Вотрина Анна
Развитие зрительно-моторной координации у детей с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Зрительно - моторная координация, что это?
Зрительно – моторная координация – это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.
Зрительно – моторная координация является важнейшей функцией в развитии изобразительной деятельности, в формировании элементарных графических умений, необходимых для усвоения письма.
Регуляция изобразительных движений осуществляется на основе двигательного анализатора, с участием зрительного.
Публикация «Развитие зрительно-моторной координации у детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Опыт работы доказывает, что дети, а особенно с ТНР испытывают затруднения в рисовании, в овладении навыками письма.
Это обусловлено слабостью мелкой моторики пальцев рук, недостаточно сформированными навыками зрительно – двигательной координации, а также произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти. Все эти нарушения в дальнейшем отрицательно сказываются на усвоении детьми школьной программы. У ребенка могут быть хорошо развиты зрительные и моторные умения, но если он не способен их координировать вместе, то и процесс обучения становится очень затруднен, а то и невозможен. Многие исследователи считают, что интеллект и достижения в обучении основываются на сенсомоторном развитии, т. е. на восприятии, зрительно – моторной координации. Также ученые отмечают, что неразвитость двигательных координации, зрительного восприятия приводят к развитию негативно – напряженного состояния ребенка в обучении, являются в дальнейшем причиной дисграфии (нарушение письменной речи).
Из – за нарушения зрительно – моторных функций у детей с речевой патологией затруднено формирование автоматизированного движения руки. Вследствие чего, нарушены точность и быстрота, координированность движений, затруднено и невозможно быстрое и плавное воспроизведение предложенных движений. Дети неловки в самообслуживании, в лепке, затрудняются в конструировании изображений, в преобразовании фигур и овладении графическими навыками.
В чем причина этих трудностей? В их основе лежат нарушения функционирования мозга. Это дети, родившиеся от неблагополучно протекавшей беременности, имевшие родовые травмы, серьезные заболевания на первом году жизни и ранние органические поражения мозга. Из – за особенностей состояния их нервной системы у них труднее и длительнее вырабатываются и закрепляются двигательные навыки, особенно в области тонких движений. Значительную часть составляют неуравновешенные, возбудимые, излишне подвижные дети. У них чаще можно наблюдать при рисовании и письме неправильное положение пальцев, всей руки, тела. Специфические трудности при рисовании, письме, чтении могут возникнуть при нарушении зрительного восприятия. Речь идет не о нарушениях зрения, а о мозговой организации восприятия зрительных образов. При обучении ребенка на первый план выступают те области зрительного восприятия, которые непосредственно влияют на процесс обучения.
Среди них – константность восприятия – т. е. относительное постоянство восприятия цвета, формы, величины и другие свойства предметов. Благодаря этому свойству зрительного восприятия мы всегда отличим круг, как бы он не был изображен: большой или маленький; белый, красный, или черный, также и буква “А” всегда будет для нас буквой “А” каким бы шрифтом или размером она не изображалась.
“У детей патология зрительного восприятия приводит не только к нарушению наглядного отражения внешнего мира, но и разрушает основу для формирования всех других психических процессов, которые строятся на базе наглядно – образной деятельности“ отмечал известный ученый Л. С. Выготский.
Как определить недостатки зрительно-моторной координации.
1. Слабо развита мелкая моторика пальцев рук.
2. Тремор рук.
3. Жесткая фиксация кисти при рисовании (о чем свидетельствует изображение очень маленьких предметов).
4. Очень медленный темп рисования, письма.
5. Напряженное сжимание пишущего предмета, вследствие чего сильный нажим при рисовании, письме.
6. Неспособность провести прямую линию без отрыва карандаша.
7. Трудности формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (геометрической фигуры, буквы, цифры).
Точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, овладеть графическими умениями помогает рисование. Рисование имеет много общего с письмом. В ходе освоения рисования и письма происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета (при рисовании, знака (при письме) и его графическим изображением, начертанием, регулируется усилие руки при нажиме. Итак, постепенно происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений во время рисования зрительных образов, воспринимаемых при этом, рука как бы “учит глаз”.
Известный ученый И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Учитывая трудности у детей – логопатов, а именно слабость мелкой моторики пальцев рук, незрелость навыков зрительно – двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти необходимо как можно раньше проводить коррекционную работу по развитию зрительно – моторной координации, по подготовке руки ребенка к письму. Следует учесть, что и общая моторная недостаточность ребенка усложняет моторную операцию письма.
Чем же в этом случае мы можем помочь детям, как облегчить им овладение письмом?
Письмо является сложной формой речевой деятельности, а овладение навыками письма длительный и трудоемкий процесс, включающий выполнение тонких и координированных движений руки и хорошо развитого зрительного восприятия.
