликовано: 4 октября 2019 в 22:05
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План самообразования «Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Коробова (УИ 622925) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД