Елена Шевченко
Развитие эмпатии у дошкольников посредством драматизации донских сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие эмпатии у дошкольников посредством драматизации донских сказок
«Три чувства есть у человека:
Тоска, сочувствие и смех»
А. С. Пушкин
Еще задолго до появления термина «эмпатия» А. С. Пушкин определил сущность души человеческой. Сочуствие это то, что выделяет нас в категорию «человек». Развить эмпатию у дошкольников можно на богатом опыте народных сказок которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение. Сказка играет роль психотерапии, потому что каждый ребёнок находит в ней своё собственное решение жизненных проблем.
Публикация «Развитие эмпатии у дошкольников посредством драматизации донских сказок» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Эмпатия. Развитие эмпатии
- Темочки
Не так давно была замечательная традиция читать детям на ночь сказки. Сейчас, к сожалению, она почти утеряна. Жизнь заставляет родителей проводить много времени на работе и вернувшись им не хватает сил на своих детей. Но ведь именно в дошкольном возрасте ребёнок открывает для себя мир и сам открывается миру, поэтому наши действия должны быть направлены на то, чтобы помочь детям научиться жить среди других людей, быть эмоционально отзывчивыми, способными к сопереживанию.
Казачество – один из самых интересных и самобытных этносов на территории нашей страны, старинная ветвь восточных славян, народ, существовавший, по выражению Карамзина, ещё «задолго до Батыева нашествия».Всегда возникает вопрос: «Как в доступной и увлекательной форме рассказать о жизненном укладе и быте наших предков; приобщить ребят к интересным народным обычаям и традициям?» Трудно понять, а тем более представить ребенку то, что он не видел, не ощущал. Решение было найдено. Помогли театральные игры, которые позволили в доступной форме решить эту проблему.
В развитии эмпатии у дошкольников большую роль играет способность чувствовать персонажа, его эмоциональное состояние. Для отработки навыка понимания эмоций (своих и сверстников) дети в игровой форме демонстрируют различные эмоциональные состояния и отгадывают изображенные другими эмоции и чувства.
Работая над мимикой учу по выражению лица (глазам, бровям, губам) определить настроение человека: обида, радость, грусть.
Предлагаю с помощью мимики показать реакцию на воображаемое событие (представь что тебя угостили яблоком а оно оказалось кислым, съел сладкую конфету)
Работая над позой мы играли в игру «Море волнуется» и затем просила объяснить детей почему они выбрали именно эту позу. Очень полезны и такие задания: когда вы предлагаете детям найти такую позу которая сделала образ кошки, лисы, птицы, Бабы Яги легко узнаваемым.
Работая над жестами, начинаем с простых сценических заданий: жестом показать состояние или ощущение человека (любовь, улице холодно и ты замерз, обжег руку и тебе больно, как жизнь, взгляд вдаль); следующее упражнение включает несколько действий (мою посуду, рисую красками, пришиваю пуговицу).
Чтобы передать в своей речи различные чувства и переживания ребенку необходимо овладеть интонационными средствами выразительности. Работа над развитием этого качества ведется путем подражания. Я рассказываю детям выразительно стихотворение и прошу повторить, после этого обязательно надо похвалить. В Работе над паузой можно использовать пословицы: Кудри завивай да про дело не забывай. Предлагаю детям произнести одну и туже фразу с разной интонацией как это делают дети вы увидите.
Создание спектакля с детьми — очень увлекательное и полезное занятие. В подготовке спектакля участвуют узкие специалисты. Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей.
Первый этап: выбор пьесы и деление ее на эпизоды.
Перед детьми разложены карточки обратной стороной, считалкой выбираем ребенка, который будет выбирать карточку. Какую карточку ребенок выбрал ту сказку или рассказ будем инсценировать. Предлагаю детям придумать сюжет до начала постановки. Далее происходит деление пьесы на эпизоды, придумывают им название. Например: «Жизнь деда и бабки», «На рынке», «Приготовление омлета», «Необычное предложение». Предлагаю детям придумать сюжет до начала постановки. Далее происходит деление пьесы на эпизоды, придумывают им название. Например: «Жизнь деда и бабки», «На рынке»,, «Необычное предложение».
Второй этап: переход собственно к тексту пьесы.
На этом этапе работу с детьми проводит педагог психолог. В этот период уточняются обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, почему, зачем) и подчеркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (Для чего? С какой целью).
Третий этап начинает собственно работу над выразительностью речи
Работать над выразительностью речи помогает логопед.
Добиваясь выразительности и четкости речи, надо выявлять речевые харак-теристики героев. Очень важно добиваться взаимодействия с партнерами, умения слышать и слушать друг друга и соответственно менять свое поведение. Работает над темпом, ритмом, произношением звуков и фраз.
Четвертый этап: знакомство детей с музыкальными произведениями, которые будут звучать в спектакле.
Подбирать музыкальное оформление помогают музыкальные руководители. Вместе с детьми прослушивают отрывки из музыкальных произведений и подбираю те которые наиболее точно подходят для эпизодов и сцен.
Пятый этап: подготовка декораций
Самый непродолжительный по времени. В этот период проходят репетиции всей пьесы целиком. Если до этого дети действовали в условных декорациях, с условными предметами (большие кубы, стулья, палки, платочки, флажки, то теперь используются подготовленные для спектакля декорации, бутафория и реквизит, а также элементы костюмов, которые помогают в создании образа.
Шестой этап: премьера спектакля
Премьера — это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. Также можно проводить повторные показы спектакля со сменой состава участников И здесь главная наша задача — раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям.
Важным условием успешности работы в данном направлении, является создание предметно пространственной развивающей среды.
Для развития любознательности и исследовательского интереса детей в зоне театрализованной деятельности находится разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряжений, разные виды кукольного театра. В группе оборудован «уголок уединения» где ребенок может побыть один прорепетировать какую – либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации к спектаклю. Также учтены полоролевые интересы детей уголки для мальчиков и девочек.
Работа над постановкой спектакля способствует развитию эмпатии в дошкольном возрасте и учит детей не быть равнодушными к окружающим. В этот период закладываются качества, делающие человека человеком, проявляются индивидуальные черты. Поэтому эмпатия является одним из необходимых условий формирования эмоционального состояния детей. А это прежде всего устойчивость к стрессам, гармония интеллектуальной, волевой сфер деятельности. Ребенок, научившийся сочувствовать и помогать людям, проявлять терпение и эмпатию, успешно адаптируется в коллективе школьников и имеет все предпосылки к успешной реализации.
Мы с воспитанниками детского сада драматизировали сказки «Зеркало», «Казак и лиса», «Жемчуг и поручни», «Каша из топора».