Дарья Курочкина
Развитие эмоционального интеллекта в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Во ФГОС ДО одним из приоритетных направлений образовательной области социально-коммуникативного развития, является развитие эмоционального интеллекта. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства. В последние годы увеличивается число детей с эмоциональной
неустойчивостью (враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка не только с окружающим миром, но и с окружающими людьми
Форма проявления эмоций
• Пассивная (замирание от страха)
• Активная (убегание)
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм, ценностей, принятых в обществе;
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; Становление самостоятельности;
Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Существует два вида интеллекта :
Социальный и эмоциональный интеллект
Социальный интеллект – это способность понимать других людей и действовать или поступать мудро в отношении других людей Способность приспосабливаться индивида к человеческому бытию (Д. Векслер)
Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать и корректно выражать свои эмоции, а также понимать чувства других людей.
Эмоциональный интеллект для старшего дошкольного возраста, определяется как готовность ребёнка к эмпатическому взаимодействию, позитивное регулирование речевого поведения и речевой деятельности.
Пять главных составляющих эмоционального интеллекта
• самосознание
• самоконтроль
• эмпатия
• навыки отношений
• мотивация
Структура эмоционального интеллекта представлена на слайде.
• Осознанная регуляция эмоций
• Понимание (осмысление) эмоций
• Различение (распознавание) и выражение эмоций
• Использование эмоций в мыслительной активности
Развитие эмоционального интеллекта идет с разной скоростью. Нет единой линейной модели, по которой можно было бы определить, в какой мере он должен быть развит у ребенка к определенному возрасту. Тем не менее психологи выделяют ключевые точки на пути от чисто сенсомоторного восприятия к дружбе и импульсивному контролю.
Развитие эмоционального интеллекта происходит в несколько этапов:
1 этап: диагностический
2 этап Идентификация эмоций;т. еребенок принимает поведение, характеристики или ценности другого человека
3 этап Использование эмоций для повышения эффективности мышления;
4 этап Понимание эмоций;
5 этап Управление эмоциями
Итак, I Этап развития эмоционального интеллекта: диагностический
тест «Красивый рисунок»
Предлагаем детям выбрать одну из трех мандал (круг, квадрат или треугольник) и даем раскрасить их определенными цветами, которые должны быть у каждого ребенка.
Цвета : красный, черный, белый, коричневый, зеленый, голубой, фиолетовый, желтый, розовый, оранжевый.
Обработка результатов: Ориентируемся на обилие цвета в мандале, по нему делаем вывод об эмоциональном состоянии ребенка.
II Этап развития эмоционального интеллекта : идентификация эмоций Знакомить детей с эмоциями : радостью, злостью, горем, гневом, страхом, удивлением.
Игра «Выбери девочку»
Цель: развитие произвольности, наблюдательности, воображения.
Описание игры: Дети выбирают из предложенных картинок с изображениями веселой, грустной, испугавшейся, злой девочки наиболее подходящую к тексту каждого из предложенных стихотворений А. Барто: Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
Чтение книг: обсуждение персонажей и их чувств помогает детям развивать эмпатию и распознавать эмоции.
Игра «Нарисуй эмоцию»
Цель: развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, обучение умению графически изображать различные эмоциональные состояния.
Описание игры: детям раздаются карточки и предлагается нарисовать фломастерами на лицах героев «Радость», «Грусть» и другие эмоции.
III этап развития эмоционального интеллекта : использование эмоций для повышения эффективности мышления
Игра «Прочитай письмо»
Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.
Описание игры: почтальон приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать.
Например: Шел мелкий дождь. Коля сидел у окна и грустил, но вот выглянуло солнышко, дождь прекратился, и Коля радостно побежал на улицу.
Ранним утром Алеша пошел на рыбалку. Закинул удочку и стал ждать, когда же рыбка попадется на крючок. Долго он сидел и внимательно смотрел на поплавок, но рыба не клевала, и ему было очень грустно. Но вдруг леска натянулась и постепенно стала уходить вниз. Что такое? Алеша потянул за удочку, но она только прогнулась, вот-вот сломается. Он испугался и стал звать на помощь. Прибежали рыбаки и помогли ему вытащить большую щуку. Алеша даже запрыгал от радости.
Игра «Доббль»
Данная игра включает в себя 7 карточек с эмоциями, которые изображены на листьях.
Описание игры: найти эмоцию, совпадающюю на двух карточках.
IV этап развития эмоционального интеллекта : понимание эмоций
«Кто, где живет?»
Цель: понимание эмоций
Описание игры: определить эмоцию героя мультфильма, показать, где он будет жить.
V этап развития эмоционального интеллекта : управление эмоциями
Игра «Повтори фразу»
Цель: развитие выразительности речи.
Описание игры: педагог называет фразу (например: «У меня есть котенок», которую дети должны повторить с интересом, с радостью, с удивлением, с отвращением, со страхом, с грустью.
«Сегодня на завтрак была овсянка»
«Мама вернулась с работы»
«Мы едем к бабушке на выходные»
«На улице пошел дождь»
.Игра «Колечко»
Выбирается водящий, остальные игроки садятся в ряд на скамейку и складывают ладошки лодочкой.
Водящий прячет предмет у себя в ладошках, также складывая их лодочкой.
Затем он подходит по очереди к каждому игроку, приговаривая:
— Я ношу, ношу колечко и кому-то подарю
Водящий, вкладывая свои руки в руки участников, должен передать колечко любому из игроков так, чтобы остальные не догадались — кому именно.
Игрок, получивший колечко, не должен подавать виду, что он его получил, и должен стараться сидеть с максимально невозмутимым лицом.
После того, как водящий прошел всех игроков, он отходит от скамейки на несколько шагов и говорит:
— Колечко, колечко, выйди на крылечко
Игрок, у которого в руках оказалось колечко должен вскочить со скамейки и подбежать к водящему.
Задача остальных игроков понять, у кого осталось колечко и не дать ему убежать, постараться удержать.
Вывод:
Таким образом, ребенок овладевает различными видами деятельности, общения, положительным отношением к миру, проявляет любознательность, задает вопросы умеет проявлять свои эмоции и распознать эмоции окружающих.
Работа над эмоциональным интеллектом в раннем возрасте помогает детям быть более устойчивыми, социально адаптированными и успешными в дальнейшей жизни.