Хава Косумова
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Наши мозги устроены таким образом, что мы являемся в первую очередь эмоциональными существами, поэтому наша первая реакция на происходящее с нами событие всегда будет эмоциональной. Никто из нас не может контролировать эту часть процесса. Но мы способны контролировать мысли, возникающие после появления эмоции, и именно от нас зависит, как мы будем реагировать на эту эмоцию — после того, как поймем, в чем она состоит.
Понятие «эмоциональный интеллект (EQ)» не является новым в педагогике. Об этом писали многие учёные, но использовали другие термины. Кроме того, существует ряд взаимосвязанных с эмоциональным интеллектом качеств, в том числе эмпатия, которое первоначально означает процесс эмоционального проникновения в состояние другого человека.
Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Саловеем.
Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека управлять самим собой и другими людьми.
Гармоничное восприятие и использование своих эмоций открывает новые горизонты в различных сферах общения. Выстраивать отношения в любых условиях – смысл развития эмоционального интеллекта.
Что получает каждый из нас в результате развития эмоционального интеллекта :
1. Понимание и осознание эмоций освобождает нас от страхов и предрассудков, поэтому нам легче мыслить нестандартно, легче принимать решения.
2. Обладая высоким эмоциональным интеллектом, мы способны вести за собой, т. к. внушаем людям доверие, надёжность, вдохновение.
3. У нас много энергии благодаря эмоциональной гармонии
В основе развития личности дошкольника лежит эмоциональный интеллект, т. е. понимание, контроль эмоций и ориентация на другого, а также способность сотрудничать с другими людьми.
Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.
Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждого человека. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявлялся и сработал, он должен развиваться не путём тренингов и семинаров во взрослой жизни, а ещё в детском саду через осознание дошкольником роли и значимости окружающих его людей.
Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
способностью сознательно влиять на свои эмоции;
умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.
Сегодня уже доказано, что на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе и эмпатия. Таким образом, развивая эти качества ребенка, можно повысить уровень его эмоционального интеллекта. Этим обоснована необходимость разработки системы педагогических мероприятий, которая направлена на развитие эмоциональной сферы дошкольника, воспитание доброжелательного отношения к сверстнику.
Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:
функций:
– самосознание (образ "Я", понимание "психологического устройства" себя);
– самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
– социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);
– управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).
Эти основные функции развиваются на различных этапах дошкольного детства в соответствии с возрастными особенностями ребенка, используя сочетание различных форм обучения.
Эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста
В каком бы возрасте взрослые не начали заниматься развитием эмоционального интеллекта у ребенка, алгоритм его формирования будет един – важно, чтобы знакомство с миром эмоций проходило постепенно, от простого к сложному:
Рассказывайте ребенку о чувствах и эмоциях, проговаривайте их вслух, наглядно показывайте эмоциональные проявления при помощи различных игр и бесед.
Учите распознавать проживаемые чувства и эмоции, предлагая сравнение:
- далеких по значению чувств (радость – печаль, гнев – ликование, зависть – восторг, ненависть – любовь и прочие)
- близких по значению чувств (скука – грусть, обида – злость, любовь – нежность, радость – восторг, злость – раздражение и прочие)
Побуждайте ребенка самостоятельно выражать свои чувства и эмоции. Интересуйтесь, что чувствует ребенок в различных жизненных ситуациях.
Игры для развития эмоционального интеллекта у детей
Чтобы помочь ребенку познать все многообразие эмоций, научиться осознавать и выражать словами свои и чужие чувства, существует множество игр. Вот некоторые из них:
Игра с образом животных
Попросите ребенка представить какое-либо животное и эмоционально на него отреагировать. Пусть он даст название своей эмоции и объяснит причину ее появления. Например, радость, потому что собака виляет хвостом и ластится. Или страх, потому что лев большой и рычит.
Игра с мячом
Бросая ребенку мяч, говорите: «Я радуюсь, когда.», затем по очереди озвучивайте варианты: «. ем мороженое, светит солнце, гуляем в зоопарке, улыбается мама». Чем больше вариантов наберется, тем лучше. Следите за отсутствием повторений. Далее продолжайте игру с другими эмоциями : я грущу, злюсь, удивлен, мне страшно, интересно, стыдно и т. д.
Развитие эмоционального интеллекта (ЭИ) у детей требует усилий как со стороны родителей, так и со стороны педагогов. Вот практические рекомендации для родителей и педагогов по развитию ЭИ у детей :
Для родителей:
Будьте образцом для подражания.
Создайте эмоционально поддерживающую среду.
Обучайте эмоциональной грамотности.
Практикуйте активное слушание.
Создайте возможность для социальных взаимодействий.
Для педагогов:
Внедрение программ эмоционального обучения.
Использование литературы и искусства.
Создание эмоционально безопасной среды.
Установление отношений доверия и поддержки в группе.
Использование индивидуального подхода.
Сотрудничество с родителями.
Предоставление детям обратной связи о их эмоциональном развитии и усилиях в развитии навыков ЭИ. Поощрение их усилия и успехов.
Заключение
Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни детей дошкольного возраста. Он способствует развитию социальных навыков и успешной адаптации в обществе. Исследования показывают, что развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста может быть успешно стимулировано и укреплено через специальные образовательные программы и педагогические методики.
Родители и педагоги играют важную роль в формировании эмоционального интеллекта у детей. Они могут создавать поддерживающую и эмоционально благоприятную среду, обучать детей распознавать и управлять своими эмоциями. Приобретение навыков эмоционального интеллекта в раннем детстве имеет долгосрочное значение для успешной социализации и интеллектуального развития детей. Он способствует укреплению их самооценки и способности справляться с жизненными вызовами. Необходимо проводить дальнейшие исследования и разрабатывать более эффективные методики и программы, а также активно внедрять их в образовательные процессы и воспитательную практику.
Важно понимать, что эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста можно развивать, и это помогает им лучше адаптироваться к будущим вызовам и строить успешные отношения в обществе.