Эльвира Максимова
Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством игр в куклы
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
посредством игр в куклы.
В соответствии с ФГОС одним из важнейших навыков социальнокоммуникативного развития личности дошкольника является способность сопереживать окружающим. Поэтому важно в детях развивать такие высшие человеческие эмоции, как сопереживание и сочувствие, т. е. эмпатию. Именно в дошкольном детстве закладываются основы эмпатии, эмоционально-нравственной культуры личности.
Публикация «Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством игр в куклы» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Эмпатия. Развитие эмпатии
- Темочки
Вопросами изучения эмпатии в разное время занимались такие отечественные и зарубежные ученые как: Т. П. Гаврилова, Ю. Б. Гиппенрейтер, 5 В. Н. Лозоцева, А. Маслоу, Г. И. Метельский, Т. А. Немчин,И. Г. Осухова, К. Роджерс, Е. В. Субботский, В. Франкл, Т. Х. Шингаров, А. Э. Штейнемц и др. Несмотря на имеющиеся исследования в современной психологии, феномен эмпатии и ее формирование у дошкольников является недостаточно изученным.
Эмпатия — это способность узнавать, понимать чувства других людей и сопереживать им. Склонный к эмпатии человек реагирует на чувства и эмоции окружающих, при этом, человек как бы «влезает» внутрь другого человека и переживает его эмоции как свои собственные. Не всегда эмпатия означает, что будут предприняты какие-либо действия, оказана помощь тому, кому сопереживают. Чаще всего проявление эмпатии остаётся на уровне понимания чувств, эмоций и их глубины.
Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития эмпатии, что вызвано преобразованием непосредственного эмоционального реагирования ребенка в форму эмпатииного переживания, обусловленного опытом нравственных ценностей и отношений. У детей 5–6 лет формируются усложненные формы эмоционально-смыслового оценивания, осуществляемые как в плане непосредственного восприятия, так и в представлениях и воображении. У детей сопереживание, являясь одним из главных механизмов воспитания чувств, основой нравственного поведения, имеет специфические особенности. Если для детей младшего дошкольного возраста (3–4 года) характерно понимание только простых эмоций – радость, страх, печаль и злость, то для детей старшего дошкольного (5–6 лет) спектр эмоциональных переживаний расширяется– обида, стыд, вина, а к 7 летнему возрасту становится доступным понимание и сложных эмоций – отвращения, презрения, а также удивления.
Способность к сочувствию и сопереживанию у детей больше всего развивается в игровой деятельности. Именно в игре ребенок может занять место переживающего и, выполняя игровые действия, продемонстрировать разнообразные варианты взаимоотношений с людьми. В игре у ребенка проявляются самые разнообразные эмоции: радость, восторг, удивление и т. д.
Игра помогает детям развивать эмпатию и навыки обработки социальной информации. А игра с куклой позволяет детям развивать эмпатию и навыки обработки социальной информации в большей степени, чем при самостоятельной игре на планшете, даже когда если ребенок играет в куклы один.
Кукла выступает воплощением мира детства, детской субкультуры. В современной психологии роль куклы рассматривается в различных аспектах. Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает вместе с куклой события собственной и чужой жизни в различных её проявлениях, преодолевает страхи и делиться своими секретами. Кукла – обобщённое подобие (образ) человека, выполненное из различных материалов. Кукла для ребенка – идеальный друг и товарищ по игре, с которым можно делиться радостями и трудностями.
В игре с куклой ребёнок говорит за куклу, проговаривает её действия, и в этом проговаривании ребёнок в образе куклы может проигрывать свою жизнь или какие-то ярко за понимающиеся моменты. А так же в игре с куклой ребёнок может проецировать какие-то внутренние переживания, страхи, тревогу и проигрывает их. Так же он, идентифицируясь с куклой, может приписывать ей какие-либо качества, которыми не обладает сам, например, смелость.
Таким образом, делая анализ, можно сказать, что игра с куклой – сильнейшее средство для развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Вместе с куклой ребенок проживает свои радости, ссоры и обиды. Проигрывание ситуаций с куклой – это ее облегченное проживание. В игре ребенок может справиться с ситуаций, прожить ее заново, избавится от тревожности, она находится под его контролем, и он может найти пути решения и может выразить свою эмоцию в наружу.
Дети с высоким коэффициентом эмпатии лучше учатся, легко идут на контакт с учителем и сверстниками. Они в целом чаще способны принимать верные решения и умеют предотвратить жестокое обращение со стороны сверстников.