Татьяна Коробова
План самообразования «Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное образовательное дошкольное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №111» г. Казани
УТВЕРЖДАЮ
Заведующая МАДОУ №111
___ / Ф. Ф. Насыйрова/
«___»___2019года
План самообразования
воспитателя
Коробовой Татьяны Владимировны
на 2019-2024 годы
Казань 2019
Личная карта
Дата рождения: 02.07.1977
Образование (когда и какое учебное заведение окончил) : Диплом о высшем образовании
ФИО: Коробова Татьяна Владимировна
Дата рождения: 02.07.1977
Публикация «План самообразования „Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Образование (когда и какое учебное заведение окончил) : Диплом о высшем образовании.
Частное учреждение высшего образования «Институт государственного администрирования», г. Москва.
Диплом Бакалавра 1877050580295; документ о образовании и квалификации., регистрационный номер 4255; дата выдачи 07.07.2017год
Специальность по диплому: Психолог
Место работы: Муниципальное автономное образовательное дошкольное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №111» г. Казани
Занимаемая должность: Воспитатель
Дата назначения на должность:
Общий стаж трудовой деятельности:
Педагогический стаж: 4
Квалификационная категория, дата присвоения:
Курсы повышения квалификации:
Ф И О:Коробова Татьяна Владимировна
Специальность: воспитатель
Образование: высшее
Стаж педагогической работы: 4 года
Квалификационная категория: не имею
Курсы повышения квалификации: нет
Дата начала работы над темой: Октябрь 2019
Предполагаемая дата окончания работы: апрель 2024
Тема: Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр.
Немецкий психолог, философ В. Штерн в своих исследованиях, говорит о том, что уже с полуторогодовалого возраста у ребенка пробуждается понимание того что каждая вещь имеет своё название. Дальнейшие его исследования показывают, что после появления речи и накопления названий предметов, понимания действий происходящего приводят к интеллектуализации сознания и развитию его знаковой природы.
В отечественной литературе огромный вклад в исследование символических функций внес Л. С. Выготский, им был введен анализ структуры, функционирования и развития психических процессов понятия «знак», под которым он понимал искусственны е средства, включаемые человеком в психологическую ситуацию. Согласно Л. С. Выготскому средства напрямую воздействуют на весь процесс поведения, знаки перестраивают структуру деятельности, психических процессов, превращая их в системы.
Ряд исследований проведенных под руководством отечественных ученых П. Я. Гальпирина, Д. Б. Эльконина, В. В Давыдова, Л. А. Венгра говорят, что освоение детьми различных средств, приводит к осознанию и овладению психическими функциями, появлениями новообразований. Преобладающее значение несет в себе развитие мышления.
Актуальность. Развитие логического мышления позволяет ребенку научиться свободно, ориентироваться в окружающем мире, повышает продуктивность и результативность деятельности. Одна из первых задач которую должен постичь ребенок – это научиться наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения. Приобретая и развивая, формы логического мышления, как способы познавательной деятельности, необходимых для решения широкого круга умственных задач, несущих в себе дальнейшее развитие интеллекта ребенка. Сформированность у детей элементарных приемов логического мышления является условием успешного обучения в начальной школе. "Учитесь мыслить, играя" - говорил известный психолог Е. Заика, разработавший целую серию игр, направленных на развитие мышления. Игра и мышление - эти два понятия стали основополагающими в современной системе математического развития дошкольников. Но практическая работа показывает, что целенаправленному формированию логических приемов мышления дошкольников в процессе их познавательной деятельности уделяется недостаточно внимания в дошкольном образовании. Недостаточно часто используются возможности игры, а именно игра как ведущий вид деятельности стимулирует умственное развитие дошкольника, создает условия для развития логического мышления.
Возникает противоречие между необходимостью развития логических приемов мышления дошкольников в процессе познавательной деятельности, с одной стороны, и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы на основе использования возможностей игры в решении этой задачи в условиях ДОУ, с другой стороны.
Из данного противоречия возникает, как и каким образом построить систему педагогической работы по развитию логических приемов мышления дошкольников на основе использования дидактических игр и упражнений.
Цели:
определение уровня развития мышления в разных возрастных периодах
научить ребёнка мыслить, используя знания о связях между явлениями, выстроенные на их основе суждений и понятий
формирование предпосылок к развитию мыслительных операций
создание предпосылок для дальнейшего развития математических способностей
Задачи:
Изучение научно-педагогической и методической литературы, изучить теоретическое обоснование использования развивающих игр и упражнений на формирование логического мышления детей дошкольного возраста.
Создать предпосылки для активной познавательной деятельности и экспериментирования на основе действий с предметами, природными материалами, играми, дидактическим материалом
Формировать представления о систематизации образования логической последовательности в играх;
Способствовать развитию речи, учить детей высказывать простые суждения на основе действий и умозаключений;
Учить первым логическим операциям : группировке (классификации по одному признаку) предметов одной формы, цвета, размера; группировке по общему признаку; по признакам математического характера; абстрагированию; обобщению и классификации.
Формировать логические мыслительные операции с помощью дидактических игр соответствующих возрастным особенностям.
Создавать условия для оптимальной предметно – развивающей среды по формирования логического мышления дошкольников.
Совершенствовать формы взаимодействия с родителями по вопросам математического развития через внедрения в практику активных форм взаимодействия: проведение практикумов, круглых столов, открытых занятий, детско – родительских гостиных.
Планирование работы
пн Содержание работы Сроки выполнения
1 Повысить собственный уровень знаний путё м изучения необходимой литературы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Приказ МОиН РТ от 23.04.2014 г. № 2295/14 О внедрении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Постановление от 15 мая 2013 года № 26 Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
2 Изучение литературы, связанной с совершенствованием профессионального мастерства
Выступления, открытые мероприятия по теме самообразования
Заседания МО С октября 2019- апрель2023г
3 Разработка и реализация перспективного планирования и внедрения занятий по теме самообразования 2019 – 2023г
4 Проведение исследования на мышленияе :
- Методика Р. С. Немова «Что здесь лишнее?»(Образно-логическое мышление, умственные операции обобщения и анализа)
- Методика Н. А. Бернштейна «Последовательность событий». (Исследование развития логического мышления, способности к обобщению, речи).
- Методика «Четвертый лишний». (Обобщение понятий на основе определенного признака).
- Методика «Раздели на группы». (Оценка образно-логического мышления ребенка). 2019 г
5 Консультации для педагогов и родителей:
- «Способы и методы поддержки инициативы ребенка современном детском саду»
- «Логические игры дома и в детском саду»
- «Этапы развития мышления ребенка»
Проведение НОД, с использованием игрового занимательного материала «Головоломки из счетных палочек»(карточки-схемы) 2019- 2020г
6 Публикация статьи: «Развитие образно – логического мышления дошкольника в условиях современного дошкольного образования» 2020г
7 Изготовление пособий по работе с детьми по теме самообразования :
- Методические рекомендации
- Памятки и брошюры для родителей и педагогов
- Изготовление игр для работы с детьми 2020г
8 Подбор и введение в практику Авторских игр по развитию логического мышления
2020г
9 Разработка проекта «Путешествие в страну всезнаек» 2020г
10 Семинар для родителей «Дидактические игры как способ развития мышления» 2020г
11 Проект авторских игр по теме самообразования
Работа с детьми в свободной деятельности с применением игр на развитие внимания, восприятия и памяти,
на развитие речи и интеллектуальное развитие 2021г
12 Оформление папки передвижки: «Развивающие игры»
Консультация для родителей «Развивающая головоломка «Танграм»
Статья в родительский уголок по теме самообразования 2021г
13 Семинар практикум для педагогов по авторским играм 2021г
13 Проведение КВН
Консультация для родителей «Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте»
Наглядный материал в родительский уголок по теме консультации 2022г
14 Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».
2022г
15 Открытое занятие по
- Развитию умственных и речевых способностей с помощью словесных игр (Пример «Расселили птиц», «Ассоциации», «Придумай предложение»).
Консультация и наглядный материал в родительский уголок «Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников». 2022 – 2023г
16 Открытый семинар практикум по - Работе с обучающими тетрадями
Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала» 2023г
17 Представление игрового материала по авторским играм «Мастерская дошколёнка»
Выход темы:
Картотека «Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения дошкольников» 2023г
18 Выступление на педсовете. 2023г
19 Оформление отчета о проделанной работе 2023г
Литература
1 1. Безруких М. М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. – М. : Дрофа, 2001.2.
2 Белошистая А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// ---Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9.
3 Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников : пособие для педагогов дошк. учреждений - М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 296 с.
4 Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. -Т. 2.-М., 1979 (Память и мышление : 118-341).
5 Бондаренко А. К. «Словесные игры в детском саду». Пособие для воспитателей детского сада. Изд. 2-е, испр. и дополн. - М. : Просвещение, 1997.
6 Гринявичене, Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды - М., 2006. – 311
7 Е. А. Носова, Логика и математика для дошкольников
8 3. Журнал «Воспитатель ДОУ» практический журнал. – М. : ТЦ СФЕРА, 2009.
9 Загвязинский В. И., Закирова А. Ф. Педагогический словарь: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений - М. : Издательский центр «Академмия», 2008 - 352 с.
10 Л. В. Воронина, Н. Д. Суворова, Знакомим дошкольников с математикой
4.
11 Левитес В. В. Развитие логического и алгоритмического мышления дошкольника // Начальная школа плюс до и после - 2006. №9 -с. 15-23
12 Маклаков А. Г. Общая психология : Учебник для вузов. - СПб. : Питер, 2008. - 583 с.
13 Немов Р. С. Психология : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: 5-е изд. - М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 687 с
14 Павелко Н. Н., Павлов С. О. Психология и педагогика Учебное пособие для высшей школы / ВУЗы / издательство: КНОРУС. 2012 г. - 495 с.
15 Педагогическая библиотека/ Педагогика/ Российский федеральный портал. - З. А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников : Кн. для воспитателя дет. сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010.;
16 Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов - М. : ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
17 Рубцов В. В., Юдина Е. Г. Современные проблемы дошкольного образования // Психологическая наука и образование. 2010. №3.
18 Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М. : Издательский центр «Академия», 2007 г. - 576 с.
19 Смирнова Е. О. Детская психология. -- М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. -- 366 с.
20 Тихомирова Л. Ф. Логика. 5-7 лет. - Ярославль: Академия,2000.
5.
21 Тихомирова Л. Ф. Развивающие игры, задания, упражнения. М. 2003 г.
6.
22 7. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995.
8.
23 Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
24 Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология : Психическое развитие ребёнка до поступления в школу. – М., 2002.