Татьяна Дунаева
Развитие эмоциональной сферы ребенка средствами театрально-игровой педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей.
Группы, в которых я работаю, состоят из 12-14 человек. В группу входят дети 5–6 и 6-7 летнего возраста, в основной массе, не имеющие каких – то отклонений в развитии. Название групп: «Колокольчик», «Снежинка», «Пчелка».
Публикация «Развитие эмоциональной сферы ребенка средствами театрально-игровой педагогики» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В свои группы мы принимаем всех детей без предварительного отбора. И сами группы формируются произвольно, т. е. случайно.
В своей работе я столкнулась с проявлением различных черт характера, с присутствием разного опыта эмоционального поведения воспитанников. В моих группах были дети с ярко выраженными особенностями поведения: шумные и пассивные, зажатые, демонстративные и закомплексованные.
Наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что их гармоничному развитию препятствует недостаточное развитие именно эмоциональной сферы. Поэтому работа, направленная на развитие различных эмоций, стала для меня первостепенной.
Взвесив возможности различных педагогических ресурсов, я выбрала для себя театральную деятельность как мощный фактор развития эмоциональной сферы дошкольников, которая помогает развитию коммуникативных способностей, усвоению новых требований и правил, коррекции личностных черт детей. С помощью театра дети нравственно и эмоционально обогащаются, познают окружающий мир, себя и других людей, реализуются творчески.
Театрализованная деятельность, помогает сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведённого вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.
Для достижения поставленной цели, эффективного решения задач особо актуальным является создание насыщенной среды в группе. В связи с этим, мною был оформлен уголок «Мир театра», включающий в себя:
ТСО, наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии).
Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.
Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, шапочки, маски, разнообразные виды театров : би – ба – бо, настольный, пальчиковый, конусный, на банках, на прищепках, на платочках, варежковый театр).
Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови меня одним словом», «Настроение» и др.).
Это позволит оптимально организовать регламентированную и самостоятельную активность дошкольников в группе.
Для развития театрализованной игры, я использую современную методическую литературу, где содержится много практического материала в помощь педагогу : Е. В. Мигунова «Театральная педагогика в детском саду». В сборнике подобраны игры и упражнения на развитие пластики и мимики, элементы логоритмики и артикуляционной гимнастики, пальчиковые игротренинги, скороговорки на развитие дикции, игры на развитие интонационной выразительности, театральные этюды, игры – драматизации, музыкальные игры, пантомимы, элементы танцев.
Театральные игры пронизывают :
1. Режимные моменты. Непосредственно образовательную деятельность, самостоятельную деятельность, продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты). Во время занятий я включаю театрализованную игру, как игровой приём и форму обучения детей. Так, на занятии по математике в гости приходит Петрушка, Карлосон, Доктор Айболит который умеет считать, и дети объясняют ему правила математики.
2. Часть занятия по разным видам деятельности. (музыкальному воспитанию, изобразительной, речевой и т. д.) и как специальное занятие по родному языку и социальному миру, сюжетно – ролевых играх.
К планированию театрализованной деятельности каждый педагог может подойти творчески, но в соответствии с возрастными особенностями детей.
Театрализованная деятельность 5-6 летнего возраста представляет собой игру с куклой (игрушкой, знакомство с первыми сюжетами, участие в несложных образных импровизациях. С помощью педагога разыгрываются песенки, потешки, небольшие сценки.
Для насыщения детей художественными впечатлениями я чаще показываю игровые сюжеты: инсценировки с использованием настольного театра, театра мягкой игрушки, на фланелеграфе, пальчикового театра. Деятельность направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации; формирование желания участвовать в игровых драматических миниатюрах.
У дошкольников 6-7 лет игра – драматизация становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя. В работе с детьми старшего дошкольного возраста я использовала:
1. Разыгрывание сказок, сценок – ролевые диалоги по иллюстрациям:
• Конспект занятия «Подводный мир русалки».
• Конспект занятия по предмету «Мир вокруг нас» на тему иллюстрация к русской народной сказке «Колобок
2. Спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми («Новогодняя сказка», «В подарок Деду морозу» и мамам к 8 Марта) :
• Праздник 8 марта.
3. инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют разные роли:
• Е. Серова «Солнце в доме».
Заключение.
Таким образом, театрализованная творческая игра является частью воспитательно – образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребёнка – дошкольника, его сознания. Ребёнок учится действовать, подчиняя свои действия определённому образцу, правилу поведения, учиться жить, проживая жизни своих героев, анализируя их поступки, учится на их ошибках.
В процессе организации театрализованной игры у детей складываются и осознаются, непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, развиваются организаторские умения и навыки. Через театрализованную игру дети освоили :
Невербальные средства общения (жесты, мимику, движения);
Речь детей стала более связной, выразительной, обогатился словарный запас, уровень коммуникативных способностей стал выше по сравнению с началом года;
Дети научились выражать свои эмоции и понимать чувства других.
Таким образом, театрализованная игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребёнка. Театрализованная игра является прототипом будущей серьёзной деятельности – жизни.
Особенно важным считаю организацию сотрудничества с семьей. В связи с этим разработан план взаимодействия с родителями, включающий анкетирование, консультации по вопросам социально – личностного развития дошкольников, беседы, оформление наглядной агитации. Только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечения успешности организуемой работы. Таким образом, успешное решение задач по развитию эмоциональной сферы дошкольников через театральную деятельность возможно при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса (педагогов, детей, родителей, которое даст возможность получить положительный результат в педагогической деятельности. Применения комплекса средств, методов, форм, создания предметно – развивающей среды, диагностики