Елена Кострицына
Развитие зрительно-двигательной координации у детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать
Целостное восприятие предмета является важным условием ориентировки ребенка в окружающем предметном мире. Целостное восприятие лежит в основе многих жизненно важных видах деятельности – предметной, игровой, трудовой, изобразительной.
Развитие восприятия у детей с нарушением интеллекта имеет значительные отличия от нормально развивающихся детей. В исследованиях А. А. Катаевой, Е. А. Стребелевой, Т. Н. Головиной отмечается, что у умственно отсталых детей формирование целостного образа задерживается, и без коррекционного воздействия оно не происходит до конца дошкольного возраста. Помочь детям увидеть мир с его разнообразием, обнаружить множество ярких и красочных предметов, заметить похожие свойства в разных предметах и разные в одном, отличить один предмет от другого, быстро найти нужный предмет в окружающей их обстановке – решение этих проблем актуально и сегодня.
Публикация «Развитие зрительно-двигательной координации у детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одной из причин, затрудняющих развитие восприятия, является нарушение или недоразвитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики руки.
Зрительно-моторная координация – это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов. Иными словами, зрительно-моторная координация представляет собой согласованность, ритмичность и точность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.
Тема исследования развития зрительно- двигательной координации у детей дошкольного возраста раскрывается в работах А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, М. Е. Хватцева, С. Н. Цейнтлин, С. В. Черных, А. А. Потапчук. Исследования отечественных физиологов отмечают связь развития рук с интеллектуальным развитием ребенка. Обследование специалистами зрительно-двигательной сферы умственно отсталых детей выявили следующие закономерности:
• Мышечная напряженность;
• Нарушение общей, мелкой моторики;
• Общая скованность и замедленность выполнения движений;
• Дискоординация движений;
• Нарушение ориентировки в пространстве (листе бумаги);
• Замедленность в освоении новых движений;
• Отсутствие ведущей руки.
Работой по развитию зрительно-двигательной координации занимаюсь с младшей группы. Группу посещают 13 детей: 10 детей с нарушением интеллекта, 2 ребенка с расстройством аутистического спектра, 1 ребенок с синдромом Дауна. Общее у детей группы – это стойкое необратимое нарушение интеллектуального и психического развития. При обследовании зрительно-моторной координации выявилось: дети навыками владеют в разной степени. Трое из всей группы детей выполняли движения точно, уверенно. Во второй группе дети проявляли торопливость, не отслеживали взором движения своей руки, движения их были быстрыми, размашистыми. Эти дети не могли работать медленно, сосредоточенно. Для третьей группы характерны заторможенность, вялость. Движения их руки были скованны, напряжены, очень замедленны. Многие из детей неправильно держали карандаш.
В работе использую следующие упражнение для развития зрительно-моторных координаций:
Рисование пальчиком знакомит с окружающим миром, формирует познавательный интерес, улучшает мелкую моторику и тактильное восприятие, стимулирует мыслительную способность, развивает речь, память, концентрацию внимания. Развивает умение координации движения рук, формировать умение рисовать точки пальчиками, развивать мелкую моторик.
Обведи предметы на картинках точно по линиям, не отрывая пальчик от бумаги развивает мелкую моторику рук, пространственное восприятие, учит ребенка проводить линии по готовым контурам. Развивает навык правильно держать в руке карандаш, умение четко по линии обводить рисунок.
Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Упражнения и игры для пальчиков являются эффективным средством для развития речевой функцией и общей двигательной системой. Игры развивают внимательность, зрительную память, зрительно-пространственную ориентировку.
Дидактические игры развивают тонкую моторику пальцев, подражание движениям рук, понимание речи, развитие силы и мышц кистей рук, развивает согласованние движений пальцев обеих рук.
Выкладывание узоров из мозаики в соответствии с образцами во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость. Данные игры формируют пространственное представление, умение складывать большое из мелких деталей.
Игры со счётными палочками способствует развитию пространственных представлений, координации и сообразительности, развивают тонкие дифференцированные движения пальцев, а так же соотносящие движения рук.
Упражнения с прищепками развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.
Игры с конструктором лего способствуют развитию восприятия цвета, формы, величины, пространственной ориентировки и мелкой моторики рук. Желательно приобрести несколько разных видов конструкторов, чтобы принцип соединения деталей был различным.
Откручивание и закручивание крышек от пластиковых бутылок позволяет зрительно определять их местоположение и подбирать крышки по цвету и величине, развиваются соотносящие действия рук, воспитывается усидчивость и интерес к обучению.
Игры шнуровки развивают пространственную ориентировку, улучшает координацию движений, гибкость кисти, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера.
Лабиринт развивает произвольное внимание (обьем, распределение, переключение, устойчивость) наблюдательность, глазомер, образное мышление, зрительно-пространственную память, сформировывать координацию движений руки и глаза, тонкую моторику кисти руки, умение ориентироваться на плоскостях разной величины.
Графо-моторные упражнения развивают мелкую моторику рук, четкость и точность движений, зрительно-пространственные представления, скоординированных движений кистей рук, усидчивость, аккуратность, сосредоточенность.
Дорисовывание картинок развивает внимание, зрительную и двигательную координацию, мелкую моторику, восприятие целостного предмета.
Обведение рисунков по контуру и соединение по точкам развивает мелкую моторику, координацию движений, глазомер, целостное восприятие предметов, внимание, наглядно-образное мышление, речь.
Раскрашивание и штриховка развивает мелкую моторику, зрительно – моторную координации, воображения, восприятие, внимания, усидчивость, аккуратность, чувств прекрасного в своей работе.
Продолжение рисунка укрепляет и развивает мелкую моторику, зрительно – моторную координацию, формирует и корригирует выполнение разных видов рисовальных движений неотрывным движением руки: зигзагообразные, волнообразные, дугообразные, завиток, кудряшки и т. д.
В ходе коррекционной работы дети охотно откликались на все предложенные игры и игровые упражнения, проявляли заинтересованность к играм, с удовольствием рисовали по точкам, обводили по трафаретам, определяли недостающие у предмета детали и восстанавливали целостное изображение путем наложения на предмет – образец. Маленькие стишки, песенки, приговорки помогали детям развивать речь.
Появились успехи в графо-моторном развитии: дети научились держать карандаш, обводить близко к контуру изображения предметов, закрашивать, не заходя за контур.
Стали проявлять интерес к занятиям, эмоционально откликаться на полученные результаты.
Научились самостоятельно выполнять работу по самообслуживанию.
Однако по-прежнему остаются актуальными задачи по развитию целостного восприятия предметов, зрительно-моторных функций, развития мелкой моторики руки.
Литература:
1) Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М. : Просвещение, Владос, 1995.
2) Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение: психологические основы развивающего обучения / Н. И. Чуприкова. — М., 1994.
3) Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: книга для педагога-дефектолога / Е. А. Стребелева. — М., 2001.
4) Белоус, А. Н. Развитие интеллектуально-познавательной сферы у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов, педагогов-психологов дошк. учреждений / А. Н. Белоус. — Минск, 2002.