Готовя детей к письму надо развить механизмы необходимые для его осуществления, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и, прежде всего ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма.
Еще известный педагог В. А. Сухомлинский писал: “Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для их взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее”.
Работа по подготовке детей к письму включает ряд взаимосвязанных моментов:
1. Развитие ручной умелости : это изготовление поделок, работа с пластилином, с соленым тестом, плетение из бумаги, ткани, тесьмы. Проводить работу с ножницами, т. к. вырезывание из бумаги развивает глазомер. Различные игры с песком, водой, мелкой мозаикой, конструктором, волчками помогают в уверенности, ловкости и согласованности движений кистей рук. Развить функцию руки помогут массажные упражнения пальцев, ладошек и пальчиковые игры, которые необходимо включать ежедневно в утреннюю артикуляционную гимнастику и в вечернюю коррекционную работу воспитателя.
2. Развитие пространственной ориентации детей на листе бумаги, в общих направлениях движения (слева – направо, сверху – вниз, вперед – назад и т. д.).
Необходимо включать также следующие виды работ:
а) прослеживание за направлением сверху – вниз, снизу – вверх, справа – налево, слева – направо;
б) прослеживание прямых, ломанных, извилистых линий.
Игровые упражнения можно проводить на фланелеграфе, магнитной доске, на листах бумаги. Развивать пространственную ориентировку помогут игры “Куда ускакал зайчик?” (двигать фигурку зайчика в разных направлениях на доске, “Где сидит бабочка?”.
В дальнейшем (в старшей группе) задания усложняются, включая различные графические упражнения. Этот вид работы можно включать как элемент занятия в тетрадях по математике.
Развитию пространственного анализа помогают задания на дифференциацию правых и левых частей тела (прежде всего рук). Закрепляя понятия “правая” и “левая” рука у детей вырабатываются условные зрительно – двигательные связи, обеспечивающие выделение правой руки, как ведущей.
3. Развитие у детей чувства ритма, умение согласовывать темп и ритм движения, слово и жест. Овладевание письмом связано с освоением чувства ритма. Его развитию способствуют игры на координацию речи с движением – это считалки, скороговорки. Считалки произносятся в разном темпе, в результате чего меняется быстрота движения руки. Подобные игры концентрируют внимание, развивают двигательные навыки и память.
Положительно влияет на развитие зрительно – двигательной функции инсценирование руками стихов, заучиваемых на занятиях по развитию речи.
4. Развитие изобразительных и графических умений детей. В процессе изобразительной деятельности у детей развиваются графические умения, прямо связанные с письмом, они учатся точно соизмерять движения руки, подчиняя их зрительному контролю. А также графически фиксируют движение, при котором одновременно учатся расслаблять руку от плечевого сустава к кисти и мышцы ладони и пальцев.
Все виды изобразительной деятельности помогают развить зрительно – моторную координацию. Рисуя узоры, орнаменты дети учатся правильно определять направление линий и движения руки (сверху – вниз, слева – направо и т. д., познают приемы расположения элементов на плоскости. Тщательное вырисовывание прямых и кривых линий, полуовалов и овалов, занимательные рисунки пробуждают интерес к рисованию, вырабатывают ритмичность движений.
Уже в 3 – 4 года детям доступно использование мазков, линий, штрихов, точек. Их надо учить создавать простые графические образы, заполнять ими пространство листа бумаги в виде “дорожек”, “извилистых линий”, “ленточек”, “ниточек”, “столбиков”, “проводов”.
Выработать согласованную, координированную деятельность анализаторов помогут рисунки, такие как обведение детских ладошек, кулачков, которые с помощью взрослого можно превратить в веселые картинки, оживить, дорисовав детали – клюв цыпленку, гребешок петушку или же создать веселые рожицы.
Рисуя круг, овал можно превратить их в “волшебный кружок”, придав форму ежика или черепахи, рыбки, репки. Такие занимательные игры – рисунки желательно проводить уже во второй младшей группе.
Особое место в коррекционной работе по развитию зрительно – моторной функции, в развитии графических умений отводится штриховке.
Этот вид деятельности не всегда доступен детям – логопатам, вызывает много неудач и слез.
Штриховка является средством развития согласованных действий зрительных и двигательных анализаторов, укрепление двигательного аппарата пишущей руки.
Интересные книжки – раскраски помогут пробудить детский интерес, желание штриховать. Используя трафареты с различными фигурами, дети учатся обводить фигуры, а затем можно штриховать не только параллельными отрезками, но и волнистыми, и круговыми линиями, полуовалами, и петлями.
Раскрашивание рисунков включает несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движений :
1) раскрашивание короткими частыми штрихами;
2) раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;
3) центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);
4) штриховка длинными параллельными отрезками: горизонтальными, вертикальными, диагональными.
