Татьяна Гицевич
Развитие «эмоционального мира» ребенка через работу малого фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональная жизнь ребёнка начинается в младенчестве, рядом со взрослым он испытывает удовлетворение, радость ликования, чувствует тепло, заботу и понимание, а значит развивается значительно лучше.
Эмоции ребенка многообразны. Они не возникают сами по себе, а формируются под влиянием среды, в которой ребенок оказался.
Публикация «Развитие „эмоционального мира“ ребенка через работу малого фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В возрасте 2- 3х лет у ребенка происходит значительное изменение в эмоциональной жизни, развивается познавательный интерес. Наблюдаются яркие эмоциональные реакции, появляющиеся в мимики движениях, оттенках голоса.
Гармоничное развитие эмоциональной сферы возможно только при условии бережного подхода к формированию чувств маленького ребёнка с учётом психофизических особенностей каждого возрастного этапа. Согласно правилам народной педагогики, что бы воспитывать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека в ребёнке необходимо поддерживать радостные эмоции. Что мы и стараемся делаем с детьми в процессе совместной деятельности с помощью фольклора.
Познавательные эмоции пронизывают все сферы жизнедеятельности детей. Учитывая и высокую потребность двигательной активности, рекомендуется играть с ними в подвижные игры (лично двигаться, бегать, прыгать и лазить; игры с мячом и обручем, театрализованные игры -представления, игры- хороводы.
Все эти игры развивают у детей необходимый запас эмоций и впечатлений. Но нам хотелось бы рассказать о значимости использования в своей совместной деятельности с детьми элементов устного народного творчества. Через этот вид деятельности мы формируем творческую активную личность, способную воспринимать и чувствовать красоту, любить, стремиться к истине, благородству, умению пробуждать в душе стыд, гнев, сочувствие и т. д.
Сказки, песни, потешки, загадки, поговорки, считалки являются незаменимым средством в нашей работе. Особенно важно обращение к фольклору в первые дни появления ребёнка в детском саду (в период адаптации). Дети в первые дни скучают, плохо кушают, плачут. Здесь полезны уговорушки:
Мы поскачем, скачем, скачем
Скачем на лошадке!
Мы совсем уже не плачем,
Всё у нас в порядке!
Ваня слёзки прячет-
Больше он не плачет!
Ещё в своей работе часто используем потешку, выразительно произнося её. Она быстрее помогает установить контакт с ребёнком.
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожиё?
Андрюшенька- хороший,
Андрюшенька- пригожий.
У ребёнка поднимается настроение, будет и дальнейший положительный настрой в игре. Обращение к устному народному творчеству должно быть постоянным. Ребёнок вслушиваясь в потешки не только овладевает новым запасом слов, но и начинает эмоционально "жить", активизируя своё внимание на речь педагога.
Существует много разных потешек по своему смыслу и содержанию. Мы их называем "на все случаи жизни" и стараемся использовать в своей работе. При ознакомлении с природой и природными явлениями или просто на природе мы используем потешки: "Дождик, дождик", "Солнышко- вёдрышко", "Бабочка-коробочка"и др. При воспитании навыков культурного поведения, навыков труда, используем пословицы и поговорки: "Когда я ем -я глух и нем", "Сделал дело- гуляй смело".
Положительные эмоции у детей вызывает и слушании музыки, пение песен коллективом, колыбельные песни:
Баю, баю, баюшок,
Кладу Машу на пушок-
На пуховую кровать,
Будет Маша крепко спать.
Использование загадок в своей работе- это замечательный материал для развивающих игр- занятий. Играя, мы обращаемся и к загадкам, к прибауткам, дразнилкам, небылицам и другим видам фольклора, которые помогают открыть для детей занимательный и яркий мир творчества народа.
Для привлечения внимания в своей работе мы используем разнообразные приё мы: слуховое внимание, зрительные эффекты, а также рисование на глазах у детей, ряженье.
Все эти формы и приёмы - прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребёнка в смехе, веселье, радости, что способствует раскрытию индивидуальных возможностей и способностей ребёнка.
Литература:
1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: ТЦ "Учитель",2014
2. Павлова Л. Н. ,Волоснова Е. Б. Ранее детство: Познавательное развитие (Методическое пособие). - М. : "Мозаика- Синтез" "Сфера",2016.