Марцинкевич Ангелина
Развитие эмоциональный отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие эмоциональный отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности
Музыкальный руководитель: Марцинкевич Ангелина Александровна
МОБУ «СОШ «Кудровский ЦО №2» ДО №1; ДО №3
г. Санкт-Петербург
Публикация «Развитие эмоциональный отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Аннотация. Статья посвящена развитию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в певческой деятельности. Актуальным является то, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников недостаточно используются возможности музыки, певческой деятельности, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. Статья раскрывает систему работы музыкального руководителя по данному направлению.
Ключевые слова: дошкольник, музыка, искусство, эмоции, чувства, певческая деятельность, игра
Эмоциональная сфера детей наиболее благоприятно развивается в дошкольном возрасте. Взаимодействие детей с искусством помогает ребенку понимать свои собственные эмоции и чувства, выражать их звуками, красками, движениями, словом.
Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей остается важной и актуальной. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполняется впоследствии.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (п. 2.6.) говорится о развитие ценностно - смыслового восприятия произведений музыкального искусства.
Мною была изучена методическая литература в области применения певческой деятельности в вопросе воспитания эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста. Работы известных педагогов-музыкантов Э. Б. Абдуллиной, Д. Б. Кабалевского, О. П. Радыновой, Н. А. Ветлугиной, и др.
После изучения трудов которых, была поставлена
цель: развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста в процессе певческой деятельности.
Цель реализовывалась через ряд задач.
1. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости на музыкальное песенное произведение в словах, мимике, движениях, игре на музыкальных инструментах, детском творчестве
2. Способствовать развитию умения передавать эмоциональный характер песни
3. Развивать интерес к певческой деятельности у старших дошкольников
4. Обогатить РППС по музыкальному воспитанию дидактическими играми и пособиями, обеспечивающих развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников.
5. Повышать компетенцию воспитателей в вопросе формирования певческих навыков у детей, как одно из средств воспитания эмоциональной отзывчивости старших дошкольников посредством музыки.
6. Способствовать партнерским отношениям с семьями воспитанников в вопросах формирования эмоциональной отзывчивости детей посредством певческой деятельности.
Данная работа была выстроена по следующим направлениям:
Организация взаимодействия с детьми по развитию эмоциональной отзывчивости в процессе певческой деятельности
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды
Взаимодействие с педагогами дошкольного учреждения
Взаимодействие с семьями воспитанников
Реализация взаимодействия с детьми состояла из трё х этапов:
1 этап направлен на развитие эмоционального и слухового компонентов музыкальности ребенка.
Задача: Побудить эмоциональный интерес к песне, желание ее выучить и исполнять
Важно, чтобы дети почувствовали настроения, переданные в музыке, высказались о характере песни в целом, смене настроении в ее частях. Свои музыкальные впечатления о прослушанной песни дети передают с помощью театра настроений.
На 2 этапе начинается разучивание песни (на протяжении 3-5 занятий).
Задача: Овладение певческими навыками, и воспроизведение эмоциональной выразительности песни.
На этом этапе большую роль приобретают упражнения: пение попевок, потешек и считалок, пение мелодии с желанием, спокойно, с правильным дыханием, естественно без крика. Для того, чтобы дети быстро запомнили песню, помогаю вопросами («Как начинается первый куплет?», «О чем поется во втором? «Какой куплет тебе нравится больше всего?»).
3 этап — закрепление
Задача: Свободное исполнение песенного репертуара, передавая эмоциональность и отзывчивость на песню.
Большое значение для закрепления певческих навыков и эмоциональной отзывчивости имеют игры с пением, а также пение с игрой на музыкальных инструментах. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, вызывает положительный эмоциональный отклик на деятельность и содержание песенного произведения. Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность, помогать детям, освобождаться от напряжения, стеснения, как результат - положительный эмоциональный отклик ребёнка.
Мною проводилась фронтальные и подгрупповые занятия, индивидуальная работа, совместная и самостоятельная песенная деятельность, направленная на развитие эмоций. Это исполнение русской народной песни «Зима» (с солистом, распевание «Поезд», пение по цепочке, музыкально-ритмические движения с использованием атрибутов, использовалась театральная деятельность и др.
Предлагаемый подход к работе по воспитанию эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в процессе певческой деятельности обеспечивает создание образовательной среды, основанной на личностно-ориентируемом подходе, реализуемой через игры и игровое оборудование, игровые приемы, что в наибольшей степени способствует развитию певческих навыков и в полной мере соответствует требованиям ФГОС ДО. Мною был создан «Лэпбук эмоций», «Мое песенное настроение. Музыкально - дидактические игры: «Эмоциональные рукавички», «Театральные этюды», «В гостях у песенки». Была собрана аудиотека «Мелодии природы». В своей работе я широко использую ИКТ: мультимедийные презентации, интерактивные игры и викторины, что вызывает у детей положительные эмоции и интерес.
Развитии эмоциональной отзывчивости у детей в процессе певческой деятельности - это деятельность, реализующаяся в системе. Поэтому работа проводится в сотворчестве с воспитателями, которые организуют и проводят с детьми следующую работу: работа с дикцией детей, артикуляционная гимнастика, разучивание чистоговорок и скороговорок, речевые игры и упражнения, развивающие игры голосом и т. д.
Родители являются первыми воспитателями своих детей. Нам важно, что бы они были нашими партнерами. Для них мною проводятся консультации: «Развиваем эмоции в песне», «Охрана детского голоса», «Пойте на здоровье», «Мелодии для самых маленьких», «Колыбельные песни – лирика материнства». По просьбе родителей размещаю тексты разучиваемых песен. Привлекаем родителей к совместным праздникам, досугам, тематическим мероприятиям. Регулярно размещаю информацию о музыкальном воспитании детей на сайте детсада.
Можно сделать вывод о результате проделанной работы:
1. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на музыкальное песенное произведение в словах, мимике, движениях, игре на музыкальных инструментах, детском творчестве
2. Дети при пении передает интонационно эмоциональную отзывчивость на произведение, эмоциональный характер песни
3. Поют спокойным естественным голосом, выразительно и музыкально
4. Сформировалось умение инсценировать песню, проявляя творчество
5. Дети проявляют интерес к песенному творчеству, исполняют песни с удовольствием; не только на музыкальных занятиях, а также на прогулке, во время образовательной деятельности в группе на физкультминутке, в режимных моментах, в игровой деятельности
Закончить статью хотела бы словами великого педагога В. А. Сухомлинского «Если в детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута ни какими другими средствами».
Используемая литература
1. Выродова И. Музыкальные игры в жизни особого ребенка. «Музыкальный руководитель» № 5 – 2012
2. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренаж [88-90 c]. – СПб. : Лань, 1996. – 192 с.
3. Журнал «Музыкальный руководитель» №5 2007г. С. Мерзлякова статья «Планирование и уровневая оценка музыкального развития детей дошкольного возраста». Москва: Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2007
4. Кацер О. В «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», С-П -2005г
5. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника. М., Просвещение, 1985.
6. М. Ю. Картушина Вокально-хоровая работа в детском саду - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010
7. Тарасова К. В. Музыкальная работа и руководство ее в дошкольном учреждении. Музыкальный руководитель № 1 – 2007