Основные направления штриховки: сверху – вниз, слева – направо, снизу – вверх.
Необходимо учить детей закрашивать предметы тщательно, ровно, аккуратно, не спешить и не выходить за пределы контура. А также для обучения штриховки лучше иметь альбомы на каждого ребенка.
Во избежание переутомления детям можно предлагать раскрашивать одну картинку по очереди.
Можно использовать “рамки” вкладыши Монтессори, которые готовят детей к овладению рисованием и письмом, вырабатывают умение владеть карандашом, дают “твердость руки”.
Благоприятным условием для развития ориентировки в микропространстве, развития мелкой моторики пальцев рук, совершенствования зрительно – моторной координации и выработке элементарных графических навыков письма является тщательное вырисовывание прямых и кривых линий и их комбинаций.
Графические упражнения лучше выполнять в тетрадях с крупной клеткой.
Детей знакомят с тетрадью, ее разлиновкой, рабочей строкой, учат выполнять задание в ограниченном пространстве – клетке и обводят ее.
При знакомстве с тетрадкой можно загадать загадку “Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита”.
Рассматривая тетрадь, надо обратить внимание на то, что она состоит из обложки и листов. Листы имеют две стороны – станицы. Страницы имеют линии (разлиновки) сверху – вниз и слева – направо, которые образуют квадраты.
Предложите детям провести указательным пальцем правой руки по линиям сверху – вниз и слева – направо. А также показать нижнюю часть листа, верхнюю, середину, правую, левую сторону.
Перед началом работы в тетрадях надо рассказать детям о посадке за столом при выполнении задания, положении рук, пишущей руки, как должны двигаться пальцы и кисть при выполнении элементов, о положении карандаша (ручки) и тетради. Важно научить детей правильно держать в руке ручку, карандаш.
Первоначальными графическими упражнениями могут быть вертикальные и горизонтальные прямые линии разной длины, которые можно превратить в увлекательные игры в “дорожки”, “рельсы”, “заборчики”, “дождик”.
Учась обводить каждую клеточку цветным карандашом и трудная работа превращается в интересную игру. Клеточки можно заштриховать, это будут квадратики – из них получаются кирпичики для постройки дома, а добавив сверху треугольник – это уже дом. Выполняя усердно задание дети становятся строителями.
Рисуя волнистые линии, дуги, круги, овалы дети изображают морские волны, ручейки, прыжки зайчиков, плавающих рыбок, клубочки.
В дальнейшем можно перейти к упражнениям “составь узор по точкам”, “дорисуй узор”, “дорисуй незаконченный рисунок”, “дорисуй недостающие детали в рисунке”. Старшим дошкольникам предложить письмо букв по шаблонам.
Дорисовка орнаментов, картин является сложным видом работы для детей. Поэтому лучше дать детям готовые образцы и кальку. Сначала они обводят образец через кальку, а когда рука станет уверенной можно рисовать орнаменты самостоятельно.
Можно иначе выполнить задание – предложить образец рисунка, выполненный простым карандашом, а ребенок обводит его цветным карандашом, фломастером или ручкой.
Такая поэтапная система игр – упражнений развивает свободу движений, чувство пространства, концентрацию внимания, а главное – развивает зрительно – моторную координацию.
Занимательные игры – упражнения постепенно готовят детей к написанию букв, цифр облегчают усвоение навыков письма будущих школьников.
Работу по развитию элементарных графических навыков письма с 5 – 6 - летками целесообразно проводить по 7 – 10 минут как часть занятия по математике. Для развития графических навыков желательно иметь доску, на которой дети могли бы писать мелом, цветными мелками.
Чтобы коррекционная работа по развитию зрительно – моторной функции была эффективней и результативной необходимо занимательные игры – упражнения включать как часть занятия по ИЗО, а также регулярно в вечернюю коррекционную работу с опорой на лексические темы. В средней группе – использовать обведение трафаретов, шаблонов и штриховку. Старшим детям выполнять графические упражнения, используя детские прописи “Кошкины прописи”, “Мишкины прописи”.
Развивая функцию руки необходимо ежедневно проводить пальчиковые игры в утренние часы во время проведения артикуляционной гимнастики, включать в занятия, а также после дневного сна, не забывая и о массажных упражнениях для рук.
Литература:
1. Ж. “Дошкольное воспитание” №4, 96 г., стр. 80 – 84, Н. Федосова “Готовим ребенка к письму”.
2. Ж. “Дошкольное воспитание” №5, 98 г., стр. 12 – 16, К. Утехина “Развитие графических навыков письма у дошкольников”.
3. Ж. “Развитие и коррекция” №1.
4. Н. В. Новоторцева “Учимся писать. Обучение грамоте в д/с”.
5. “Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР”, стр. 171 - 174.
6. Т. И. Бабаева “У школьного порога”, стр. 86 – 108.