Воронова С А
Развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Для развития зрительных ощущений используют разнообразные игры со светооптическими волокнами «Сухой дождь», воздушно-пузырьковая колона «Стелла» с шариками воздуха в трубке, ковер «Звездное небо», проектор «Цветовые пятна», панно «Бесконечность», безопасное настенное зеркальное панно с подсветкой из фиброоптических волокон, интерактивная панель
«Колокольчик», декоративный настольный фонтан, наборы геометрических фигур и др.
Публикация «Развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Зрительное восприятие — это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее они отражают раздражители. Основной объем информации об окружающем мире ребенок получает благодаря зрению. Зрительное восприятие — комплексный процесс, включающий различные структурные компоненты: произвольность, целенаправленность, зрительно-моторные координации, навыки зрительного обследования, аналитико-синтетическую деятельность зрительного анализатора, объем, константность восприятия. Педагогу-психологу следует помнить, что оптимальное сочетание объема словесной и наглядной информации, многократно выполняемые упражнения по каждой из перечисленных выше позиций стимулируют и совершенствуют зрительное восприятие детей. При этом вербализация производимых действий способствует закреплению полученных представлений.
Игровые задания на коррекцию и развитие зрительного восприятия :
направлены на формирование активного и дифференцированного характера восприятия, его целостности и константности.
Наложенные изображения: предъявляются 3-5 контурных изображения, наложенные друг на друга: цифры, геометрические фигуры, буквы, предметы. Необходимо назвать все изображения.
Зашумленные изображения: предъявляются контурные изображения предметов, букв, цифр, геометрических фигур, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать.
Парные изображения: предъявляют два изображения, внешне похожие друг на друга, имеющие до 5-10 мелких отличий. Требуется их найти.
Точечное изображение: предлагаются изображения предметов, геометрических фигур, букв, цифр, выполненных в виде точек. Необходимо назвать данные изображения.
Перевернутые изображения: предлагаются схематические изображения предметов, букв, цифр, геометрических фигур, повернутые на 180°. Требуется их назвать.
Упражнения на развитие зрительной ориентировки при восприятии цвета, формы, величины.
Упражнение «Найди пару»
Цели: формирование представлений о цвете, форме, величине предметов путем сличения; развитие слухового внимания.
Ход упражнения Психолог предлагает детям набор геометрических фигур разной формы, величины, цвета. Каждому ребенку выдается образец, к которому он должен найти пару. При повторении упражнения психолог постепенно увеличивает количество геометрических фигур.
Упражнение «Найди»
Цель: закрепление умения выделять цвет, форму, величину предметов по заданию; развитие слухового внимания и слуховой памяти.
Ход упражнения Психолог дает каждому ребенку задания типа: «Возьми красный предмет и дай его мне», «Возьми треугольник и положи его на стульчик» и т. д. При повторении упражнения психолог постепенно усложняет задания, включая в них несколько инструкций: «Возьми красный маленький треугольник», «Дай Мишке зеленый квадрат и маленький синий шар» и т. д.
Дошкольный период является сензитивным для всех детей, в том числе и для детей с разными нарушениями в развитии - различными по характеру и глубине отклонениями в развитии сенсорной сферы, а также речевого и интеллектуального развития. Эти особенности приводят к затруднениям познания детьми с ОВЗ окружающего мира и к ограничению средств их общения с другими людьми, порождают трудности в их социальной и школьной адаптации. Многие исследователи в области психологии и педагогики подчеркивают важность развития сенсорной сферы у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Развитие сенсорной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья служит залогом более успешного развития их психической сферы в целом.