Папки-передвижки

Развитие эмоционального интеллекта в игровой деятельности

Дарья Курочкина
Развитие эмоционального интеллекта в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Во ФГОС ДО одним из приоритетных направлений образовательной области социально-коммуникативного развития, является развитие эмоционального интеллекта. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства. В последние годы увеличивается число детей с эмоциональной

неустойчивостью (враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка не только с окружающим миром, но и с окружающими людьми

Форма проявления эмоций

• Пассивная (замирание от страха)

• Активная (убегание)

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм, ценностей, принятых в обществе;

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; Становление самостоятельности;

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Существует два вида интеллекта :

Социальный и эмоциональный интеллект

Социальный интеллект – это способность понимать других людей и действовать или поступать мудро в отношении других людей Способность приспосабливаться индивида к человеческому бытию (Д. Векслер)

Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать и корректно выражать свои эмоции, а также понимать чувства других людей.

Эмоциональный интеллект для старшего дошкольного возраста, определяется как готовность ребёнка к эмпатическому взаимодействию, позитивное регулирование речевого поведения и речевой деятельности.

Пять главных составляющих эмоционального интеллекта

• самосознание

• самоконтроль

• эмпатия

• навыки отношений

• мотивация

Структура эмоционального интеллекта представлена на слайде.

• Осознанная регуляция эмоций

• Понимание (осмысление) эмоций

• Различение (распознавание) и выражение эмоций

• Использование эмоций в мыслительной активности

Развитие эмоционального интеллекта идет с разной скоростью. Нет единой линейной модели, по которой можно было бы определить, в какой мере он должен быть развит у ребенка к определенному возрасту. Тем не менее психологи выделяют ключевые точки на пути от чисто сенсомоторного восприятия к дружбе и импульсивному контролю.

Развитие эмоционального интеллекта происходит в несколько этапов:

1 этап: диагностический

2 этап Идентификация эмоций;т. еребенок принимает поведение, характеристики или ценности другого человека

3 этап Использование эмоций для повышения эффективности мышления;

4 этап Понимание эмоций;

5 этап Управление эмоциями

Итак, I Этап развития эмоционального интеллекта: диагностический

тест «Красивый рисунок»

Предлагаем детям выбрать одну из трех мандал (круг, квадрат или треугольник) и даем раскрасить их определенными цветами, которые должны быть у каждого ребенка.

Цвета : красный, черный, белый, коричневый, зеленый, голубой, фиолетовый, желтый, розовый, оранжевый.

Обработка результатов: Ориентируемся на обилие цвета в мандале, по нему делаем вывод об эмоциональном состоянии ребенка.

II Этап развития эмоционального интеллекта : идентификация эмоций Знакомить детей с эмоциями : радостью, злостью, горем, гневом, страхом, удивлением.

Игра «Выбери девочку»

Цель: развитие произвольности, наблюдательности, воображения.

Описание игры: Дети выбирают из предложенных картинок с изображениями веселой, грустной, испугавшейся, злой девочки наиболее подходящую к тексту каждого из предложенных стихотворений А. Барто: Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка,

Со скамейки слезть не смог,

Весь до ниточки промок.

Чтение книг: обсуждение персонажей и их чувств помогает детям развивать эмпатию и распознавать эмоции.

Игра «Нарисуй эмоцию»

Цель: развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, обучение умению графически изображать различные эмоциональные состояния.

Описание игры: детям раздаются карточки и предлагается нарисовать фломастерами на лицах героев «Радость», «Грусть» и другие эмоции.

III этап развития эмоционального интеллекта : использование эмоций для повышения эффективности мышления

Игра «Прочитай письмо»

Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

Описание игры: почтальон приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать.

Например: Шел мелкий дождь. Коля сидел у окна и грустил, но вот выглянуло солнышко, дождь прекратился, и Коля радостно побежал на улицу.

Ранним утром Алеша пошел на рыбалку. Закинул удочку и стал ждать, когда же рыбка попадется на крючок. Долго он сидел и внимательно смотрел на поплавок, но рыба не клевала, и ему было очень грустно. Но вдруг леска натянулась и постепенно стала уходить вниз. Что такое? Алеша потянул за удочку, но она только прогнулась, вот-вот сломается. Он испугался и стал звать на помощь. Прибежали рыбаки и помогли ему вытащить большую щуку. Алеша даже запрыгал от радости.

Игра «Доббль»

Данная игра включает в себя 7 карточек с эмоциями, которые изображены на листьях.

Описание игры: найти эмоцию, совпадающюю на двух карточках.

IV этап развития эмоционального интеллекта : понимание эмоций

«Кто, где живет?»

Цель: понимание эмоций

Описание игры: определить эмоцию героя мультфильма, показать, где он будет жить.

V этап развития эмоционального интеллекта : управление эмоциями

Игра «Повтори фразу»

Цель: развитие выразительности речи.

Описание игры: педагог называет фразу (например: «У меня есть котенок», которую дети должны повторить с интересом, с радостью, с удивлением, с отвращением, со страхом, с грустью.

«Сегодня на завтрак была овсянка»

«Мама вернулась с работы»

«Мы едем к бабушке на выходные»

«На улице пошел дождь»

.Игра «Колечко»

Выбирается водящий, остальные игроки садятся в ряд на скамейку и складывают ладошки лодочкой.

Водящий прячет предмет у себя в ладошках, также складывая их лодочкой.

Затем он подходит по очереди к каждому игроку, приговаривая:

— Я ношу, ношу колечко и кому-то подарю

Водящий, вкладывая свои руки в руки участников, должен передать колечко любому из игроков так, чтобы остальные не догадались — кому именно.

Игрок, получивший колечко, не должен подавать виду, что он его получил, и должен стараться сидеть с максимально невозмутимым лицом.

После того, как водящий прошел всех игроков, он отходит от скамейки на несколько шагов и говорит:

— Колечко, колечко, выйди на крылечко

Игрок, у которого в руках оказалось колечко должен вскочить со скамейки и подбежать к водящему.

Задача остальных игроков понять, у кого осталось колечко и не дать ему убежать, постараться удержать.

Вывод:

Таким образом, ребенок овладевает различными видами деятельности, общения, положительным отношением к миру, проявляет любознательность, задает вопросы умеет проявлять свои эмоции и распознать эмоции окружающих.

Работа над эмоциональным интеллектом в раннем возрасте помогает детям быть более устойчивыми, социально адаптированными и успешными в дальнейшей жизни.

Публикации по теме:

«Мы сегодня вот такие». Пособие-игра для развития эмоционального интеллекта у дошкольников«Мы сегодня вот такие». Пособие-игра для развития эмоционального интеллекта у дошкольников Развитие эмоционального интеллекта является важным аспектом в развитии дошкольников. Знать и понимать,уметь различать эмоции, очень важно.

Игра как средство развития эмоционального интеллектаИгра как средство развития эмоционального интеллекта Игра как средство развития эмоционального интеллекта Многих из нас в детстве учили подавлять свои эмоции. И если бурно проявлять радость.

Упражнение для развития эмоционального интеллекта у детей «Коробочка радости»Упражнение для развития эмоционального интеллекта у детей «Коробочка радости» "Коробочка радости" — это замечательное упражнение для развития эмоционального интеллекта у детей. Оно помогает научить их распознавать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоционального интеллекта в игровой деятельности
Опубликовано: 27 декабря 2024 в 14:50
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие эмоционального интеллекта в игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Курочкина (УИ 1031679) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД